Конспект родительского собрания Роль семьи в формировании личности ребёнка


СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«Роль семьи в формировании личности ребенка»
Цель: формирование представления у родителей младших школьников о процессе формирования личности ребёнка.
Задачи:
заинтересовать родителей значимостью темы собрания;
выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями ;
дать рекомендации родителям, способствующие правильному развитию отношений между членами семьи.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 «б» класса.
Форма проведения: тематическая лекция по теме: «Роль семьи в формировании личности ребенка»
Организация родительского собрания:
подготовка приглашений , мини – анкет, памяток для родителей;
изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;
организация выставки книг в помощь родителям;
подготовка сценария собрания;
анкетирование учащихся;
деление родителей на микрогруппы;
постановка проблемы для каждой группы;
сбор и оформление материала.
Ход собрания
1.Вступительное слово классного руководителя.
- Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения – все это создает благоприятную среду для эмоционального формирования личности.
- Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главнейшую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
-Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играют семья и школа в их воспитании, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учитель и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
- Взаимоотношения семьи и школы важны как в первые годы пребывания ребенка в школе, так и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Дети учатся жить у жизни:
Ø  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Ø  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Ø  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Ø  Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
- Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей».
2. Недостатки воспитания.
Любовь умиления – это самое печальное, что можно представить себе в отношения родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и в человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или дочь – такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
- С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.
3.Практическая часть.
 
Уважаемые родители!
Мы просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам понять, насколько хорошо Ваш ребенок адаптируется к школьной жизни и что еще необходимо сделать, чтобы школа стала для ребенка еще более ценной.
 
Ф.И.О. __________________________________________________________________________                                                                                                                                                          
 
Дата заполнения         «____» __________________200    г.
 
Обведите кружочком вариант ответа, выбранного Вами.
 
1.  Рассказывает ли Ваш ребенок дома о школе?
а) да, по собственной инициативе;
б) да, если я его спрашиваю;
в) не хочет разговаривать о школе.
2.  О чем рассказывает Ваш ребенок с большим удовольствием?
а) о том, что делали на уроке;
б) о том, что делали на перемене и после уроков;
в) о друзьях;
г) об учителе.
3.  Ваш ребенок идет в школу охотно?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г)___________
4.  Что изменилось в поведении Вашего ребенка с момента поступления в школу?
а) ничего не изменилось;
б) стал расторможенным, непоседливым, агрессивным;
в) стал аккуратнее, внимательнее, серьезнее;
г) стал медлительным, замкнутым.
 
Большое спасибо за Ваши ответы.
4.Заключительное слово.
- Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе, И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
5.Подведение итогов родительского собрания.
- Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу. В помощь вам я предлагаю 55 способов сказать ребёнку «я тебя люблю»! Думаю, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.6.Выводы.
Литература:
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.
Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М., 1987.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998.
Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/ 6. http://nachalka1.ucoz.ru/index/shkola_polnogo_dnja/0-1655 способов сказать ребенку я тебя люблю
1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидал.5. Лучше, чем все, кого я знаю.6. Великолепно!7. Прекрасно!8. Грандиозно!9. Незабываемо!10. Именно этого мы давно ждали.11. Это трогает меня до глубины души.12. Сказано здорово - просто и ясно.13. Остроумно.14. Экстра-класс.15. Талантливо.16. Ты - одаренный.17. Ты сегодня много сделал.1 8.Отлично!19. Уже лучше.20. Еще лучше, чем я мог подумать.21. Потрясающе.22. Замечательно.23. Поразительно.24. Неподражаемо.25. Несравненно.26. Красота!27. Как в сказке.28. Очень ясно.29. Ярко, образно.30. Очень эффектно.31. Прекрасное начало.32. Ты - просто чудо.33. Ты на верном пути.34.Здорово!35. Ты в этом разобрался.36. Ты ловко это делаешь.37. Это как раз то, что нужно.38. Ух!!!39. Поздравляю.40. Я тобой горжусь.41. Я просто счастлив.42. Мне очень важна твоя помощь.43. Работать с тобой - просто радость.44. Ты мне необходим.45. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.47. С каждым днем у тебя получается все лучше.48. для меня нет никого, красивее тебя.49. Научи меня делать так же.50. Тут мне без тебя не обойтись.51. Я знал, что тебе это по силам.52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.53. Никто мне не может заменить тебя.54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.55. Я сам не смог бы сделать лучше...