Статья. Литературное развитие, как условие воспитания квалифицированного читателя.
Литературное развитие, как необходимое условие воспитания квалифицированного читателя.
Жизненный опыт рано ставит перед ещё маленькими детьми довольно серьезные задачи, которые невозможно решить без ощущения себя в мире. Им интересно размышлять о жизни, выражать свое понимание и оценку важных для них событий, и учителю необходимо сохранить и совершенствовать эти умения, так как главная задача человека, по словам М.М. Бахтина: «Научиться понимать других, проникаться чужими мыслями и чувствами, оставаясь при этом самим собой».
Эти слова наиболее точно отражают основную цель обучения литературе в школе – воспитание эстетически - развитого читателя, а по – настоящему, читатель, согласно концепции М.М. Бахтина, становится истинным, когда действует «заочный» диалог между читателем и писателем, и главным помощником в этом становится урок литературного чтения, на котором должны быть созданы условия для литературного развития детей.
В.А. Левин понимает литературное развитие как необходимое условие становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. И я разделяю его точку зрения. Считаю, что уже с 1 класса необходимо начинать вооружать ребёнка умением читать, т. е научить приёмам работы с художественным текстом.
Воспитание квалифицированного читателя - длительный и сложный процесс приобщения ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом. Для себя я выстроила модель квалифицированного читателя (слайд 1), где особую роль я отвожу воспитательному воздействию художественного текста, когда нравственные уроки литературы помогают разобраться в различных жизненных ситуациях. Такого ученика отличает способность к самостоятельной читательской деятельности, включающей в себя:
– умение школьников определять учебную задачу и в соответствии с этим осуществлять информационный поиск;
– умение учащихся самостоятельно проводить структурный содержательный анализ текста,
– умение школьников воспроизводить содержание текста с различной степенью свернутости.
Чтобы обрести свой личностный смысл после прочтения произведения, читатель должен понять авторский замысел, его позицию, соотнести с собственным мнением, т.е. овладеть навыками анализа текста.
(слайд 2)
Для этого необходимо научить:
Определять жанр, тему, идею произведения;
Различать выразительные средства;
Приёмам видения авторской позиции;
Выражать собственное мнение по прочитанному через интерпретацию текста и давать оценку основным событиям, поступкам героев.
Считаю, что содержанием урока литературного чтения (слайд 3) является не только образование, но и развитие, которое дети могут получить в результате читательской деятельности, для организации такой деятельности, я использую на уроке продуктивные методы работы. Поэтому для меня наиболее приемлемой является модель урока, предложенная кандидатом педагогических наук В.А. Лазаревой.
Результатом учебной деятельности учащихся на таком уроке являются внутренние личностные духовные изменения, освоение и присвоение эстетических и нравственных ценностей.
Выстраивая для себя работу по анализу художественного произведения, я определила следующие этапы работы над текстом и некоторые приёмы, используемые на каждом из этапов: (слайд 4)
Этапы работы над литературно-художественным произведением.
Этап работы Приемы работы
I. Подготовка к чтению
Введение в тему Слово учителя или беседа
II. Первичное целостное восприятие произведения Чтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя
III. Проверка первичного восприятия Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном
IV. I ступень анализа – понимание фактического содержания текста Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя
V II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению
VI Синтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения) Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение
Остановлюсь на некоторых этапах более подробно.
На этапе проверки первичного восприятия, самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выбрать собственное отношение к читаемому. По каждой части произведения я предлагаю вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения, Приведу примеры вопросов, направленные на осмысление произведения. В. Железнякова «Рыцарь»
Вопрос Предполагаемый результат
Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
Различение ребенком жизненной ситуации, описанной в рассказе, и рассказа как произведения искусства, умение видеть динамику эмоций.
Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофером?
Определение функции описания в тексте, выявление связи эпизодов, понимание характера персонажа, умение реагировать на художественную форму.
Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофер закричал на его бабушку?
Развитие воссоздающего воображения юного читателя.
Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой — автор? Почему?
Умение обобщения в пределах конкретной ситуации
О чем ты задумался, прочитав рассказ?
Умение обобщения с выходом за рамки конкретного образа
Ответ на первый вопрос позволит выяснить, различает ли ребёнок жизненную ситуацию, второй вопрос направляет на функцию описания в тексте, третий вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения, четвёртый предполагает обобщение в пределах конкретной ситуации, а пятый- обобщение с выходом за рамки конкретного образа.
Только после этого переходим к следующему этапу анализа -понимание мыслей и чувств героев, оценка поступков. По мнению М.С. Соловейчик, основной элемент художественной литературы – образ, именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. Так как в детской литературе художественным образом, прежде всего, является персонаж, то в первую очередь провожу работу над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета), обращаю внимание на речь героя и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
Для учеников, я определила следующий план работы по образному анализу.
Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Использую ряд приемов, которые помогают организовывать работу над характеристикой персонажа, например,
1) называю качества персонажей и прошу учащихся привести примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагаю самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух – трех качеств характера и показан в действии);
3) сопоставляем героев изучаемого произведения или близкие по тематике произведения.
4) использую прием составления кластера (Труд души).
Например, при изучении рассказа К. Паустовского «Тёплый хлеб», перед чтением, предлагаю детям послушать необычное письмо, в котором мальчик, рассказывает бабушке о своих переживаниях
Дети вместе с учителем (или в группах) при анализе произведения выстраивают цепочку «труда души»:
покаяние
искупление
стыд
раскаяние
раскаяние
стыд
И на основе сделанных выводов, проводят параллели в развитии образа главного героя.
Художественные произведения для детей младшего школьного возраста построены таким образом, что главным двигателем событий развернутого содержания является поступок персонажа (слайд 5).
Следовательно, чтобы разобраться в смысле событий, необходимо, прежде всего, проанализировав поступок, выявить его мотив, смысл и, конечно, определить личностное отношение к нему читателя. Параллельно рассматривается и форма, в которой представляются события.
ПОСТУПОК, СОБЫТИЕ
Содержание
Форма
Мотив поступка
Средства эмоциональной выразительности
Смысл поступка
Язык речь
Отражение идейного содержания через поступок
Композиционное построение
Авторское отношение
Личностное отношение читателя
Жанровые особенности
На последнем этапе синтеза (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения), на основе анализа взаимодействия образов выявляем идею произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора. Для того, чтобы ребёнок целостно воспринимал то или иное произведение, на некоторых уроках я использую таблицу, в которую дети, анализируя художественный текст, заносят свои наблюдения. Она выглядит следующим образом.
Жанр Выразительные средства Рассказчик (герой или повествователь) Автор
По этой таблице ребёнок может проследить динамику настроения рассказчика и автора, сделать вывод о несовпадении или совпадении их точек зрения.
Вот некоторые из приёмов, способствующие осознанию авторской позиции в тексте:
1) сама характеризую отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
2) привлекаю внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым ''эмоциональным знакам'', ученики ''расшифровывают'' то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу (Пример таблица)
3) совместно со мной дети проводят ''эксперимент'': исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;
4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно
5) лестница народной мудрости.
Прием «Лесенка народной мудрости» на примере рассказа Н. Носова «Огурцы»
После прочтения текста, детям предлагается ряд пословиц.
Труд делает человека умелым.
Умел ошибиться, умей и поправить.
Смотри древо в плодах, а человека - в делах.
За совесть и честь хоть голову снесть.
Чужим умом не выстроишь дом.
Смотри древо в плодах,
А человека - в делах.
Умел ошибиться,
Умей и поправить
Чужим умом
Не выстроишь дом
Дети читают пословицы и подбирают те, которые подходят к содержанию рассказа, и определяют к какой ситуации подходит та или иная пословица, доказывают текстом. В результате чего составляется лесенка народной мудрости, которая показывает развитие сюжетной линии с выделением главной мысли.
На этапе обобщения (вторичный синтез) – использую такие приемы работы, как выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами.
Эффективность такой работы можно доказать, проведя диагностику уровня сформированности восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. Данную диагностику осуществляю на основе классификации уровней, предложенной З.И. Романовской, (слайд 5) исходя из следующих критериев определения уровня восприятия художественного произведения учащегося на выпуске из начальной школы:
Наличие устойчивого интереса к чтению книг;
Показатели техники чтения;
Уровни восприятия художественного произведения;
Читательский кругозор;
Усвоение программы в целом.
Фрагментарный уровень (низкий) - нет интереса к чтению книг, читает по необходимости;
- техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту;
- констатирующий уровень восприятия;
-ограниченный читательский кругозор;
- программа усвоена частично.
Констатирующий уровень (средний)
- интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив;
- техника чтения вслух более 90 слов в минуту;
- восприятие произведения на уровне “героя”;
- читательский кругозор недостаточно широк;
- программа усвоена частично.
Уровень «героя» (выше среднего)
- устойчивый познавательный интерес к чтению книг;
- техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух;
- восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”;
- читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов;
- программа усвоена частично.
Уровень «идеи» (высокий уровень)
- сформирован устойчивый интерес к чтению книг;
- техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению;
-восприятие произведения на уровне “идеи”;
- широкий читательский кругозор;
- программа усвоена полностью. Результаты диагностики позволяют мне дифференцировать работу с учениками.
Овладев умением анализировать художественное произведение, ребёнок приобретает и практические навыки:
Учится добывать информацию из других источников, при возникновении проблемы он может обратиться к книге и научить других.
Обогащает свою лексику, встраивая в речь художественные выразительные средства.
Использует авторские приёмы как образец при создании своего произведения.
Самое главное- ребёнок сможет оценить ситуацию, в которой он находится, различить «добро» и «зло», выбрать правильный путь действия.
Работая в системе над анализом лирического произведения дети, из замкнутых, не способных выразить свою точку зрения превращаются в аргументированных собеседников, способных определять свое «я!» в жизненной ситуации.