Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики в условиях модернизации образования»
Вводная часть. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями.Создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики.Обеспечение доступного качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства , формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Изучение состояния исследуемой проблемы показали наличие комплекса противоречий между:возросшей ролью знания в жизни отдельного человека и общества в целом и уровней его отражения сознании,необходимостью использования целостного подхода к процессам обучения, воспитания, развития и предметной областью познания,потребностью воспитания познавательного интереса у школьников и уровнем разработанности дидактического и методического обеспечения этого процесса при обучении математики.Проблема: Недостаточная сформированность у учащихся познавательного интереса к предмету, определение форм и методов организации учебно – воспитательного процесса, направленного на развитие познавательного интереса учащихся.
Цель:– сформировать познавательный интерес у учащихся в процессе обучения математики.Задачи:Формирование познавательного интереса как социально значимого качества личности;Формирование познавательных интересов школьников через творческие задания;Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;Ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве).
Ожидаемые результаты:1.Повысится интерес ребенка к изучению предмета;2.Улучшится качество образования за счет творческого потенциала;3. Научатся принимать решения и выбирать наиболее эффективные способы решения задач.4. Научатся задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве..Оценка достижения планируемых результатов.1.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.2. Тесты.3.Задания на выделение существенных признаков задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи.4. задачи с избыточными противоречивыми данными.5. Участие в олимпиадах и конкурсах.
Теоретическое описание познавательного интереса.Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность
Познавательный интерес в учебном процессе.В нашей работе мы исследуем не просто интерес, а именно познавательный интерес. Проблема эта не нова; она была актуальна в педагогике всегда.[i] Поэтому здесь мы рассмотрим сущность и виды интереса, а так же уделим особое внимание месту познавательного интереса в общей, системе - интересов, рассмотрим сущность, структуру, модификации и факторы формирования познавательного интереса.
Условия формирования у школьников интереса к обучениюУсловия формирования интересаВовлечение в процесс самостоятельного поискаПонимание нужности и важности изучаемого материалаРазнообразная информация и способы действийСвязь данного материала с изученным раннееЧастые проверки и оценки работыЯркость эмоционального учебного процесса
Из опыта работы. Личный педагогический опыт и опыт ведущих педагогов – методистов, позволяет мне выделить следующие педагогические условия, которые, на мой взгляд, способствуют формированию познавательного интереса на уроках математики:1.Ориентация на жизненный опыт учащихся- решение разнообразных ситуационных задач взятых из жизни. Например автор учебника математики Н.Я.Виленкин изложение нового теоретического материала начинает с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл) начинаем с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл) подводим решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл) начинаю с задачи «Расчистили от снега 5\2 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».При изучении нового материала раскрываем его практическую значимость.2.Разнообразные виды самостоятельной работы: а) работы, организуемые с целью изучения нового материала;б) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;в) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;г) обобщающие с/р.;д) проверочные с/р.
3.Проблемное обучение-ощущение трудности, способствуют выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. При этом повышается эффективность самого процесса обучения решению задач, что способствует повышению уровня познавательного интереса.Например при изучении темы «Проценты» ученика задаю вопрос «Где применяются проценты?» Учащиеся отвечают «В банковском деле», «в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке». Ученики сами приводят примеры.4.Дифференцированный подход к обучению. Например: дифференциация содержания учебных заданий:а) по уровню творчества; б) по уровню трудности; в) по объему.4.Поиск новых способов решения- к данным задачам относятся такие, которые, требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных. Например при решении комбинаторных задач. 5.В условиях модернизации очень часто приходится обращаться к интернет ресурсам. Я на своих уроках пользуюсь ЭОР(электронными образовательными ресурсами) Использую программу для построения графиков функций. Для контроля в виде тестирования применяю программу My-test.
Условия реализации планируемых результатов:1.Кадровое обеспечение реализации ФГОС- курсовая подготовка.2.Обеспечение учебниками и рабочими программами в соответствии с ФГОС. 3. Внедрение инновационных педагогических технологий в полном объёме требует в образовательном процессе наличия новых дидактических средств, доступа к разнообразным техническим средствам обучения: наличие мультимедийной, аудио-, видео- и копировальной техники, информационные ресурсы Интернет. 4.Для психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями необходимы логопед, дефектолог, психолог.
Вывод:Формирование познавательного интереса на уроках математики является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей, является средством воспитания активной личности.