Рабочая (адаптированная) программа вокальной студии Романтика
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 ОАО «РЖД»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждаю»
руководитель МО
заместитель директора по ВР
Директор
_________________
___________ Самсонова О.И.
________Суворова Е.И.
Протокол №_______
«28» августа 2015 г.
Приказ № 198 от
от «___»_______2015 г.
«31 » августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
для учащихся 1-11 классов
ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «РОМАНТИКА»
Составила: Волкова Л.В. (ВКК)
Согласовано на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«31» августа 2015 г.
Воронеж
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и a capella.
Данная образовательная программа была написана на основе пособия Алиева Ю.Б. «Пение на уроках музыки» М, «Владос пресс» 2005 г., адресованного учителям музыки в школе и организаторам музыкальной работы в учреждениях дополнительного образования. А также на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школах, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России подобные программы не встречались. Представленная программа «Вокальная студия «Романтика» является адаптированной для общеобразовательной школы.
Новизна программы
В ЧОУ СОШ №40 ОАО «РЖД» создана вокальная студия «Романтика», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы «Вокальная студия «Романтика» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Вокальная студия «Романтика» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В Частном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 40 ОАО «РЖД» имеются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Романтика», направленная на духовное развитие обучающихся.
Данная программа помогает приобрести новые знания и опыт для развития вокальных способностей детей, умение владеть своим певческим аппаратом. Благодаря технике голосообразования, освоению элементарных знаний музыкальной грамоты для передачи различных художественных образов через песенный материал, ученик получает возможность расширить свой художественный кругозор, что дает пищу уму и эстетическим чувствам.
Цель программы:
Выявление и совершенствование вокально-хоровых, творческих способностей школьников.
Задачи программы:
Формировать музыкально-эстетическую культуру, хороший музыкальный вкус учащихся в области популярной, народной и классической музыки, исполнительскую культуру.
Совершенствовать культуру интонирования, технологию голосообразования, артистизм в передаче образных, эмоциональных, различных по характеру и стилю вокально-хоровых произведений, вырабатывать умение доносить до слушателя содержание музыкального произведения с помощью звука и слова.
Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа разработана для каждой группы вокальной студии с учетом возрастных особенностей детей: младший хор (1-4 классы), ансамбль средних классов (5-7 классы), ансамбль старших классов (8-11 классы). Каждый курс разделен по четвертям. Ввиду того, что в каждой вокальной группе ведется работа с солистами (групповые занятия с наиболее способными учащимися, являющимся солистами в различных песнях), «сольное пение» отмечено отдельной графой.
В графе «вид деятельности» имеется 7 разделов.
Все разделы, за исключением II-го, дают знания в комплексе, не разграничивая их на теоретические и практические. И только II раздел чисто теоретический.
I. «Изучение индивидуальных музыкальных способностей у детей» встречается только в первой четверти в начале учебного года. Фиксирование индивидуальных особенностей учащихся помогает наблюдать динамику развития певческих возможностей школьников, их музыкальности в целом. Характерно, что критерии, по которым оцениваются индивидуальные музыкальные способности, расширяются по мере взросления участников студии, перехода их из одной возрастной категории в другую.
II. В разделе «Изучение вокально-хоровых понятий» главной задачей является усвоение детьми тех вокально-хоровых терминов, которые помогут им в личной вокальной практике, расширят кругозор музыканта.
III. «Звукообразование» (голосообразование). В эту часть программы вошли основные приемы певческого звука. Только предшествующее исполнению представление о звучании голоса поможет впоследствии сделать работу над голосообразованием сознательной.
Осознанные ребенком различные приемы голосообразования, ведущие к освоению определенного навыка, мало-помалу переходят в «привычные», а затем уже частично автоматизируются. Таким образом, рефлекс в пении является конечным результатом обучения и достигается путем продолжительной тренировки всех частей голосового аппарата. Усвоение навыков голосообразования с детства чрезвычайно важно в вокальной педагогике, так как эти навыки сохраняются и в зрелом возрасте.
IV. В разделе «Средства музыкальной выразительности» перечислены те средства, благодаря усвоению которых, учащиеся могут широко применять их в своей вокальной практике, что поможет им наиболее точно донести до слушателей содержание и эмоциональный накал той или иной песни.
V. «Хоровое сольфеджио». Задачей этого раздела является развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности учащихся, развитие гармонического функционального слуха, чувства ритма и т.д.
VI. Раздел «Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы» тесно связан с «Хоровым сольфеджио», но в большей степени направлен на хоровую практику.
VII. Раздел «Разучивание песен» - самый объемный по количеству времени, отведенному на занятие. В программе отражено немного информации относительно разучивания песен (в приложении к программе младшего хора, в I четверти указан план работы над разучиванием песни), т.к. основная деятельность в работе над песней зависит от выбора вокального произведения, который происходит произвольно. Здесь учитываются воспитательные задачи репертуара, технические возможности того или иного возраста. Весь процесс разучивания песни должен подчиняться задаче выразительного исполнения, раскрытия художественного замысла автора.
Программа младшего хора рассчитана на 4 года с регулярным обновлением песенного материала.
Программа ансамбля средних классов рассчитана на 3 года с регулярным обновлением песенного материала.
Программа ансамбля старших классов рассчитана на 4 года с регулярным обновлением песенного материала.
Занятия проходят: младший хор - 2 раза в неделю по 2 академических часа;
Ансамбль средних классов – 2 раза в неделю по 2 академических часа;
ансамбль старших классов – 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Состав участников студии: младший хор – не более 25 человек;
Ансамбль средних классов – не более 15; ансамбль старших классов - не более 10 человек.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методическое обеспечение программы
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); -
_фонопедические упражнения по Емельянову;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения данной программы учащиеся младшего хора должны знать и уметь:
Верно петь выученные песни, знать их названия и авторов.
Быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты.
Соблюдать при пении певческую установку.
Знать названия женских и мужских певческих голосов.
Выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера.
Освоить на слух I, III, V ступени.
Определять на слух двухдольность и трехдольность.
Определять на слух мажор и минор, консонанс и диссонанс.
Иметь любимые песни.
Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа.
Знать и понимать названия пройденных песенных жанров.
Укрепить свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Освоить элементы двухголосного пения.
Расширить певческий диапазон: (сопрано: до1-ре2(ми2); альты: лям-до2).
В результате изучения данной программы учащиеся ансамбля средних классов должны знать и уметь:
Распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte), сохранять вдыхательную установку; при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз, уметь пользоваться цепным дыханием.
Следить за тем, чтобы текст при пении произносился ясно и грамотно, чтобы две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова, не сливались воедино.
Научиться петь легко, мягко, не форсируя звук; знать свои голосовые возможности, не злоупотреблять громкостью звучания голоса.
Петь в диапазоне: высокие голоса до1-ми(фа)2, низкие голоса лям-до(ре)2.
В результате изучения данной программы учащиеся ансамбля старших классов должны знать и уметь:
«Нейтрализовать» негативные особенности звучания голоса в мутационный период.
Импровизировать подголоски к мелодии.
Знать свои возможности по силе голоса, по продолжительности пения на одном дыхании.
Знать правила пения и охраны голоса в период мутации.
Использовать при пении все свои певческие знания, умения, навыки, усвоенные в младшем хоре, ансамбле средних классов; петь мягко и напевно, на правильном певческом дыхании.
Анализировать характер звучания голоса (свой и других певцов).
Сливаться со своей партией по высоте и тембру, используя новые возможности изменившегося вследствие мутации голоса. Диапазон (рабочий) голоса: высокие голоса – симал-фа2; низкие голоса – лямал-до2; юношеские голоса – ремал-до1.
К концу обучения в вокальной студии более ярко проявляются творческие способности каждого ученика. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Наличие репетиционного зала (актовый зал).
Фортепиано, синтезатор.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Электроаппаратура. (2 комплекта: для выступлений на улице, для выступлений в помещении).
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов, презентации.
Литература для педагога:1. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки» М, «Владос пресс» 2005 г.2. Вербов А. М. Техника постановки голоса. – М.,1961.3. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников: Сб. науч. тр. /МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1983. 4. Вопросы вокальной педагогике. Вып. 1- 7. – М.,1962 – 1984.5. Гоце М.О вокальной работе в школе. //Искусство школе, 1997, №3. 6. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.7. Дмитриев Л.Б Основы вокальной методики. – М.,1996.8. Добровольская Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М,1972.9. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – СПб.,1997.10. Инайят Хан. Мистицизм звука. – М., 1997. 11. Луканина В. Мой метод работы с певцами.- Л.,1972.12. Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. – М., 1995. 13. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.14. Менабени А.Г. Некоторые краткие сведения о голосовом аппарате и певческом звуке //Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1981.15. Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 197716. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей. Киев: Музычна Украина, 1989.17. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972.18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 19. Стулова Г.П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата у детей в пении //Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982.20. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М.: Музыка, 1987.
Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома. – Донецк: Сталкер, 2002.
Волков С. Детям о музыке. – Омега, 2000.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1985.
Гульянц Е. Музыкальная азбука для детей. – М.: Аквариум, 1997.
Гозенпуд А. Краткий оперный словарь. – К.:Музична Украiна, 1989.
Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989.
Кошмина И. Владимир Шаинский и его песни. – М.: Музыка 1986.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.:Сов. Композитор, 1977.
Макашенцева Е. Детские забавы. – М.: Просвещение, 1991.
Перельман Я.И. «Занимательная физика». – М.: Наука, 1980.
Покровский Б. Сотворение оперного спектакля. – М.: Детская литература, 1985.
Проверьте свои знания энциклопедия /сост. Приседский Е.А., - Донецк: Сталкер, 1997.
Стихи о музыке (сб.). – М.: Сов. Композитор, 1982.
ЧерновА., Бялик М. О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе. – Л.: Музыка, 1965.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младший хор вокальной студии «Романтика»
(170 часов в год)
4 ч/нед. – хор
1 ч/нед. – сольное пение
№ п/п
Вид деятельности
Всего (часов)
Общ. хор
Сольное пение
Изучение индивидуальных
музыкальных способностей у детей
4
3
1
Изучение вокально-хоровых понятий Т
10
10
-
Звукообразование
15
10
5
Средства музыкальной выразительности
15
10
5
Хоровое сольфеджио
20
16
4
Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы
20
16
4
Работа над разучиванием песен
86
71
15
170
136
34
Ансамбль средних (5 – 7) классов вокальной студии «Романтика»
(204 часа в год)
4 ч/нед. –ансамбль
2ч/нед. – сольное пение
№ п/п
Вид деятельности
Всего (часов)
Общ. хор
Сольное пение
1.
Изучение индивидуальных
музыкальных способностей у детей
4
3
1
2.
Изучение вокально-хоровых понятий
10
10
-
3.
Звукообразование
20
15
5
4.
Средства музыкальной выразительности
20
15
5
5.
Хоровое сольфеджио
30
20
10
6.
Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы
20
16
4
7.
Работа над разучиванием песен
100
57
43
204
136
68
Ансамбль старших (8 - 11) классов вокальной студии «Романтика»
(238 часов в год)
6 ч/нед. –ансамбль
1ч/нед. – сольное пение
№ п/п
Вид деятельности
Всего (часов)
Общ. хор
Сольное пение
1.
Изучение индивидуальных
музыкальных способностей у детей
4
3
1
2.
Изучение вокально-хоровых понятий
4
4
-
3.
Звукообразование
20
15
5
4.
Средства музыкальной выразительности
40
36
4
5.
Хоровое сольфеджио
40
36
4
6.
Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы
30
26
4
7.
Работа над разучиванием песен
100
84
16
238
204
34
Приложение
Содержание разделов программы занятий с младшим хором (1 – 4 кл.) вокальной студии «Романтика»
Всего в год – 170 часов
I четверть (45 часов всего: 9 ч – сольное пение, 36 ч – хор)
Определение и фиксирование музыкальных способностей детей.
Показатели:
диапазон и свойства голоса;
ладовое чувство при пении;
способность к транспонированию;
способность интонирования;
чувство ритма.
Изучение вокально-хоровых понятий.
Понятие «правильная певческая установка.
Правильное дыхание.
Освоение дирижерских жестов: «внимание», «дыхание», «начало» и «конец».
Понятие «доля».
Понятие «регистр» (вокальный и инструментальный).
Понятие «гамма», «звукоряд».
Звукообразование.
Обучение мягкому, напевному звучанию.
Правильное формирование гласных.
Четкое произношение согласных.
Умение спеть небольшое упражнение на одном дыхании.
Умение петь чисто на высоте одного звука слоги «да», «до», «ду».
Средства музыкальной выразительности.
Сравнивать разнохарактерные песни.
Пение звукоряда в нисходящем движении по 2 звука на одном дыхании.
Объяснение маршевого ритма.
Понятие о звуках разной высоты.
Хоровое сольфеджио.
Направление движения мелодии.
Нотный стан:
- скрипичный ключ;
- нота соль;
- расположение звукоряда на нотном стане.
Сольфеджирование маленького фрагмента из знакомой песни.
«До» второй октавы.
Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения по В.В. Емельянову.
«Эхо» (развитие динамики).
«Музыкальная эстафета» (чистота интонирования).
«Пчелы» (развитие дыхания).
Работа над разучиванием песен.
Показ.
Рассказ об авторах.
Беседа о содержании песни, о характере музыки и слов.
Работа над трудностями.
Чередование пения с сопровождением с пением без сопровождения.
II четверть. (35 часов всего: 7 ч – сольное пение, 28 ч – хор)
2. Изучение вокально-хоровых понятий:
Названия женских и мужских певческих голосов.
Термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Тоника, тоническое трезвучие.
Мажор, минор.
3. Звукообразование.
Пение звукоряда (до1 – до2) в нисходящем движении с различными заданиями по дыханию (2 и 4 звука на одно дыхание).
Работа над кантиленой и формированием гласных, ровностью дыхания.
Работа над легким, светлым звучанием.
Пение мажорных и минорных трезвучий.
4. Средства музыкальной выразительности.
Проверка различения детьми высотности на слух (начиная от октавного сопоставления и кончая полутоновым).
Путешествие по звукоряду – поступенное и по звукам тонического трезвучия.
Определение на слух тона и полутона, индивидуальный опрос.
Определение на слух мажорного и минорного трезвучий, индивидуальный опрос.
5. Хоровое сольфеджио.
Умение спеть с названием звуков прослушанный пример (первый звук назван).
Работа над полутонами в звукоряде «до мажор».
Пение тонического трезвучия в восходящем движении.
Пение с названием звуков по ступеням.
Пение тонического трезвучия (до мажор) в последовательном движении и в разбивку.
Устный диктант: соль-фа-ми-ре-соль-соль-до. Определить название звуков после прослушивания.
6. Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения по В.В. Емельянову.
«Учитель и ученики» (развитие интонирования).
«Узнать песню по ритму» (чувство ритма).
Работа над разучиванием песен.
Значение выразительности исполнения.
III четверть. (50 часов всего: 10 ч – сольное пение, 40 ч – хор)
2. Изучение вокально-хоровых понятий.
Закрепление понятий терминов «staccato» и «legato».
Понятие «затакт».
Объяснение деления звуков на октавы.
Понятие «устойчивый» и «неустойчивый» звук.
Понятие «транспонирование».
3. Звукообразование.
Пение звукоряда «до мажор» и «до мажорного» трезвучия напевным и отрывистым звуком.
Пение гаммообразных попевок с закрытым ртом в средней части диапазона с последующим раскрыванием рта на гласную.
4. Средства музыкальной выразительности.
Различение по слуху тона и полутона, мажорного и минорного трезвучий.
Пение звукоряда «до мажор» в нисходящем движении по 2 звука на одно дыхание в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмический диктант.
Пение мажорного и минорного трезвучий (одноименных).
Умение определять лад и характер музыки.
Работа по слуховому определения тяготения неустойчивых звуков к устойчивым в мажорном ладу.
5. Хоровое сольфеджио.
Работа над тяготением неустойчивых звуков к устойчивым.
Опевание тоники (до2-си1-до2; до2-ре2-до2; до2-си1-ре2-до2; до2-ре2-си1-до2). После пения без сопровождения инструмента, каждый пример поется с инструментом.
Пение звукоряда «до мажор» в объеме до1-ми2.
6. Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения по В.В. Емельянову.
Упражнения и распевки на двухголосие.
Упражнения на расширение диапазона.
7. Работа над разучиванием песен.
Песенный репертуар с элементами двухголосия.
Умение применить все изученные ранее технические навыки для выразительного исполнения.
IV четверть (40 часов всего: 8 ч – сольное пение, 32 ч – хоровое пение)
2. Изучение вокально-хоровых понятий.
Понятие о тональности. Уточнение причины появления фа-диеза в тональности соль мажор.
Закрепление понятия «транспонирование».
3. Звукообразование.
Петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.
Пение звукоряда до мажор в нисходящем движении (legato), а затем с изменением ритмического рисунка и характера звуковедения.
4. Средства музыкальной выразительности.
Пение в одноименных тональностях (до мажор – до минор) нижних отрезков звукоряда и тонического трезвучия по данной на фортепиано тонике.
Освоение системы звуковысотности, плавности и скачкообразности мелодической линии.
Осознание взаимосвязи гармонических созвучий в соответствии с характером мелодии, что углубляет различные стороны музыкального образа.
5. Хоровое сольфеджио.
Пение устойчивых звуков звукоряда до мажор в восходящем и нисходящем порядке с захватом верхней тоники.
Нахождение (пение) устойчивых звуков по данному неустойчивому (ре-до; фа-ми; ля-соль; си-до).
6. Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения по В.В. Емельянову.
Пение двухголосных упражнений с названием нот.
Пение каноновых упражнений.
Двухголосное упражнение по звукоряду.
7. Работа над разучиванием песен.
Работа над культурой исполнения.
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать и уметь:
Верно петь выученные песни, знать их названия и авторов.
Быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты.
Соблюдать при пении певческую установку.
Знать названия женских и мужских певческих голосов.
Выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера.
Освоить на слух I, III, V ступени.
Определять на слух двухдольность и трехдольность.
Определять на слух мажор и минор, консонанс и диссонанс.
Иметь любимые песни.
Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа.
Знать и понимать названия пройденных песенных жанров.
Укрепить свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Освоить элементы двухголосного пения.
Расширить певческий диапазон: (сопрано: до1-ре2(ми2); альты: лям-до2).
Содержание разделов программы занятий с ансамблем средних
(5 – 7) классов вокальной студии «Романтика»
Всего в год – 204 часа
I четверть (54 часа всего: 18 ч – сольное пение, 36 ч – ансамбль)
Определение и фиксирование индивидуальных музыкальных способностей детей.
Показатели:
Диапазон и свойства голоса.
Музыкально-эстетическое чувство.
Способность к транспонированию.
Ладовое чувство при пении.
Анализирование звуков, интервалов, трезвучий.
Способность интонирования.
Чувство ритма.
Изучение вокально-хоровых понятий.
Правила пения.
Понятие «вокальный ансамбль».
Усвоение понятий: fortissimo, forte, mezzo-forte, mezzo-piano, piano, pianissimo.
Ансамблевый строй.
Звукообразование.
Одновременное начало и окончание песни.
Правильное распределение дыхания на фразы.
Исполнение динамических оттенков.
Выразительное, эмоциональное пение без форсировки и напряжения.
Средства музыкальной выразительности.
Выработка чистого унисона: ладотональная настройка и унисонное пение в зоне примарного звучания с закрытым ртом и на слоги «гу», «лю», «динь» и др.
Постепенное расширение диапазона вверх и вниз.
Освоение видов ритма: спокойные размеренные; чеканные маршевые; капризно-прихотливые; стремительно-подвижные.
Хоровое сольфеджио.
Определение одноголососного и двухголосного звучания, мажорного и минорного лада.
Пение интервалов.
Хроматическая гамма.
Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Упражнение на экономное расходование дыхания, на его распределение по фразам.
Упражнение на развитие навыков двухголосного пения, каноны, короткие попевки, эпизоды из песен.
«Ритмический аккомпанемент» - (развитие ритма).
«Узнать песню по гармонической последовательности».
Разучивание песен.
Разучивание новых и систематическое повторение ранее выученных песен с соблюдением доступных детям вокально-исполнительских требований.
II четверть (42 часов всего: 14 ч – сольное пение, 28 ч – ансамбль)
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
Музыкальный образ.
Певческая опора.
Подголосок.
2. Звукообразование.
Работа над кантиленой и формированием гласных.
Владение твердой, мягкой и придыхательной атакой звука.
Выполнение динамического ансамбля.
3. Средства музыкальной выразительности.
Пение до-мажорного трезвучия с захватом верхней тоники, а затем и VII ступени.
Ощущение сильных и слабых долей.
4. Хоровое сольфеджио.
Петь с названием звуков прослушанный пример (до1-соль1-до1; соль1-ля1-соль1-ми1-до1).
«Живая гамма».
Пение расширенного звукоряда до мажор (до1-ре2).
Опевание устойчивых звуков до мажорного звукоряда по заданному устойчивому звуку.
Пение хроматической гаммы и ее отрезков.
5. Распевания, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения.
«Кто кого переговорит» (развитие артикуляции).
«Звериный концерт» (образ животного)
«Паровоз» (развитие гармонического слуха).
Разучивание песен.
Тщательно отрабатывать трудные места.
Самоанализ исполнения.
III четверть (60 часов всего: 20 ч – сольное пение, 40 ч – ансамбль)
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
«Легкая музыка».
«Серьезная музыка».
2. Звукообразование.
Освоение четкой дикцией в ускоренном темпе.
Ясно, грамотно произносить текст, петь, соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции в песнях с разночтениями в тексте и несовпадением длительностей в партиях голосов.
Работать над связным, плавным исполнением слогов, подтекстованными на два музыкальных звука.
3. Средства музыкальной выразительности.
Освоение звуковысотных скачков.
Уметь анализировать средства музыкальной выразительности и общий характер песни.
Четко и легко исполнять мелкие длительности в песнях подвижного характера.
4. Хоровое сольфеджио.
Пение звукоряда в разных тональностях, его отрывков сверху вниз и в восходящем движении.
Пение хроматической гаммы сверху вниз.
5. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения.
«Круг заказов» (знание вокального материала).
«Поем четные такты» (развитие внутреннего слуха и внимания).
6. Разучивание песен.
Чисто и выразительно исполнять песни с различными видами двухголосия: терцовое соотношение, самостоятельное движение голосов, подголосная полифония.
IV четверть (48 часов всего: 16 ч – сольное пение, 32 ч – ансамбль)
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
Мутация.
Гигиена голоса.
2. Звукообразование.
Выравнивание звучания голосов.
Цепное дыхание.
3. Средства музыкальной выразительности.
Выразительное значение лада.
Синкопированное пение.
Определение по содержанию текста характер музыки, размер, ритм.
4. Хоровое сольфеджио.
Упражнения с хроматическими ходами.
Пение звукоряда в разных тональностях, его отрывков сверху вниз и в восходящем движении.
Арпеджио.
5. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Фонопедические упражнения.
Трехголосные попевки.
«Своя мелодия» (развитие гармонического и мелодического слуха).
6. Разучивание песен.
Пение без сопровождения.
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать и уметь:
Распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte), сохранять вдыхательную установку; при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз, уметь пользоваться цепным дыханием.
Следить за тем, чтобы текст при пении произносился ясно и грамотно, чтобы две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова, не сливались воедино.
Научиться петь легко, мягко, не форсируя звук; знать свои голосовые возможности, не злоупотреблять громкостью звучания голоса.
Петь в диапазоне: высокие голоса до1-ми(фа)2, низкие голоса лям-до(ре)2.
Содержание разделов программы занятий с ансамблем старших (8 – 11) классов вокальной студии «Романтика»
Всего в год – 238 часов
I четверть (63 часа всего: 9 ч – сольное пение, 54 ч – ансамбль)
1. Определение и фиксирование индивидуальных музыкальных
способностей детей.
Показатели:
Диапазон и свойства голоса.
Музыкально-эстетическое чувство.
Ладовое чувство при пении.
Музыкальное воображение путем певческих импровизаций на краткий текст.
Способность к транспонированию.
Анализирование звуков, интервалов, трезвучий.
Способность интонирования.
Чувство ритма.
2. Изучение вокально-хоровых понятий.
Регистр.
Однородный хор.
Смешанный хор.
3. Звукообразование.
Приспособляемость к изменившимся из-за мутации голосам.
Выравнивание звучания голосов.
Умение сохранить плавность мелодии, несмотря на сложный ритм.
4. Средства музыкальной выразительности.
Тембровые свойства голоса.
Владение средствами музыкальной выразительности.
5. Хоровое сольфеджио.
Закрепление и усвоение минорного лада (натурального).
Повторение упражнений в мажоре.
Хроматизм в натуральном миноре.
6. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Упражнения отдельно для теноров.
«Узнай партнера» (определение по голосу).
«В эфире» (развитие музыкального слуха).
7. Разучивание песен.
Включение в репертуар песен с мужскими голосами.
II четверть (49 часов всего: 7 ч – сольное пение, 42 ч – ансамбль)
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
Виды мужских голосов.
Виды женских голосов.
Аранжировка.
2. Звукообразование.
Умение исполнять вокальные ритмические фигуры разной степени трудности.
Правильное пользование приемами пения с закрытым ртом.
3. Средства музыкальной выразительности.
Умение пользоваться контрастными динамическими оттенками в пении.
Овладение сложными скачками в вокальной партии.
Умение «слушать» паузы.
4. Хоровое сольфеджио.
Гармонический минор.
Мелодический минор.
5. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
«Артикуляционная разминка».
«Скороговорки».
6. Разучивание песен.
Двухголосные.
Трехголосные.
III четверть (70 часов всего: 10 ч – сольное пение, 60 ч – ансамбль).
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
Обработка.
Фальцет.
2. Звукообразование.
Работа над звукоизвлечением в разных регистрах.
Работа над ровностью переходов от одного регистра к другому.
3. Средства музыкальной выразительности.
Умение анализировать используемые средства музыкальной выразительности при прослушивании музыкальных произведений в аудиозаписи.
4. Хоровое сольфеджио.
Тонические трезвучия (в мажоре и в миноре) в любых тональностях.
Пение по руке.
Сочетания из тонов и полутонов.
5. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Прием переключения с одной хоровой партии на другую.
Прием «пение трехголосных аккордов».
Сочинение «Колыбельной».
6. Разучивание песен.
Культура исполнения.
Совместная постановка песен.
IV четверть (56 часов всего: 8 ч – сольное пение, 48 ч – ансамбль)
1. Изучение вокально-хоровых понятий.
Певческая аудиенция.
Стиль в музыке.
2. Звукообразование.
Исключить форсировку звука.
Уметь исполнять разные по стилю и характеру вокальные произведения правильным звуком.
3. Средства музыкальной выразительности.
Уметь применять средства музыкальной выразительности в своей вокальной практике, исходя из содержания песни.
4. Хоровое сольфеджио.
Повторение и закрепление пройденного материала.
5. Распевание, музыкальные упражнения, игровые приемы.
Упражнения на «дыхание», развитие диапазона.
Игра в «артистов».
6. Разучивание песен.
Артистизм исполнения.
Импровизация.
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать и уметь:
«Нейтрализовать» негативные особенности звучания голоса в мутационный период.
Импровизировать подголоски к мелодии.
Знать свои возможности по силе голоса, по продолжительности пения на одном дыхании.
Знать правила пения и охраны голоса в период мутации.
Использовать при пении все свои певческие знания, умения, навыки, усвоенные в младшем хоре, ансамбле средних классов; петь мягко и напевно, на правильном певческом дыхании.
Анализировать характер звучания голоса (свой и других певцов).
Сливаться со своей партией по высоте и тембру, используя новые возможности изменившегося вследствие мутации голоса. Диапазон (рабочий) голоса: высокие голоса – симал-фа2; низкие голоса – лямал-до2; юношеские голоса – ремал-до1.
13PAGE 15
13PAGE 143115
15