Конспект урока литературы на тему И.А. Крылов. Басня Квартет
.класс: 6предмет: Литературное чтение дата проведения:
Тема урока: И.А.Крылов «Квартет»
Цели урока: образовательные:
ознакомление с жизнью, творчеством великого русского баснописца –И.А.Крылова, показать величие, мощь, талант гениального русского баснописца через его басни.
развивающие:
развивать аналитические способности и умения, развивать артистические способности, умение входить в образ героев и передавать речь, мимику, героев басни, развивать самостоятельную деятельность учащихся, устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.
воспитательные:
воспитать в учащихся нравственные и общечеловеческие ценности, бороться с ленью и враждой, научить сочувствовать окружающим и понимать близких.
Тип урока: внеклассное чтение.
Вид урока: урок- инсценирование.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём с вами театрализованный урок.
Цель нашего урока:
1) показать ваши артистические способности: суметь войти в образ героев басни и
воспроизвести их движения, мимику;
4) уметь читать выразительно, по ролям, подбирая правильный тембр голоса к каждому
герою басни;
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем начать наш урок, давайте, ребята, вспомним, что такое басня?
1 ученик: Басня - это короткий рассказ в стихах, в котором имеется определённая мораль, то есть одна мысль, которую автор хочет донести до читателя.
2 ученик: Басня - один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Еще в VI веке до н. э. в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его советам, которые он говорил иносказательно. (жасырын турде)
3 ученик: Басня - это аллегорический рассказ. Аллегория – это литературный термин, как олицетворение, метафора, эпитет. Аллегория – это иносказание, например, показ какой-либо черты человеческого характера Н: (хитрости, глупости) в конкретном образе Н: (лисы, осла). В басне персонажами являются животные. Чаще всего они наделены определенным характером,
Н: муравей - трудолюбивый, заяц – трусливый, лиса-хитрая и так далее.
4 ученик: Обязательным элементом басни является мораль. Мораль - это то, что хочет сказать автор, кого он осуждает, кому сочувствует или над кем смеётся.
Учитель: С именем И. А. Крылова мы уже встречались с вами ещё на прошлых уроках.
- Кто вспомнит, какую басню мы проходили? («Стрекоза и Муравей»)
-Что же происходило в этой басне?
-Зачем же Стрекоза пришла к Муравью?
-Что отвечает ей Муравей? («Ты всё пела? Это дело!Так поди же,попляши!»)
-Что же хотел сказать нам Крылов этой басней? Каким не должен быть человек?
(лентяем)
- Каким должен быть человек? (трудолюбивым)
Учитель: Да, ребята, И.А.Крылов так искусно,так ясно и просто говорит нам через своих
героев, каким должен и каким не должен быть человек
Кто же является героями его басен?
Через кого он передает нам свои мысли? ( через образы животных)
А почему он так поступает ?
Почему не передает действительность через образы людей и почему он выбирает именно басню ? (потому, что время было тяжелое)
Учитель: Да, ребята, в 1769 году, когда в Москве, в семье армейского капитана Крылова родился сын Иван, время было тяжёлое. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, его определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже пробовал сочинять.
В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая, взрослая жизнь. С самого начала ему пришлось столкнуться с жестокой реальностью. Но это помогло развиться его силе воли и независимости.
С юности он презирал лицемерие (адамды менсінбеу) и всегда старался быть таким, какой он есть. Будучи полным (толық) и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. В салонах светских гостиных он вёл себя по- домашнему: мог соснуть после обеда по старинному русскому обычаю. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.
Так же естественны, свободны и правдивы были его басни. Многие его строки стали пословицами и поговорками: «Слона-то я и не приметил», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» и др. Мудрый баснописец говорил на самом простом языке, понятном даже невеждам (оқымаған), чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.
И. Крылов стал как бы всеобщим дедушкой, поучавшим своих внуков - весь русский народ. А его басни оказались простыми, понятными, интересными и полезными для подрастающего поколения.
ІІІ. Новая тема
Учитель: Сегодня ,ребята, мы пройдём ещё одну басню И.А.Крылова, которая называется «Квартет».
Но,прежде,скажите,пожалуйста,что означает слово квартет? Встречалось ли вам слышать это слово? Если нет,то давайте сейчас совершим небольшую экскурсию в область музыки.
-Как называют музыкальную группу,состоящую из трёх человек? (трио)
-Как называют музыкальную группу,состоящую из двух человек? (дуэт)
-Как называют музыкальную группу,состоящую из одного человека?(сольный
номер)
-Как называют музыкальную группу,состоящую из четырёх человек? (квартет)
Учитель: А теперь нам следует выяснить значения слов:
Бас-
Альта-
Прима-
Фтора-
Учитель: Внимательно послушайте басню «Квартет» в моём чтении.
( Инсценирование басни учителем, используя картины-маски животных)
ІV. Проверка усвоения новой темы
1. Работа над басней (раздать листочки с текстом басни) - читаем за мной
2. Словарная работа
Какие слова в басне вам не понятны (обращаем внимание на табло)
Проказница- бүлдіргіш
Косолапый- қисық аяқ
Затеяли сыграть-ойнайын деді
На лужок (луг)- кокалға
Под липки(липа)- талдың аты Пленять своим искусством свет- әлемді таң қалдыруға
Ударили в смычки, дерут- скрипканың темірін тартып жатыр На лад нейдёт- ойнамай жатыр Поладим- келісімге келерміз
Разборы и споры- дау-дамай Кому и как сидеть- кімге қалай отыру керек Сомненье- күмән
Терпенье- шыдамдылық
Уменье-өнер Уши ваших понежней-
В музыканты не годитесь- музыкантқа лайықты емессіңдер
Соловей-бұлбұл
3.Работа над произношением слов (косолапый, затеяли, пленять, погодите, расселись, нейдёт, пуще прежнего, сомненье, терпенье, уменье, понежней, не
годитесь
4.Ответы на вопросы ( по басне)
Ү. Контроль и самопроверка знаний
1. Самостоятельная работа У: Ребята, возьмите красные пасты и отметьте в ваших листах
-слова Мартышки – красной пастой
-слова Осла - синей пастой
-слова Соловья- красной пастой
У: Ребята, кто прочитает мне слова Мартышки? (ставлю оценки)
---------------------------------слова Осла?
--------------------------------слова Соловья?
2. Хоровое инсценирование слов Мартышки, Осла, Соловья.
3. Чтение басни по ролям (на местах)
ҮІ. Инсценирование (чтение басни по ролям на сцене)
ҮІІ. Закрепление.
1.Ответы на логические вопросы:
- Какие персонажи подобраны в басне? Почему?
- В чем их схожесть? Есть ли у них слух?
- Раскройте смысл пословицы «медведь на ухо наступил»
-Можем ли мы применить эту пословицу по отношению к нашим героям?
- Почему их поучает именно Соловей?
- Кто из героев ближе к музыке?
-Какова мораль этой басни?
Мораль басни:
1. Если не знаешь дела, не берись за него.
2. Не суй свой нос, не в свое дело.
3.Выбирай свою профессию в жизни правильно.
2.Работа по карточке №1
Подобрать к прилагательным существительные, обозначающие животных, подходящие по смыслу к данным прилагательным.
Какой? Кто?
1.Трусливый - 1.------------------------------------
2.Трудолюбивый - 2.---------------------------------------
3.Хитрый(ая) - 3.---------------------------------------
4.Глупый - 4.---------------------------------------
5.Беззащитный - 5.---------------------------------------
6.Певчий(ая) - 6.---------------------------------------
7.Ленивый(ая) - 7.---------------------------------------
3. Работа по карточке №2
Написать, какие вы знаете хорошие и плохие черты характера человека
Черты характера человека
Хорошие: Плохие:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
4. Работа по карточке №3
Прочитайте, что нового вы узнали о баснописце И. А. Крылове?
Скрипач-баснописец
Кто не знает басню И. А. Крылова, герои которой - проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка - «задумали сыграть квартет» (музыкальную пьесу для четырёх струнных инструментов). Но мало кому сейчас известно, что писал свою басню Иван Андреевич с полным знанием дела.
Никто из русских поэтов не был так непосредственно близок к музыке, как Крылов. Его земляк и друг П. А. Плетнёв писал, что Крылов на скрипке разыгрывал самые трудные квартеты.
В составе ансамбля, как вторая скрипка, Крылов выступал довольно часто. Но Иван Андреевич давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.
VІІ. Подведение итогов урока.( Подсчитать баллы в жетонах и поставить себе оценки)
VІІІ. Домашнее задание. Выучить басню наизусть