Методическая разработка. Занятие на тему: Поговорим о доброте


Беседа "Поговорим о доброте"
Слово воспитателя:
 - Доброта... Что означает это слово? Какого человека можно назвать добрым?
 (Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)Воспитатель:                                                                                                      
  - А теперь обратимся к определению в Толковом словаре Сергея Ожегова:
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный,  добросердечный, добросовестный.
- Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
Воспитатель                                                                                                     
   - А  были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
Воспитатель:
 - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?  В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
 Рассмотрим ситуацию:                                                                               
 Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.                               
Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.                                                                                                      
  2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (Ответы детей)
Вывод воспитателя
 - Все люди очень разные, Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.
   - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли я?” (отвечать “да” или “нет”):
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?5. Часто ли ты используешь злые шутки?6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Результаты:
Больше 8 очков.
Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков.
Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков.
Тебе предстоит сложная работа над собой.
Воспитатель:
- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк , ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.                                                                         -----Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
 (Ответы детей)
 - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?
(Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
  - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов?
 (С помощью улыбки ,доброжелательного взгляда.)
-Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие этиУслышать каждый очень рад; Добреют взрослые и детиИ улыбнуться всем спешат.
 -Давайте   немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - добавить подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)Мальчик вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)Растает ледяная глыбаОт слова доброго ... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)Всем вам с большой любовьюЖелаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод воспитателя:  Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
  Работа в парах
Доброта - это самое ценное нравственное качество народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
4. Не хвались серебром, а хвались добром.
5. Кто добро творит., того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет., в том и правды мало.
7. Не ищи красоты - ищи доброты.