План-конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему «Преступление и юридическая ответственность»
Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по обществознанию
в 9 классе МБОУ «Нижнеингашская СШ №2»
на тему «Преступление и юридическая ответственность»
Разработал: Логинова Татьяна Сергеевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Ерёмич С. В._______________
Нижний Ингаш, 2016
Класс, дата, предмет: 9 класс, 26.01.2016
Тема урока: Преступление и юридическая ответственность
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Вид урока: Урок-беседа
Цели урока: формирование правовых знаний о понятии «преступление» и видах ответственности за преступления и правонарушения.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, доска, нормативно-правовые документы
Задачи урока:
Образовательные:
· сформировать знания особенностей уголовного права;
· научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;
· показать неотвратимость наказания за совершение преступления.
Развивающие:
· развить логическое мышление и речь учащихся;
· сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их;
Воспитательные:
· повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
· сформировать активную жизненную позицию.
Основные понятия:
Ответственность, уголовная ответственность, преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап мотивации, самоопределения в учебной деятельности (1-2 минуты)
Посмотрите на картинки, представленные на слайде.
- Что вы видите?
- Какую тему мы будем изучать?
- Ограбление, взятка, угон машины, суд, наручники
- преступление и виды наказаний за преступления.
II. Актуализация знаний. ( 1 минута)
- Является ли тема сегодняшнего урока важной?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Так, в 2014 году в Красноярском крае совершено 2338 преступлений совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.
Да, так как ежедневно совершаются правонарушения
III. Постановка учебной задачи (3 минуты)
Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» по данной теме.
(Работа индивидуальная в течение 1-2 минут)
знаю
хочу
узнать
узнал
Сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока, ответив на вопрос:
- Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности?
Далее выслушиваются ответы учащихся из раздела «Знаю», затем «Хочу узнать».
Формулируются цель и задачи урока:
- выяснить, что является преступлением;
- чем отличаются преступления от других проступков;
- как наказывают за преступления.
IV. «Открытие нового знания» ( 7-8 мин.)
Прочитайте понятийный ряд, представленный на слайде.
ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Что общего между ними?
- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?
Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем данные понятия различаются и научиться распознавать где совершен проступок, где правонарушение или преступление. Для этого проанализируем ряд ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Попробуем сформулировать определение понятия проступок.
Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?
- Что такое правонарушения?
Откройте учебники на стр. 120.
- О каких видах правонарушений здесь идёт речь?
Используя материал учебника стр. 120-121, поработайте в парах и заполните таблицу виды правонарушений.
1 ряд – административное
2 ряд – гражданское
3 ряд - дисциплинарное
На выполнение задания 2 минуты.
Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- Так что же такое преступление?
Найти верный ответ на данный вопрос нам поможет Уголовный кодекс РФ.
Пользуясь УК РФ, запишите определение преступления.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.
Игра «Верю - не верю»
Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.
Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
Ситуация № 2. Марина одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Марины сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.
- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?
Дать верный ответ на этот вопрос помогут извлечения из Конституции РФ (ст. 49)
Есть в этих понятиях и общее и различноеПреступление «хуже», чем правонарушение.
- нет, это не одно и то же.
- Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.
- Проступок – это нарушение правил поведения.
Это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
- (административное, гражданское, дисциплинарное)
Составление таблицы «Виды правонарушений». Заслушивание ответов.
Правонарушения, характеризуются незначительной степенью общественной опасности и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.
- Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Ученики, пользуясь УК РФ, выписывают определение.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
Учащиеся выясняют значение термина «презумпция невиновности», пользуясь Конституцией РФ
V. Первичное закрепление
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления
грабеж
торговля с рук в неустановленных местах
кража
невыполнение договора
неоплаченный проезд в транспорте
вымогательство
повреждение телефона-автомата
мошенничество
Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность
Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
Подростки курили в школьном туалете.
Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Ученики работают фронтально, задания на слайде.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Закончить высказывания.
1. Вина человека может быть выражена в форме (умысла или неосторожности)
2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с . ( 16 лет)
3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)
4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается (10 годами)
Индивидуально у каждого задание на карточке.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Викторина «Закон и я».
Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административный проступок).
3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданский проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
6. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
Задание №2
Подбери понятие к данному определению.
1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).
2. Решение суда______(приговор).
3. Нарушение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] _______(преступление).
4. Заключение под стражу__________(арест).
5. Денежное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.__(штраф).
6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность __________ (Правонарушение)
Задание №3
Реши тесты
1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:
а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.
2. Уголовное право - это совокупность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые регулируют:
а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;
б) трудовые отношения;
в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;
г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.
3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:
а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;
в) в пионерских лагерях; г) на каторге
VIII. Домашнее задание (1 минута)
Включает в себя:
- обязательную часть – параграф 16, заполнить 3 столбец таблицы «Знаю».
- творческое задание: Составить памятку:
« Как не стать жертвой преступления?»
- индивидуальные задания.
1)Создать компьютерную презентацию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
2) Узнайте из материалов газет и журналов статистические данные о количестве и характере правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
IX. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Спасибо за урок! Важно, чтобы полученные на уроке знания вам помогли при решении жизненных задач.
Таблица «Виды правонарушений»
№
Вид
Характеристика
Пример
1.
Административное
Нарушение норм административного
права, норм, защищающих
общественный и государственный
порядок, личную собственность
и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], наступает с 16 лет.
Нарушение
правил
дорожного
движения
2.
Гражданское
Нарушение норм гражданского права,
Возникает
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нарушение
Условий
договора
3.
Дисциплинарное
Нарушение трудовой дисциплины на
работе, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опоздание
на работу
Самоанализ урока
Примерная схема самоанализа урока
1. Внешние связи урока.
Урок «Преступление и юридическая ответственность» проводится для учащихся 9 класса, обучающихся по УМК «Обществознание», автор учебника Кравченко А. И. Данный урок является последним в разделе «Человек и его права». Тема урока является продолжением изучения раздела, учащиеся опираются на ранее изученные понятия. Выведенные учащимися понятия на уроке будут использоваться при дальнейшем изучении курса «Обществознание». Изучаемый материал для учащихся является актуальным, так как они сами являются подростками и моделируются жизненные ситуации, в которые необходимо научиться не попадать в своем жизненном опыте.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Урок ориентирован на конкретный класс, в котором есть учащиеся, которые склонны к противоправным поступкам. Класс совершенствует работу с нормативной документацией, изучает тексты, написанные в официально-деловом стиле. Иллюстрация жизненных примеров, характерных для поведения подростков.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
Содержание учебного представлено наглядными материалами, понятиями и терминами по теме, которые учащиеся выводят самостоятельно, моделями ситуаций, которые могут быть спроецированы на жизнь подростков. На разных этапах урока используются различные методы обучения – репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
I. Общая организация урока
1. Урок спланирован в логике изучения нового материала, первый этап предполагает создание мотивации, настрой на изучение темы. На втором этапе, актуализации знаний учащиеся отвечают на вопрос: На сколько важно изучение данной темы? На следующем этапе, постановка учебной задачи ученики формулируют цель урока, давая ответ на вопрос: Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности? Самые продолжительные по времени этапы – это этап «открытия нового знания» и «Включение нового знания в систему знаний и повторение», на этих этапах учащиеся выводят понятия и закрепление изученного материала.
2. На разных этапах урока используется разная форма работы, на этапе актуализации используется фронтальная форма работы, на этапе изучения нового знания – индивидуальная, при работе с учебником и заполнении таблицы – групповая.
3.Происходит смена деятельности у учащихся, на слайдах, в учебнике, работа с нормативной документацией.
4.Итог урока подводится учителем, отвечаем на вопрос, достигли ли цели урока и дома, самими учащимися, необходимо закончить таблицу, заполнив колонку «узнал».
II. Содержание урока
1. Представлены правовые нормы, работа с учебником, с понятиями, развитие логического мышления, перевод информации в табличную форму.
2. Материал соответствует теме и интересен для обучающихся, так как соответствует их развитию и возрасту.
3. Используются жизненные ситуации, изучение и закрепление материала оттачивается на примере моделей ситуаций.
4. Урок нового знания в разделе «.Человек и его права» не требует повторения предыдущего урока, за исключением общих правовых понятий, уже изученных в разделе.
5. Понятия, соотнесение жизненных ситуаций с правовыми нормами, работа с документами и текстом.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Различные методы: наглядно – иллюстративный, проблемный и частично-поисковый.
Чередование методов обучения. Методы обучения чередуются, соответствуют задачам и уровню развития учащихся
Оборудование урока и его использование. Проектор, компьютер, УК РФ, Конституция, словарь обществоведческих терминов, учебник, тетрадь.
Устные и письменные (рабочий лист) ответы. Учитель фиксирует правильные устные ответы, а письменные ученик сам соотносит с эталоном.
4. Функциональный анализ урока.
Нелюбимая работа учащихся с документами. Необходимо свести такую работу до минимума или конкретизировать поиск в документе, возникновение новых дополнительных вопросов у учеников по ситуациям, что влечет за собой нехватку времени, не все ситуации можно успеть рассмотреть.
5. Оценка конечного результата урока.
Так как ситуации, рассматриваемые на уроке, являются им интересными и знакомыми, большинство учащихся выполнили контрольное задание успешно. Творческие домашние задания оцениваются дополнительно.
іђЗаголовок 115