Доклад на родительское собрание Роль родителей в формировании личности ребенка


Доклад
«Роль родителей в формировании личности ребёнка»
Подготовила:
Фур О.Н, учитель
В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Воспитать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья для ребёнка - это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Под стилями семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.
Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых - результат ошибок семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Любовь умиления - самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.
Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.
Родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья - школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно- эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Родитель стремится управлять поведением ребенка с помощью следующих директив:
1. «Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью».
«Не расти» - панический страх взросления ребенка, который выражается в высказываниях типа: «Не торопись взрослеть», «Мама тебя никогда не бросит», «Детство - самое счастливое время жизни». Бессознательно ребенок может найти здесь для себя указание: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».
«Не принадлежи никому, кроме меня», - родитель видит в ребенке «единственного друга», всячески подчеркивает исключительность, непохожесть ребенка на других, причем в положительном смысле: «Ты ведь у меня не такой, как все». Став взрослыми, такие люди будут стремиться в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не смогут найти.
«Не сближайся с другими людьми» - внушение ребенку, что никому, кроме родителя, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Взрослые, получившие в детстве такие директивы, имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми.
«Не делай сам, это опасно, за тебя буду делать я».
«Не чувствуй себя хорошо», например: «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку». Родитель подчеркивает, что плохое самочувствие ребенка повышает ценность любого его действия. Человек, получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате его состояние ухудшается.
Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего детства, родителям необходимо постоянно оказывать психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.
Уже в три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально - принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.
Для социального - эмоционального развития ребенка в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей - его важные факторы. Для обогащения социального - эмоционального развития ребёнка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребёнок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческого - деятельностного.
Социально - эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности" в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию ребёнка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребёнком личностно-значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребёнка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо - деятельностный компоненты помогают ребёнку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникаций, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребёнку активно выражать свои чувства и желания.
Как утверждают отечественные учёные, социально - эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально - эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:
Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой. Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка - семья. Средовой подход семьи в воспитании является сегодня одним из популярных. Среда выступает в роли обобщённого, совокупного, объединённого, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения факторов и условий.
Домашнюю предметно - пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребёнка. Построенная с учётом личностно - ориентированного подхода к ребёнку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств в его личности. Среда развития ребёнка - пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.
Воспитательная среда по мнению исследователей Л.И.Новиковой, Ю.С.Мануйлова - это средство развития личности ребёнка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е.В.Бондаревская) подчёркивает необходимость отношения к ней как к "жизненному пространству ребёнка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается".
Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности ребенка. Один из последних подходов к пониманию среды определяет её как "среда взаимодействия" (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Взаимоотношения членов семьи, личный пример отцов и матерей, семейные традиции-все это можно обозначить одним словом - общение. Общение старших и младших в семье имеет три формы: эмоциональную - ласка, забота, нежность; ситуативную - контакт взрослых с ребенком в игре, развлечениях; речевую - раскрытие норм поведения , советы, выражение сочувствия. Эти формы почти ягргля выступают r единстве.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Умение взаимодействовать с детьми - важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью.
Однако опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, ребенка невозможно отвлечь от компьютера.
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.
Нередко родители семейное воспитание сына или дочери сводят к бесконечным наставлениям. Безусловно, им лучше знать, как поступить ребенку в том или ином случае, и они указывают ему на это, оберегают его от возможных ошибок. Но далеко не всегда сами следуют тому, что с такой настойчивостью внушают детям. Скажем, призывают их к аккуратности, а собственные вещи держат в беспорядке. Или настаивают, чтобы по утрам дети занимались физическими упражнениями, но у самих для этого не находится времени. Ничего удивительного, что требования, предъявляемые к детям, не выполняются. Другое дело - живой пример родителей - он почти наверняка принес бы желаемые результаты.
Сам семейный уклад, его нравственный микроклимат, традиции и привычки в семье воспитывают ребенка, формируют в нем те качества, которые станут определяющими в его дальнейшей жизни.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Эмоциональная насыщенность и позитивный характер отношений, устойчивость и стабильность взаимодействия, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже», которая конкретизируется в следующих детских установках:
Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
Окружающие доверяют мне.
Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы должны учитывать желания и интересы друг друга.
Такие базисные установки являются большим достижением детства. Детей с данными установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологопедагогической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения, большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человечка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными. Как для нас важно эмоциональное благополучие детей, их уверенность в завтрашнем дне, в будущей счастливой жизни. Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.
Воспитание - процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и поэтому требующий комплексного подхода.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить свое выступление стихотворением, еще раз подтверждающим это.
Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.