Приобщение учащихся русскоязычных школ к жизни и творчеству П.А. Ойунского на уроках КНРС(Я).
Работа над произведениями П.А. Ойунского в русскоязычных школах.
Урок в 11 классе с русским языком обучения.
Альтруистические мотивы в лирике П.А. Ойунского.
Образ преданного сына своего народа. Патриотический пафос произведений: бесконечная преданность Родине, готовность на любое самопожертвование ради нее. Благородство нравственных устоев и стремлений лирического героя. Высокое и обыденное, личное и общенародное в произведениях.
Выступление 1 ученика. Начало ХХ века было временем исторического выбора, временем появления радикальных идей. Борьба за прогресс предполагала разрыв с устоявшимися формами социального и национального бытия. Напряженная работа общественно-политической мысли выдвинула перед Россией альтернативный путь развития – путь социалистического обновления страны, обоснованный главным образом марксистской идеологией. Молодой Ойунский и его сверстники, с юных лет критически воспринимавшие социальную несправедливость, не могли примириться с нищетой и бесправием простого народа. В 1911 году восемнадцатилетний Ойунский вместе с друзьями организовал в городском четырехклассном училище кружок учащихся-якутов, для которых, по словам его членов, очень важным был спор – «спор литературный и политический».
В 1916 году Максим Аммосов и Платон Слепцов познакомились с Емельяном Ярославским - ссыльным большевиком, создавшим в 1914 году Якутский комитет РСДРП. Так они стали членами марксистского кружка и стали приобщаться к марксистскому пониманию проблем общественного развития. Их привлекла стройность концептуальных положений этого учения. Юные патриоты были готовы вступить в борьбу за революционный слом строя, эксплуатирующего людей труда. С этого времени молодой Ойунский считал себя социал-демократом и окончательно решил посвятить свою жизнь революционной борьбе за свободу и равенство людей. Он глубоко верил в правильность этого выбора, считал себя солдатом революции, «свободной совести свободным гражданином» и принял активное участие в борьбе за победу Октябрьской революции, в гражданской войне, в установлении Советской власти. Все это явилось фактором первостепенного значения для формирования его общественно-политических и эстетических взглядов. С августа 1921 года П.А. Ойунский возглавил Якутский губревком, развернул кипучую деятельность по созданию государственности, что представляет собой исключительную его заслугу как политического деятеля. Он был автором серий правовых документов, в которых разрабатывались важнейшие проблемы государства, советского строительства, социально-экономических преобразований, в том числе первых правовых актов о местных органах власти – ревкомах, по землеустройству и других, которые стали документами государственной и исторической важности.
Однако главным делом жизни для П.А. Ойунского, на решение которого он направлял всю свою практическую энергию, было создание в Якутии государственности в форме автономной республики. К октябрю 1921г. он лично подготовил проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР» и «Положение об автономии Якутской республики». К началу 1922 г. колоссальная работа по созданию республики была завершена и на основе документов, подготовленных П.А. Ойунским, 27 апреля 1922 г. была образована Якутская Автономная республика – первая в истории якутов государственность. Появилось первое правительство – Совет народных комиссаров во главе с Ойунским, были образованы наркоматы. В январе 1923 года на первом Всеякутском Учредительном съезде Советов сформирован верховный орган власти республики – Центральный исполнительный комитет (ЯЦИК), первым председателем которого был избран П.А. Ойунский. Он умел сочетать огромную общественную и государственную деятельность с кипучей творческой деятельностью.
Выступление 2 ученика.
В стихотворении П.А. Ойунский «Син-биир буолбаат!» («Не все ли равно?!»), поэт первым в истории якутской литературы показал образ преданного сына своего народа:
Да, только так, друзья мои!
На путь борьбы мы смело встали,
Чтоб пламя битвы разгорелось
На нашей, на родной земле,Чтоб всем якутским беднякам
Открылись в будущее двери,
Мы ниспровергнем старый строй!
(« Не все ли равно?!»). Перевод А. Кафанова).Ради счастья своего народа лирический герой стихотворения готов, не раздумывая, пожертвовать своей жизнью:
А если даже умереть
За революцию в боях
Вдали от родины придется –
Раскаиваться я не стану.
В герое Ойунского живет чувство собственной причастности к могучему народному единству. Высокий уровень стихотворения определяется его художественным совершенством. Оно написано в народно-поэтическом эпическом стиле. Поэт использует традиционные эпитеты (сарданалаах аан, хара хаан, соргулаах олох, харана олох), эпические формулы (аан ийэ дойдум ара5ас далбарыттан, аймах билэ дьоммутуттан, унуу, батас оргостуохпут). Вместе с тем «Не все ль равно?!» содержит элементы стихотворного новаторства. Так, в произведении определенный, устойчивый размер и строфика: каждая строфа состоит из разного количества строк и завершается органически включенным в текст рефреном, являющимся идейным лейтмотивом произведения:
Не все ль равно?!
Земная ширь необозрима.
Патриотический пафос стихотворения Ойунского отражает бесконечную преданность Родине, готовность на любое самопожертвование ради нее. Благородство нравственных устоев и стремлений – неотъемлемое свойство личности Ойунского. Это благородство позволило ему свободно совмещать в своих произведениях высокое и обыденное, личное и общенародное. Здесь вдохновенная мысль сочетается с роковым предвидением судьбы.
Урок в 11 классе с русским языком обучения.
Проблема ответственности в произведениях П.А. Ойунского.
Выступление 1 ученика на тему «Проблема ответственности в повести П.А. Ойунского «Великий Куданса».
Великий Куданса отличается несгибаемой волей, самоответствен-ностью, смысл жизни видит в служении народу, в его спасении от бед. Когда наступили разрушительные для народа холода, он приказывает шаману Чачыгыр Таас срубить звезду Чолбон. Шаман уговаривает его отказаться от этой затеи. Владыка настаивая на своем, заставляет шамана подчиниться своей воле и срубить звезду. Холода смягчились, народ облегченно вздохнул. Уважение и любовь народа возросли, и Великий Куданса, осознав свое величие, возгордился. Упоенный своей властью, он решил, что ему дозволено все. Когда народ настигла эпидемия, Великий Куданса приходит к мысли породниться с народом абааhы, убежденный в том, что абааhы не сделают зла своим родственникам. Таким образом, пытаясь спасти свой народ от гибели, Куданса жертвует самым дорогим – родными детьми – своим будущим. Преследуя, казалось бы, благородную цель, он использует средства, антигуманные по своей сути. Нравственную цель можно достичь только нравственными ценностями. Иначе свобода может превратиться в произвол. Нельзя не согласиться с А.Г.Новиковым, «Возможно, П.А.Ойунский был разочарован, что Великая Октябрьская революция не достигла цели, но он продолжал думать и размышлять, пытаясь понять уникальную природу человека, его особое место в жизни , в мире.Для этого он обращает-ся к народой мудрости, зашифрованной в мифических сказаниях, легендах».
Страшно расплатился Великий Куданса за совершенные грехи: погиб в полном одиночестве, в страшных муках, покинутый народом, близкими. Так утверждается философская мысль: человек несет ответственность за свои поступки.
Выступление 2 ученика «Проблема ответственности в рассказе П.А. Ойунского «Александр Македонский».
Об отношении Платона Ойунского к властолюбию, произволу мы можем судить и по рассказу «Александр Македонский». Автор отнюдь не прос- тавляет «славные походы» царя Македонии, а восхищается умом прославлен- ного философа Аристотеля, мудростью царя Мидии Солона, подвигом воинов, погибших за свободу. В начале рассказа Македонский с гордостью восклицает: «Имя мое останется в веках не по уму моему, а по кровавым делам». Ответ великого его учителя Аристотеля был таков: «Твой путь – кровавый путь, а мой – путь победы ума. Сколько прольешь ты крови, сколько разрушишь домов, сколько убешь детей? Сколько будущих философов судьбу укоротишь? Нет! Наши пути расходятся. Прощай!»
Настоящий урок нравственности преподнес Македонскому царь Солон в своем рассказе о царе Персии, захотевшем узнать о воем будущем. Два предсказателя посмели сказать правду грозному царю, разница лишь в том, что первый предсказал прямо, без ухищрений сказал правду и лишился жизни. А второй сказал ту же правду, но мудро использовал иносказание – и получил награду от царя. На вопрос Македонского: « С чем сравнить радость царя, узнавшего о том, что он переживет всех своих наследников?» мудрый старик ответил: «Его радость – это капли в песчаной пустыне». И тогда-то великий царь-завоеватель задумался: «Какие глубокие, мудрые слова он сказал! Сегодняшняя моя слава, моя радость тоже капля воды в песке. Мое счастье в кровавом мече, а в чем смысл, значение такого счастья?».
Произведение было написано в кровавом 35-ом году. Это было преду- преждение мудрого мыслителя Ойунского. Напоминание владыкам: прихоть и произвол несовместимы со свободой. Тот, кто творит произвол, действует, не считаясь с волей и намерениями других, с необходимостью вызывает их противодействия, которое рано или поздно сводит на нет его собственные усилия и намерения. Нельзя поэтому быть свободным, ущемляя свободу других. Деятельность человека, руководствующего лишь собственными интересами, не учитываещего реальные условия и возможности, неизбежно терпит крах. Даже ради благих намерений человек не имеет никаких прав на убийство. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности человека, тем выше должна быть мера его ответственности.