Статья Портфолио читателя как эффективная педтехнология в формировании УУД


«Портфолио читателя» как эффективная педтехнологияв формировании универсальных учебных действий
Слайд 1. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания. «Чтение-это освоение письменной информации» - такое определение принято в Национальной программе чтения (2007). Если взглянуть на это явление шире, то будет понятно: чтобы феномен чтения состоялся, нужно, как минимум, три участника: текст, читатель, социум.
В современном обществе уровень культурной компетентности (в том числе и читательской) напрямую связан c развитием страны.
Грамотность, обеспечивающая человеку возможность полноценного участия в жизни общества, включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации, а ООН взяла этот показатель в качестве индекса продолжительности жизни населения.
Таким образом, читающие дети - залог выживания нации. Но традиция чтения вслух в семье уходит, посещение библиотеки уже не является потребностью.
Оказывается, что именно школа несёт основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.
В свете новых стандартов возрастает роль информации, знаний, а, следовательно, и значимость чтения. Целенаправленное приобщение к чтению начинается в начальной школе. Чтение является важным видом речевой и мыслительной деятельности. Важно подчеркнуть, что умение читать это не только овладение технической стороной чтения, но и осмысленное восприятие читаемого. И всё это не может происходить без привития интереса к чтению.
Слайд 2. Качество чтения как ожидаемый образовательный результат представляет собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе как читателю, к другим участникам образовательного процесса как к читательскому сообществу, к самому образовательному процессу как к мотивирующему фактору чтения.
Слайд 3. К категории «личностные результаты» можно отнести такую характеристику личности, как приобщённость к чтению. Приобщение к чтению выступает одновременно как процесс актуализации потребности в чтении и как результат изменений в школьнике под влиянием данного процесса.
Как же увидеть результат приобщения? Критерием принятия чтения как личностно-значимой ценности является приобщённость школьника к чтению – личностное качество, которое характеризуется увлечённостью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом.
Увлечённость чтением: школьник с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполняет учебные задания, связанные с чтением, продолжает читать вне рамок выполнения обязательных заданий (показатели: количество книг, проектов, творческих работ с опорой на книги; методики: оценка и самооценка).
Позитивное отношение: школьник, имея возможность выбора, предпочитает задания (проекты), связанные с чтением, позитивно воспринимает читающее сообщество, связывает свою успешность с качеством чтения (показатели: негативные или позитивные оценки; методика: оценочные и самооценочные высказывания).
Слайд 4. Какие диагностические методики позволяют оценить степень успешности личностного результата школьника на уровне его приобщения к чтению:
Читать - не читать.
- Выскажите своё мнение по поводу следующих утверждений:
Есть люди, которые любят читать.
Есть люди, которые не любят читать.
- Как тебе кажется, на кого из них ты больше похож? И почему?
(Приложение 1) РЕЗУЛЬТАТЫ
Есть люди, которые любят читать Есть люди, которые не любят читать
22 чел./91,6% 2 чел./8,3%
Аргументы в пользу чтения:
- интересно (8 чел./33,3%)
- хочу научиться хорошо читать (5 чел./20,8%))
- узнаю много нового (2 чел./8,3%)
- весело (2 чел./8,3%)
- увлекательно (2 чел./8,3%)
- люблю выполнять задания к прочитанному произведению (2 чел./8,3%)
- занимательно (1 чел./4,1%)
Аргументы в пользу нелюбви к чтению:
- неинтересно (1 чел./4,1%)
- теряю время (1 чел./4,1%))
Температура чтения.
- Какими словами можно охарактеризовать твоё отношение к чтению: «очень дружеское», «дружеское», «безразличное», «неприязненное, «враждебное»?
(Приложение 2) РЕЗУЛЬТАТЫ
2 – очень дружеское (18 чел./75%)
1 – дружеское (3 чел./12,5%)
0 – безразличное (2 чел./8,3%)
- 1 – неприязненное (1 чел./4,1%)
- 2 – враждебное
Индекс позитива «Успешное чтение». (Приложение 3)
- Прочитай данные утверждения.
- Если ты согласен с утверждением, ставь « + », если не согласен, ставь « - ».
1. Люблю покупать книги.
2. Мне нравится читать перед сном.
3. Есть книги, которые мне хочется перечитывать.
4. Из книг я узнаю много интересного.
5. Чтение книг необходимо каждому человеку.
6. Чтение помогает мне в учёбе.
7. Мне интересно общаться с человеком, который много читает.
8. Чтение помогает мне лучше понимать жизнь.
9. Благодаря прочитанным книгам я чувствую себя более уверенно.
10. Без книг было бы скучно.
- Сосчитай, сколько « + » у тебя получилось. Это и есть твой индекс позитива в отношении чтения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
0 – 3 - новичок У тебя всё впереди. Как много замечательных книг предстоит прочитать! Попробуй, может понравится.
4 – 7 – обычный читатель
(8 чел./33,3%) Ты хороший читатель. Чтение поможет тебе добиться больших успехов. Главное – не останавливайся на достигнутом.
8- 10 – профи
(16 чел./66,6%) Ты – свой человек в мире чтения. Ты многому уже научился. Продолжай в том же духе. Чтение – это правильный выбор
Таким образом, данные методики ориентированы на выявление эмоционального, ценностного отношения школьника к чтению. Они позволяют увидеть тот самый личностный результат, на базе которого можно выстраивать дальнейшую линию приобщения к книге и чтению.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного и делового чтения.
В международной практике грамотность чтения понимается как способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Показателями грамотности чтения являются: извлечение информации, общее понимание текста, рефлексия, оценка информации, аргументация и защита той или иной точки зрения.
На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет не только усвоение учащимися опорной системы знаний, но и овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых следует особо выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией.
Слайд 5. Способы достижения метапредметных результатов, связанных с читательской компетентностью школьников можно рассмотреть на примере работы с Портфелем читателя.
Мы используем его и на уроках, и во внеурочной деятельности, а также при организации семейного чтения. Портфель разработан совместными усилиями педагогов РГПУ им. Герцена, филологического факультета СПбГУ и учителями школ Санкт-Петербурга. Для каждого класса свой Портфель читателя.
Цель данного Портфеля читателя:
вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни;
улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
расширить круг чтения и читательских интересов ученика.
Портфель читателя содержит список книг, который составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной литературы
Принципы отбора:
соответствие возрастным возможностям и интересам;
проверенность многими поколениями читателей;
отсутствие в обязательной программе по литературному чтению (или её опережение). (Уголок читателя «Читаю – значит расту»)
Особым достоинством предложенных материалов являются краткие аннотации к каждой книге. Кроме того, к каждой рекомендованной книге предлагается оригинальное задание, выполнение которого может стать поводом к самостоятельному исследованию и творчеству
Основу работы составляет мотивирующая модель «поощрения». Обучающиеся получают возможность отметить свои достижения на Экране чтения в виде звёзд. Работа с Портфелем читателя вызывает интерес у детей с разным уровнем читательского развития.
Заключительным этапом работы по итогам года станет интегрированное задание по всем прочитанным книгам – «Моя книжная планета».
Слайд 6. Как же происходит формирование УУД в процессе выполнения заданий?
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию своей читательской деятельности. Каждый ученик ставит перед собой задачи на определённый этап. А задача состоит в том, чтобы прочитать произведения из предложенного списка. Ученик планирует, какую книгу он прочитает в первую очередь, так как эта книга у него есть в домашней библиотеке, либо родители посоветовали начать читать её, либо товарищ прорекламировал и т.д. Важным действием является саморегуляция. Создаются условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой доступной форме - ребёнок получает звезду за прочитанное произведение. Это даёт ему возможность участвовать в лотерее. Заработанные звёзды становятся позитивным подкрепляющим стимулом. Важно понимать, что звёзды – это не плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учёт достижений ученика в чтении (Экран чтения). Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность, тесно связаны с читательской деятельностью.
Дети осознанно читают тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации: работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема). Обучающиеся создают карты, модели, собственные высказывания, проводят эксперименты, учатся ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. (Читай и размышляй)
Образовательный процесс обогащается художественным и эмоциональным накоплением. Расширяются возможности для межпредметных связей.
Коммуникативные УУД отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, со сверстниками. Обучающиеся с удовольствием делятся своими впечатлениями о прочитанном и гордятся своей читательской деятельностью.
Участие детей вместе с родителями создаёт условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения.
Предметные результаты читательской компетентности в первую очередь достигаются в процессе освоения предмета «Литературное чтение».
В результате изучения курса выпускник начальной школы осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, приёмами анализа.
Слайд 7. Следует помнить, что работа учителя по приобщению детей к чтению должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной цели – формированию думающего читателя.
Приложение 1

Уголок читателя «Читаю – значит расту»
Приложение 2
ЧИТАЙ И РАЗМЫШЛЯЙ
В. Бианки «Приключения муравьишки»

Задание для суперчитателя.
Нарисуй карту путешествий муравьишки.

Яна К., 1 класс
Н. Носов «Телефон»
Задание для суперчитателя.
Случалось ли тебе что-либо разбирать и мастерить из полученных деталей новые предметы? Нарисуй своё изобретение, опиши его детали.

Виктория Ч., 1 класс

Яна К., 1 класс
Н.Носов «Мишкина каша»
Задание для суперчитателя.
Запиши рецепты самых простых каш. Попробуй вместе с мамой их приготовить, напиши свои впечатления об этом.

Анита К., 1 класс
Н.Носов «Замазка»
Задание для суперчитателя.
Смастери из пластилина или замазки фигуры главных героев рассказа, сфотографируй их и размести здесь фото.

Вадим П.
Н.Носов «Живая шляпа»
Задание для суперчитателя.
Сделай самую необычную шляпу. Принеси её в класс. Вот ребята удивятся!

Приложение 3

Экран чтения