Внеклассное мероприятие по математике на тему Возвращение Евклида (8 класс)
Возвращение Евклида
(Сценарий математического концерта для 7-8 классов)
Евклид сидит, задумавшись, в руках «Начала».
Евклид (тихо): - Жизнь не дано начать сначала,
Все исчезнет наконец.
Ужель и моим «Началам»
Пришло забыть в конец?
(Появляются 2 гнома)
1ый гном: - Что за старик сидит и бормочет?
2ой гном: - Он, кажется, сердит, и видеть никого не хочет?
1ый гном: - Чужое что-то в старике и вид его печален.
2ой гном: - Но как он очутился здесь?
Здесь что-то не то, приятель
Ведь как мне помнится,
Ему две тысячи триста лет.
1ый гном: - Да, это дед, как дед
2ой гном: - Давай подойдем, старика расспросим
Отчего он здесь, нам рассказать попросим.
(Подходят)
1ый гном: - О, великий Евклид!
Наш учитель почтенный,
Как попал ты сюда
В этот век просвещенный?
Евклид: - А это, гном, мудрецы и кудесники
Все еще живы, ведь вы мне ровесники
То-то смотрю я, уже прибежали
Что ж, хорошо, что меня вы узнали.
Мне интересно посмотреть и увидеть
Живет ли все это, что сумел я предвидеть.
2ой гном: - Ты уж прости нас, творец и создатель
Что в геометрии чуть слабоваты.
1ый гном: - Что же касается разных чудес,
Тут уж позвольте, - наш интерес
Все нам под силу, все нам подвластно,
С нами шутить даже очень опасно.
2ой гном: - Ну а тебе, если только сможем
Все мы устроим и поможем.
Евклид: - Только узнать, что мой труд не пропал,
Еще есть, чтобы его изучал?
(Показывает «Начала»)
1ый гном: - Что же, это можно, тебе не наскучила
Твою геометрию все еще учат
Дети расскажут, чему научились
Как твои книги им пригодились.
Гномы вместе: - Эх, была уж не была Альджебр аль мука бала
Эй, фигуры, быстро стройся
Геометрия, откройся!
Точка и прямая (вместе): - Построения начиная
Как с подругой не забудь,
Только точка и прямая
Есть любой фигуры суть.
Мы фигуры не простые,
Мы фигуры основные,
Вам без нас не обойтись
Эй, друзья, посторонись!
Отрезок: - Я – отрезок, часть прямой,
Но что сделали со мной?
Меня с концами разлучили.
Евклид: - У нас такому не учили
Кто у тебя конец твой же отнял?
Ну братец, я не нахожу слов…
Отрезок: - Алексей Васильевич Погорелов.
Евклид: - Но кто от этого страдает?
Отрезок: - Почти никто. Учитель знает.
А ученик – тот редкий не поймет.
1ый гном: - А что тут горевать?
Наука не стоит на месте
В развитии ее существование.
Евклид: - Блажен, кто создает
Достоин тот признания.
(На сцену вбегает угол)
Угол: - Постойте, что же вы, погодите,
Что же без меня прожить хотите?
Нет, вам это не удастся.
1ый гном: - Кто вы?! Придется вам признаться.
Угол: - Могу быть острым, как кинжал,
Прямым, как столб,
Тупым, как некий ученик
Бездельничать привык.
Фу, запыхался, так бежал…
Чуть не забыл! Развернутым.
Евклид: - Так кто же ты? Скажи нам толком
Угол: - Полупрямые две
С начальной общей точкой
Зовусь углом.
2ой гном: - Что … в том, коль
Свойств своих ты до сих пор не знаешь?
Угол: - А ты-то много понимаешь?
Ведь знают как дважды два
В развернутом два прямых угла.
А кто не знает такого,
Что острый меньше прямого?
Треугольник: - А вот и я – треугольник
Со мной хлопот не наберется школьник
Три точки, не лежащих на прямой,
Соединяют три отрезка.
2ой треугольник: - А я вот брат его родной. Ему равен.
1ый гном: - А ну ребята, посмотрите
Назвать их братьями помогите.
(Треугольники показываются на переносной доске. сидящие в зале, называют их)
Евклид: - Вот молодцы. Вот это ловко.
Тут нужны знания и сноровка.
Четырехугольник: - А вот и я, меня то знают,
На плоскости 4 точки, отрезков столько же их соединяют
И три точки на прямой лежать не могут
И тут уж точно мне помогут
Ведь это знает каждый школьник,
Что я - четырехугольник.
Идет все гладко, вызубрили
Я вот задачу им задам.
Параллелограмм: - Постой, меня вы забыли
Я параллелограмм.
Стороны мои попарно параллельны
Достоинства мои уж точно.
1ый гном: - Расхвастался, а вот сейчас скажи
В кого же ты превратился?
(Гномы растягивают параллелограмм)
Параллелограмм: - Что вы наделали?
В моей родне таких встречать не приходилось мне.
2ой гном: - А кто вся твоя родня?
Что-то о них не слышал я.
Параллелограмм: - Да это знает каждый школьник
Квадрат, ромб и прямоугольник.
Прямоугольник, квадрат, ромб (вместе): - Да, здесь мы, всем большой привет!
Для всех готов у нас ответ.
Прямоугольник: - Прямоугольник я, мои диагонали равны
И все углы прямые.
Еще добавлю, чтоб все знали
Рядом со мной – братья родные.
Ромб: - Я заявляю с апломбом
Параллелограмм, что стороны равны,
Зовется ромбом.
И свойства мне еще даны
Диагонали – есть биссектрисы,
Перпендикулярны меж собой.
И вот что я от вас не скрою
Коль одолеть наук преграды
Получите меня в награду.
Квадрат: - Я квадрат и ромбу брат
Посмотрите, такой я замечательный
Мои стороны равны, а углы прямые
Где найдете вы еще свойства такие?
1ый гном: - Вы все действительно похожи
Но в чем же состоит семейственность?
Квадрат: - Ну, брат, ты туповатый все же –
Сторон противолежащих параллельность.
2ой гном: - Мы давно уже ждем ответа
Что за фигура, что же это?
(В это время гномы растягивают параллелограмм в трапецию)
Старшего брата спасайте,
Скорее его называйте
Иначе таким он останется вечно
Не жить параллелограмму бесконечно.
Параллелограмм: - Ребята, милые, спасите
От кары строгой отведите
Скажите, кто же я?
Все: – Трапеция!
Трапеция: - Здесь кто-то звал меня?
А вот и я – несравненная трапеция.
Скажу я вам без лишних слов
Четырехугольник я таков,
Что лишь основания мои параллельны.
Продолжу я через признания
Средняя линия моя
Есть полусумма оснований.
Евклид: - Ну, а теперь я задам вам задачу
Кто же из вас попытает удачу?
У каких четырехугольников:
- диагонали делятся пополам?
- диагонали равны друг другу?
- диагонали взаимно перпендикулярны?