Значение общественного транспорта для самостоятельного передвижения и активной деятельности слепых. Ориентировка и работа тростью при подходе к транспорту и в салоне транспортных средств».Методический доклад на тему: «Значение различных анализаторов в о


Методический доклад на тему: «Значение различных анализаторов в ориентировке незрячих».
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире.
При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.  В медицинском отношении слепота — это стойкая и необратимая утрата зрения на оба глаза, неспособность отличать свет от темноты. Однако все это описание состояния человека, в социальном отношении это означает гораздо большее: человек перестает ориентироваться в пространстве, не может передвигаться без посторонней помощи на улице, у человека сокращается круг общения и т.д.  Полная слепота определяется как абсолютное отсутствие реакции на свет. В некоторых странах мира существует еще и понятие «практической слепоты». Практическая слепота (частичная способность к зрению) – состояние, когда человек различает свет и тьму, а иногда даже обладает некоторой способностью к восприятию визуальной информации, но это способность столь незначительна, что не имеет практического значения. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения,1999), во всём мире насчитывается более 35млн незрячих, в России – 260 тыс. Слепота бывает врождённой и приобретённой. Врождённая слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно–мозговых травм.  В случае слепоты человек признается инвалидом. Среди инвалидов по зрению принято выделять две группы: слепых и слабовидящих. В основе этого деления лежит показатель остроты зрения. Лица, имеющие остроту зрения на лучшем видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки или линзы) от 0 до 0,04 считаются слепыми, от 0,04 до 0,2 – слабовидящими.
Главное различие между ними заключается в том, что у слабовидящих зрение остается основным источником восприятия информации и может использоваться в качестве ведущего в различных видах деятельности (включая чтение и письмо). Незрячие для получения информации используют другие виды чувств. Важнейшие из них – осязание и слух.  Для зрячих при работе с инвалидами по зрению нельзя во взаимоотношениях брать за исходный момент слепоту. В данном случае необходимо иметь ввиду комплекс человеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. При общении с незрячими необходимо понимать, что это такой же зрячий, как и Вы, что он живет в одном с Вами обществе и теми же чувствами, мыслями и заботами.  Ориентировка незрячих в пространстве базируется на совместной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных условиях может быть ведущим. Восприятие пространства и ориентировка в нем в своей основе имеют системное взаимодействие различных анализаторов с их пространственно-различительными функциями.
К сохранным анализаторам у незрячих относятся слуховой, мышечно-двигательный, кожный, обонятельный, вкусовой, вестибулярный аппарат. Отдавая должное сохранным анализаторам, в осуществлении пространственной ориентировки незрячих необходимо подчеркнуть существенное значение в этом процессе остаточного зрения, ибо незрячие стремятся использовать в ориентировке даже значительно нарушенные функции зрения.
В работах А.Г. Литвака, М.Н. Наумова и других показаны возможности и особенности использования остаточного зрения незрячими в процессе пространственной ориентировки. Незрячие, имеющие остаточное зрение, вынуждены обращать внимание на любые доступные им для восприятия световые и цветовые признаки окружающих предметов, использовать их при ориентировке как зрительные ориентиры. Известно, что при наличии форменного зрения незрячий воспринимает только общие очертания предметов, но и в этом случае они являются зрительными ориентирами. Обладая только свето-ощущением и цветоразличением, незрячие имеют возможность использовать ощущения света, цвета и тени при определении места окон и дверей в помещении, различать постройки при изменении освещенности при ходьбе, узнавать участки пути по их освещенности, использовать в качестве зрительных ориентиров разницу освещенности стен зданий, заборов и других объектов, определять по земному фону место деревьев, кустарников, узнавать здания по цвету фасада. Также в качестве зрительных ориентиров незрячие, при помощи остаточного зрения, могут использовать уличные фонари, свет из окон зданий, световые рекламы и т.д.
Информация, получаемая незрячими с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной.
Совместное использование остаточного зрения и осязания значительно улучшает узнавание незрячими предметов. Используя осязание и остаточное зрение, они точнее оценивают форму, величину и особенности предметов. Осязательное обследование руками и с помощью трости позволяет дополнить и уточнить зрительный образ объекта, а также проверить правильность зрительных ощущений, т.к. использование остаточного зрения в определенных ситуациях может оказаться ненадежным.
Большое значение для ориентирования незрячего в пространстве имеет осязание. Так В.С. Сверлов пишет: «Несмотря на такую большую ограниченность возможностей пространственной ориентировки при помощи осязания, последнее является основой формирования пространственных представлений, тех элементарных пространственных представлений, на базе которых путем работы сознания и стериогноза формируется представление любого пространства и, следовательно, без которых невозможна никакая пространственная ориентировка».
Осязание включает в себя 2 группы ощущений: кожные и двигательные. Оно является для незрячих главным способом познания окружающего мира, основой формирования представлений. Осязательные ощущения помогают человеку осознать целостность своего тела и определенную соотнесенность частей тела друг с другом. У незрячих компенсаторно вырабатываются тонкие дифференцировки оценки сложных пространственных характеристик, пропорциональных отношений, фактуры, формы и размеров предметов. Непосредственно осязание несет незрячему информацию о форме и размерах различных предметов, характере их поверхности (дерево, пластик, ткань и т.д.). Ориентируясь в большом пространстве на местности, незрячий ощущает через подошвы обуви изменения рельефа местности, неровности, склоны и др.; определяет характер грунта (асфальт, травяной покров, песок и т.п.). Трость обнаруживает препятствия, обследует ориентиры, что помогает ему двигаться в правильном направлении.
Температурные и болевые ощущения в определенной мере также используются в пространственной ориентировке. Болевые - крайне редко. С помощью температурных ощущений незрячий определяет направление на источник тепла, по теплопроводности определяет материал (дерево, стекло, металл и др.).
Мышечно-двигательная чувствительность, по мнению ряда исследователей, является одной из ведущих в процессе ориентирования в пространстве. Более того имеется точка зрения, что двигательный анализатор является главным в процессе пространственного анализа. Впервые главенствующая роль двигательного анализатора в отражении пространственных свойств окружающей среды была отмечена И.М.Сеченовым. Он показал, что пространственное восприятие основано главным образом на мышечной чувствительности. В работах Ф.Н. Шемякина, В.С. Сверлова, М. И. Земцовой, М.Н. Наумова и др. подчеркивается огромная роль мышечно-суставного чувства в пространственной ориентировке незрячих. Двигательный анализатор дает незрячим большую информацию о пространственных, временных и физических свойствах и отношениях предметов окружающего мира.
В ряде исследований показана также значительная роль вестибулярной функции для восприятия пространства и ориентировки в нем. А.Г. Литвак отмечает: «Повышение статической чувствительности, способность тонко дифференцировать этот вид ощущений в значительной мере компенсирует отсутствии зрения в процессе пространственной ориентировки». Вестибулярный аппарат очень важен в пространственной ориентировке слепых, он выполняет ряд функций:
1) контролирует положение тела в пространстве, в также всякое изменение этого положения;
2) даёт ощущение активных и пассивных поворотов на месте и в движении; незрячие лучше ориентируются под прямым углом. Об этом писал М.Н. Наумов;
3) поддерживает вертикальное положение и сохраняет равновесие, относительную прямолинейность движения. Однако даже хорошо натренированный вестибулярный аппарат не обеспечивает идеальной прямолинейности движения. При значительном его нарушении незрячим трудно пересекать даже неширокие улицы;
4) даёт ощущение ускорения и замедление движения во всех направлениях.
Хорошая работа вестибулярного аппарата в автоматическом режиме очень важна для незрячих людей, т.к. они часто попадают в неожиданные ситуации: могут оступиться, ступить на скользкое место, споткнуться о небольшой выступ и т.д. Сохранять равновесие помогает только хорошо натренированный вестибулярный аппарат. Статические ощущения человека хорошо упражняемы. Их можно тренировать специальными упражнениями и на тренажерах вращения.
В пространственной ориентировке слепых чрезвычайно важное значение имеет слуховой анализатор. Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К. Бюрклен, П. Виллей, М. И. Земцова, А. Крогиус, В С. Сверлов и др. считают слуховой анализатор одним из ведущих в пространственной ориентировке слепых и прежде всего при ориентировке в большом пространстве. Слуховые ощущения человека дистантны. При утрате зрения слух остается почти единственным зондом большого пространства. В связи с этим М.И. Земцова пишет: «По звуковым ориентирам незрячие могут представлять себе топографическую картину местности: находящиеся вблизи строения, наличия поблизости речки, открытого поля. По шуму колосьев они судят о местонахождении злакового поля. По звукам голосов людей и домашних животных определяют месторасположение селений, поля и приблизительное расстояние до домов».
Именно на основе слухового восприятия при ориентировке на улице слепые имеют представление о движении транспорта, людей, о положении производственных и жилых объектов, по слуху они могут определить размер помещения, наличие в нем мебели и т.п. В пространственной ориентировке слепые используют отраженные звуки. Их отражение главным образом от крупных предметов определят направление, расстояние и взаимоположение объектов. Следовательно, основной функцией слуха при ориентировании является локализация источника звука, определение местонахождения и скорости его перемещения.
Опора на слуховое восприятие в различных видах деятельности слепых способствует развитию у них пространственного слуха. Ермаков отмечает, что «широкое использование слуха в процессе ориентировки вырабатывает у слепых способность к тонкой дифференцировке звуковых раздражителей и локализации звука в пространстве».
Зависимость способности локализовать звуки в пространстве от ориентированного опыта рассматриваются в работах Л.Р. Рубина. В сравнительном исследовании локализации звуков слепыми и зрячими он установил, что у незрячих старшеклассников и взрослых слепых, имеющих достаточный опыт в ориентировке, наблюдается значительное различие в порогах звуковой чувствительности по сравнению с нормально видящими. Исследования И. Зоричак также свидетельствуют о необходимости долговременных систематических и регулярных тренировок в пространственной ориентации и прежде всего в использовании слуха, который в большей мере обуславливает успех в пространственной ориентации и самостоятельном передвижении незрячих.
М.Н. Наумов также обращает особое внимание на тренировки по локализации источников звука: «Многие незрячие, обучаясь ориентировке, испытывают сильный страх перед движущимся транспортом. Причем выяснилось, что боятся те, кто не научился оценивать направления движения транспорта и скорость его передвижения». В результате тренировок звуки транспорта не только перестают пугать слепых, но и становятся хорошими слуховыми ориентирами на улицах. Способность локализовать звуки в пространстве может развиваться и совершенствоваться.
В пространственной и бытовой ориентировке слепых имеет значение обоняние и вкус. Для обонятельных и вкусовых ощущений характерным является предметность. Только после обследования источника запаха у незрячего человека возникает образ реального вещества, предмета. Необходимо, чтобы слепые обследовали с помощью осязания как можно больше предметов, издающих запахи. В пространственной ориентировке незрячих существенное значение имеют именно обонятельные ощущения, которые являются дистантными. Слепые могут по запахам узнавать различные объекты, используя их как ориентиры. Обонятельную чувствительность у слепых можно развивать. Литвак констатирует более тонкое развитие хеморецепции у слепых: «Установлено, что многие слепые значительно лучше, чем зрячие дифференцируют запахи, точнее локализируют их источники и определяют направление распространения запахов».
В сфере пространственной ориентировки слепых особое значение имеет восприятие препятствий, предметов на расстоянии. Разными авторами специфическое восприятие обозначалось как «чувство препятствия», и «чувство расстояния», «лицевое зрение», «чувство пространства», «лицевое восприятие». Данный феномен заключается в том, что при приближении к какому- либо предмету достаточных размеров, слепой чувствует, что перед ним находится препятствие. С большой степенью неопределенности он может судить о размере, иногда о свойствах материала предмета. На способность слепых ощущать предметы на расстоянии, ученые обратили внимание более 300 лет назад. Учеными был выдвинут целый ряд гипотез происхождения чувства препятствия у слепых. Но до сих пор нет единого мнения о природе этого феномена. Можно считать, что он существует за счет комплекса различных видов чувствительности преимущественном участии в разных условиях слуховых ощущений.