Урок Андерсен Принцесса на горошине


Урок литературного чтения во 2 классе.
Учитель: Никель Наталья Евгеньевна
Тема урока: «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Метапредметные цели урока:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в словарях;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные цели:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Предметные цели урока:
- ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;
- овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;
- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;
- использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части;
Ход урока.

1.Оргмомент
-Мы начинаем урок чтения.
Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2.Сообщение темы и целей.
-Прочитайте слова, кому они принадлежат?
Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
-В этих словах выражена тема и цели урока.
-Какое литературное произведение будем читать? (сказку)
-А для чего будем читать? (чтоб получить урок)
-Через что будем получать урок? (намек)
Почему сказка-ложь? Приведите примеры.
-Прочитайте значение слова намек (слова или поступок, котрые могут быть понятны только по догадке)
-Значит, что нам предстоит на уроке? (догадываться, размышлять, думать)
-В сказке есть урок. Прочитайте значение слова урок (нечто поучительное, из чего можно сделать вывод из будущего)
-Что должны сделать на уроке, прочитав сказку? (вывод)
-Итак, тема и цели поставлены, остается узнать, с какой сказкой познакомимся.
3.Актуализация знаний.
-Угадайте героя и вспомните из какой он сказки?
Нежная девочка с рыбьим хвостом
Пеной морскою станет потом.
Все потеряет, любви не предав,
Жизнь за нее отдав.
Девушка братьев своих выручала,
Крапиву рвала, что ей руки сжигала,
Ночами трудилась, глаз не смыкала,
Чтоб братьев спасти все время молчала.
Она прекрасна и красива,
Величава, горделива,
Злые вьюги и метели
С нею дружат с колыбели.
Живет она в большом цветочке,
Жаль, что сама мала росточком,
Зато вокруг-душистый дом
Из лепестков построен дом.
-Что объединяет все эти сказки?
-Давайте побываем в гостях у Андерсена (презентация)
4.Знакомство со сказкой.
-Посмотрите и послушайте сказку (диафильм)
-Понравилась сказка?
-Она есть и в наших учебниках. Откройте учебники.
-Андерсен написал сказку на своем родном языке, а кто перевел ее на русский прочитайте в конце сказки.
5.Словарная работа.
-Сказка написана давно, в ней встречаются слова, которые требуют объяснения. Возьмите карточки и самостоятельно впишите слова, использую словарик.
6.Физминутка (песня «Принцесса на горошине»)
7.Работа по содержанию сказки.
-Будем разбираться со сказкой по порядку.
-Прочитайте 1 абзац.
-Что захотелось принцу? Чем он был огорчен?
-Читаем далее. Кто однажды постучал в городские ворота? Какой предстала принцесса?
-Продолжаем дальше. На какую кровать уложили принцессу? Что старая королева положила на голые доски?
-Дочитайте до конца. Как спала принцесса? Что она чувствовала?
-Как вы думаете, чем отличается принцесса от простой девушки?
-В чем заключается вымысел сказки? (невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин)
8.Работа в группах. Творческое задание.
-Объединитесь группами и попробуйте придумать другой способ, по которому можно определить настоящую принцессу.
9.Рефлексия
-Вы проявили смекалку и находчивость. Мы убедились, что нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Нужно иметь время и способ узнать человека лучше.
-Так чему учит нас сказка? Какой урок мы должны вынести?
10. Домашнее задание.
-Послушайте, что писал Андерсен о том, как рождались сказки:
«Часто мне кажется, будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе» И стоит мне захотеть, как у меня тот час появляются истории»
-Я предлагаю вам дома сочинить сказку о любом предмете или может даже о настоящей принцессе.
-А я желаю вам, чтоб добро побеждало зло не только в сказках, но и на протяжении всей вашей жизни.
-Спасибо за работу. Всего доброго.

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
2.Речевая разминка
- Научитесь читать скороговорку: (Слайд 1)
Король на корону копейки копил,
Да вместо короны корову купил.
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.
(В. Бахревский)
- Кто такой король?
- Король – государь, управляющий королевством.
- Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.
- Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь. Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией. Личностные УУД:
- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;
Регулятивные УУД:
-контроль и оценка своей деятельности;
Познавательные УУД:
-отвечать на вопросы учителя
Коммуникативные УУД:
- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
3. Актуализация знаний
- Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).
«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)
«У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)
«Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)
«Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)
- Что общего у всех этих сказок?
Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»
Крот, «Дюймовочка»
Китайский император, «Соловей»
Принц, «Русалочка»
Один автор – Ганс Христиан Андерсен Личностные УУД:
- нравственно – эстетическая ориентация
Регулятивные УУД:
- соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- сравнивать объекты и находить общее;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- выделять существенное.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
4.Постановка учебной задачи
- Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.
- Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6) Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе. Личностные УУД:
- самоопределение к деятельности
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества
5. Работа по теме урока
5.1. Знакомство с биографией Андерсена
- Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.
- Рассказ учителя биографии сказочника.
В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.
Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».
Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.
- В какой стране родился Андерсен?
5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).
- В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?
-Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».
В Дании в городе Оденсе.
Мы можем найти их в «Толковом словаре».
Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли. Личностные УУД:
- нравственно – эстетическая ориентация;
- уважение к своему народу, к другим народам;
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;
Регулятивные УУД:
- определять план выполнения заданий
Познавательные УУД:
- смысловое чтение, осознанные устные высказывания;
- формулирование проблем; их решение;
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
- находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
ФизминуткаВсе, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. 5.3. Знакомство со сказкой
5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.
- Как вы представили себе принцессу?
- Чем принцесса отличается от простой девушки?
5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.
- Сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения.
5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.
- Почему принц никак не мог жениться?
- Какой должна быть принцесса?
-Какая была погода в тот вечер?
- Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.
- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?
- Кто решил проверить принцессу?
- Как она это сделала?
- Что было с принцессой после этой ночи?
-Куда попала горошина?
- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?
5.4. Анализ сказки
На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)
- Как вы понимаете пословицу?
- Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?
- В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ.
- В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.
Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…
Он искал принцессу, но так и не нашёл.
Настоящей.
«Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».
Старая королева.
«На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».
Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.
В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.
Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.
Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).
Дети высказывают своё мнение. 6. Творческая работа
- Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?
Чтение сказки с карандашом, разделяя на части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.
7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.
- На планшетах каждая группа рисует 1 слайд. 1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.
7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.
Личностные УУД:
- планировать деятельность
Регулятивные УУД:
- определять план выполнения заданий
Познавательные УУД:
- составлять простой план
Коммуникативные УУД:
- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
7. Рефлексия
- Какую сказку читали на уроке?
- Кто автор этой сказки?
- В какой стране родился Андерсен?
- Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему. Регулятивные УУД:
- оценивать свою работу
Познавательные УУД:
- наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные УУД:
- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
8. Домашнее задание
Приготовиться выразительно читать сказку, чтобы озвучить слайды получившегося диафильма.