Зимний Нардуган обрядовый национальный праздник

МАДОУ Д/С №3 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан







«Зимний Нардуган»
«PышQы НардуCан»



Юртаманова З.М.,
учитель башкирского языка









2014 г
Цель:
1. Продолжить ознакомление детей с культурой, традициями и обычаями башкирского народа;
2. Познакомить детей с башкирским праздником Нардуган, его народными обрядовыми играми, песнями, плясками;
Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце;
Воспитывать уважительное отношение к башкирскому народу и прививать интерес к башкирским народным праздникам;
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей;
Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах игр.


ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

ОБОРУДОВАНИЕ:
Дидактические средства: макет солнца, лучи, гимнастический конус, кольца, обруч, скакалки.
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с аудиозаписью песен.









Звучит аудиозапись башкирской музыки. Входят под музыку дети старшей группы.
(В): Нар-нар, нарынай
Будет счастлива страна!
Процветает милый край!
Утром рано, ты вставай!
На праздник солнечного дня
Приходите все друзья!
(В): Здравствуйте, ребята и взрослые, а также гости дорогие! Мы сегодня побываем на удивительном празднике – Нардуган. Интересен и перевод этого удивительного слова: слово - нар обозначает солнышко, а дуган – рождение. А теперь предлагаю вместе назвать этот праздник.
(Д): Рождение солнца.
(В): Нардуган. Когда наступали короткие зимние дни, а вечера становились долгими-долгими, наши прадедушки и прабабушки так обращались к солнцу: «Нар- нар, солнышко родное, повернись, пожалуйста, к нам лицом». Праздник символизировал пробуждение природы и торжество жизни. Чтобы солнышко нас услышало, давайте и мы позовем его.
Нар- нар, нарынай!
Просыпайся поскорей!
Повернись ты к нам лицом,
Мы умоемся твоим лучом!
Дети встают в круг и под музыку водят хоровод. На полу, на середине, лежит макет солнца с лучиками, на обратной стороне написаны пожелания. После завершения чтения, дети останавливаются и берут на руки лучи. Ведущий читает несколько необычных пожеланий.
(В): Эти пожелания принес вам новой год с рождением нового солнца. Ребята, остальные пожелания прочитает вам Татьяна Анатольевна в группе. После такого обращения дни станут длиннее, солнышко будет больше нас греть. К нам на праздник я пригласила и Селл1 бабай. Селл1 бабай - в переводе Знойный дед. Приходит когда зимой начинаются лютые морозы, а летом стоит знойная жара. Где же он? А может, он задержался, а может он нас ищет и не найдет? Давайте мы громко-громко позовем, и он нас обязательно услышит.
(Д): Ау- ау, Селл‰ бабай!
(В): Почему-то не отвечает, значит, нам за ним надо послать наших джигитов. Мальчики, самые смелые и сильные, найдите, пожалуйста, нашего гостя. А вы девочки, громко хлопайте, чтобы наши ребята быстрее нашли его.
Звучит музыка. Мальчики выходят из зала через парадную дверь, а входят на скакунах вместе с ними появляется и Селл‰ бабай.
(С.б.): Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я немного опоздал, ждал своих скакунов! Спасибо, вам ребята, что позаботились обо мне!
(В): Этот год – год лошади, поэтому и Селл‰ бабай будет передвигаться верхом или на тройке лошадей. Наш гость пришел к нам со своими играми, вопросами, эстафетами и хочет проверить вас на смелость, храбрость и быстроту. Задавай свои вопросы, а мы постараемся отвечать правильно.
(С.б.): Этот год – год лошади, и вопросы моей игры будут о лошадях. Ребята, как вы думаете, кого человек приручил первым: коня или осла?
(В): Человеку помогал ишак. Значит его первым и приручил, а когда он начал упрямиться, уже потом коня.
(С.б.): Я вижу, вы с заданием справились. А вот, поиграйте в мою игру.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ПОЙМАЙ КОНЯ».
(В): Афарин, ребята! Никого не поймал Селл‰ бабай. Задавай свои вопросы.
(С.б.): Как называется ребенок лошади?
(Д): Жеребенок.
(В): От рождения до года – колон, на второй год жизни – ябак, на третий год – конан, на четвертый – д_н‰н, только на пятый год жеребцом или кобылой.
(С.б.): А сейчас я проверю, сумеете ли вы управлять лошадьми.
КОМАНДНАЯ ИГРА: «ЗАПРЯГИ ЛОШАДЬ».
(В): Афарин, ребята, и здесь вы показали себя в ловкости и быстроте.
(С.б.): Ответьте еще на один вопрос, как называется молоко лошади?
(Д): Кумыс-QымыI. Он является лучшим лечебным средством против легочных и желудочно-кишечных заболеваний.
(В): Вот такие славные и умные наши дети, все они знают и правильно отвечают. Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.

ИГРА: «ЭСТАФЕТА СКАКУНОВ».
(В): Вот такие быстрые наши скакуны!
(С.б.): Ой – ой, ребята, что-то я у вас задержался, а мне пора уже к другим детям.
(В): И мы не будем задерживать нашего гостя, скажем спасибо, Селл‰ бабай, приезжай к нам летом. Мы вас будем ждать. До свидания.
(С.б.): До свидания.
Под музыку провожают Селл‰ бабай.
(В): Ребята, мы скоро начнем готовиться летнему Нардугану. Этот праздник по-другому называется праздник «Пощады», отмечается в июне. В этот период нельзя беспокоить и портить природу - рубить деревья, ловить рыбу, охотиться. Соберемся мы на поляне, будем варить суп из разных трав – кислянки, щавеля, крапивы, наберем лекарственные травы.
Нардуган – рождение
Солнечного дня!
Мы - твои дети родные!
Мы - одна семья!
(В): До свидания, до встречи!
















15