Проект Игры на асфальте
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Творческий проект:
«Игры на асфальте как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности с реализацией задач УМК и ФГОС»
Автор проекта:
Царькова Л.А., заведующая МАДОУ «Детский сад №42»,
Каконашвили Л.Ю., ст.воспитатель МАДОУ «Детский сад №42»,
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
Адрес образовательной организации: 420139, Республика Татарстан, ул.Р.Зорге, д.91
Казань 2015
Актуальность и новизна проектной работы
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии интегративного обучения, личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.Одним из главных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является разностороннее развитие личности ребенка. В числе личностных результатов освоения образовательной программы ФГОС предусматривают формированиетатарской речи русскоязычных детей, соответствующей современному уровню речевого развития, развитию опыта коммуникативно-ориентированных, рефлексивно-оценочных и практических компетенций и навыков в жизненных ситуациях. Знакомство и изучение еще одного языка помогает в формировании и становлении личности ребенка, его всестороннем развитии. Овладение языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Процесс познавательного и речевого развития – основа воспитания, обучения детей, ведущее место в системе дошкольного образования.
Признано, что самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектная деятельность. Вместе с тем, методическая разработанность программ по развитию татарской речи дошкольников посредством использования проектной модели явно недостаточна.
Таким образом, актуальность исследования определяется существующими противоречиями между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме развития татарской речи дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью; если на предыдущем этапе доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практико- ориентированной деятельности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов, игр на асфальте и т. д.
Вместе с тем, в условиях недостаточного финансирования, когда материальная база далека от совершенства, для решения задач физического воспитания детей важно использовать все ресурсы детского сада. При этом создаваемая предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, являться доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников. При организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды можно использовать игры с рисунками на асфальте (игры на асфальте).
Новина проекта
Новизна в проблеме обучения татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью, в связи с чем возникает необходимость теоретических и практических разработок, которые могут быть положены в основу совершенствования учебно-методических комплектов по татарскому языку.
Новый подход к развитию двигательной активности детей, направленный на активизацию свободных самостоятельных двигательных игр и упражнений.
Игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, в познавательно-речевой деятельности в том числе, их двигательной сферы, психических процессов и качеств личности, формированию физических навыков и умений, а также коммуникативных. Они удовлетворяют двигательную потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и волевые качества.
Проблема проектной работы
Обозначены новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики
Цель проектной работы
1.Создать условия эффективного развития двигательного творчества детей на территории ДОУ через применение игр с рисунками на асфальте.
2.Обучение татарской речи русскоязычных детей с использованием современных образовательных технологий: интегративное обучение и развитие дошкольников (включая метод проектов), технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, игровые технологии.
Формирование и закрепление устной речи на татарском языке и навыков общения с окружающими. Постановка цели (что будет достигнуто)
Качественное изменение уровня познавательной и речевой активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством использования проектной модели обучения коммуникативным компетенциям.
Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат)
Необходимым условием разностороннего развития личности дошкольника посредством использования современных образовательных технологий выступает специально созданная образовательно-воспитательная среда, включающая и социальное партнерство детей, педагогов, родителей, администрации, представителей вышестоящих организаций и заинтересованных ведомств и структур.
Основные задачи исследования
1.Определение условий для развития личностного потенциала детей посредством использования современных образовательных технологий.
Задачи проектной работы
1.Развивать интерес детей к изучению татарского языка
2. Развивать интерес детей к изучаемому языку, желание говорить на нем
3.Учить различать речь на татарском языке
4.Понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем
5.Уточнить, повысить и активизировать словарь детей
6. Развитие и совершенствование умений и навыков практического владения татарской речью русскоязычными детьми
7.Развивать зрительное и слуховое внимания, мышление, память, творческое воображение
8. Привлечь детей к участию в играх с рисунками на асфальте
9. Стимулировать познавательно-речевую активность детей при организации игр
Объект исследования
Коммуникативные компетенции и культура дошкольников
Предмет исследования
Проектная модель обучения коммуникативным компетенциям дошкольников
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
Изучить теоретический и практический материал по теме
Для детей:
Знать к концу обучения 167 татарских слов
Понимать татарскую речь
Развить интерес к дальнейшему изучению татарского языка
Инициативность и самостоятельность дошкольников в двигательной активности.
Условия реализации:
Создание условий для развития коммуникативных компетенций дошкольников
Вид проекта: творческий, спортивно-познавательный
Сроки разработки и реализации проекта
Долгосрочный, 2015-2016 учебный год
Участники:
Дети старшего среднего и дошкольного возраста (возрастные группы: 4-5 лет, группы № 6,8,9, 5-6 лет, группы №3,4,5, 6-7 лет подготовительные к школе группы №7, №11), родители дошкольников, коллектив ДОУ.
Ресурсы проекта
1. Кадровые: педагоги МАДОУ №42.
2.Материально-технические: расходные материалы
3. Информационные: литература и интернет - источники
Предполагаемые риски:
Отсутствие достаточного уровня усвоения детьми программного материала
Содержание проекта
Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах.
Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качество ребенка в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимно дополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.
Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже понять главное содержание обучения, существующие связи и возможность применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности.
Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно – смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире. Обеспечивается взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка. Успехи становятся достоянием родителей.
Одной из наиболее распространенных форм двигательной активности детей на воздухе являются игры на асфальте, которые способны расширять двигательный опыт ребенка и обогащать его новыми координационно-сложными движениями.
Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения, их легко организовать там, где есть асфальт: на групповом участке, асфальтированной дорожке вокруг детского сада.
Количество участников в играх на асфальте не ограничено и их правила предусматривают одномоментное участие детей в игре без выбывания, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.
Игры и упражнения на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе игр совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей, на одном рисунке можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 и до 7 лет) и физической подготовленности, направленные на развитие разных двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития.
Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, но через разные виды двигательной активности и используя при этом разные рисунки на асфальте. И это не покажется детям однообразным. Более того, меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в двигательный процесс, а также позволяет лучше закрепить правила игры и двигательные навыки детей. Игры помогут воспитателю интересно провести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.
Для решения педагогических задач игры на асфальте можно классифицировать по следующим признакам:
•по интенсивности используемых в игре движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);
•по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, прыжками, ведением мяча, метанием и др.);
•по содержанию и сложности построения игры (простые, командные);
•с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-7 лет;
•по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, сюжетные);
•по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств);
•по отношению к структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной части занятия, утренней гимнастики, прогулки).
Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Основными средствами игр на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные навыки и умения, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, равновесие, координация движений, выносливость, навыки пространственной ориентировки, глазомер.Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя полученные знания в прямом и обратном счете, знания форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, поведении животных, человеческих поступках; пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы. Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта детей. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Игры на асфальте способствует формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.
Многие упражнения в играх на асфальте (в том числе и общеразвивающие) выполняются коллективно (под музыкальное сопровождение), что требует особенной согласованности, синхронности, воспитывает положительные эмоции. У детей формируются эстетические представления о красивом в физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку.Кроме того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий более эмоциональнее и разнообразнее.
Теоретическая значимость
В данном исследовании выявлены эффективные формы и методы обучения русскоязычных детей дошкольного возраста татарскому языку посредством игр на асфальте.
Практическая значимость
Представленная нами работа вызовет практический интерес для педагогов ДОУ, родителей. Результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для организации обучения русскоязычных детей дошкольного возраста татарской речи через игры на асфальте.
Принципы работы
1.Последовательность и систематичность
2.Достоверность сведений
3.Объективность
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:
-работа с детьми
-работа с воспитателями
-работа с родителями
Материально-техническое обеспечение
Помещения с необходимым оснащением:
Методический кабинет
Кабинет воспитателя по обучению татарскому языку.
Микроцентры: Микроцентр «Игровая зона», Микроцентр «Уголок краеведения и этнографии».
Инструментарий для проведения проектной деятельности:
1. Методическая, учебно-познавательная и художественная литература по сопровождению проектной деятельности.
2. Развивающая среда (РППС); дидактические игры по речевому развитию татарской речи, игры на асфальте
3. Оборудование кабинета татарского языка
4. Информационные материалы для создания проектов.
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание работы Ответственный
I этап – подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности по проекту 1.Определение участников проекта.
2.Обсуждение целей и задач проекта с участниками2.«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик)3.Создание условий необходимых для реализации проекта
4.Подходы к взаимодействию с родителями
5.Анализ РППС прогулочных участков ДОУ.6.Обоснование, предсказание путей реализации проекта
7.Разработка и рассмотрение рабочих материалов, утверждение эскизов Старший воспитатель Каконашвили Л.Ю.
Воспитатель по обучению татарскому языку
Садриева Д.С.
Воспитатели групп
II этап – основной (практический)
Организация детской деятельности в рамках проекта 1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов; применение комплекта УМК ( обучение детей татарскому языку)
2.Создание атмосферы радости, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач
3.Совершенствование развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ (Микроцентры, создание картотеки, этнографический музей, информационные стенды)4.Разучивание и придумывание считалок, стихов, загадок дома и в детском саду.
5. Повторение и разучивание подвижных игр и упражнений
6.Создание необходимых условий в детском саду.7.Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций.8.Осуществление контроля за реализацией проекта
Творческая составляющая проекта
Сюжетно-ролевые игры «Теремкэй», «Шалкан» и др.
Дидактические игры: «Составь узор», «Найди пару», «Найди и назови»
Пальчиковые игры: «Семья», «Домашние животые»
Народные подвижные игры
Игры на асфальте
Физкультминутки
Рассматривание фотоальбомов, книг, иллюстраций, папок
Чтение художественной литературы
Разучивание стихов и песен на татарском языке
Работа в рабочих тетрадях
Фотовыставка «Мы изучаем татарский язык»
Проведение праздников:
«День рождения Г. Тукая», «Карга боткасы» и т. д. Воспитатели
III этап – заключительный
Презентация результатов деятельности по проекту Анализ результатов по реализации проекта
Презентация проекта на базе МАДОУ N42.
Оформление материалов по проекту.
Распространение педагогического опыта через публикации материалов и на конференциях Руководитель проекта Садриева Д.С.
Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и исполнителей)
Мероприятия Исполнители
1-ый этап (сентябрь-февраль)
1 Теоретическая подготовка участников эксперимента Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
2 Подборка инструментария Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
3 Освоение современных образовательных технологий интеллектуально-познавательного, речевого развития детей дошкольного возраста Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель,
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
4 Разработка перспективного планирования по формированию основ речевой культуры дошкольников
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
5 Организация взаимодействия с родителями Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
2-ой этап (март-июнь)
1. Разработка и реализация содержательных аспектов
проектной модели обучения коммуникативным компетенциям дошкольников, программ повышения психолого-педагогических компетенций и уровня речевой культуры родителей Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
Садриева Д.С., воспитатель по обучению татарскому языку
2. Практические семинары по освоению проектной, игровой технологий Рахмачева Вера Юрьевна, воспитатель
Хуриева Нина Николаевна, воспитатель
Абдуллина Ольга Дмитриевна, воспитатель
Сергеева Татьяна Андреевна, воспитатель
Садриева Далия Саетовна, воспитатель по обучению татарскому языку,
Шабанова Н.Д., воспитатель
Тарасова Р.В., воспитатель
Башинская Н.М., воспитатель
Виноградова Г.А., воспитатель
Патийчук Г.С., воспитатель
3. Участие в работе проектной команды, выполняющей управленческую, методологическую и практическую деятельность по достижению ФГОС ДО на всех уровнях образовательной системы Республики Татарстан
Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
3-ий этап (сентябрь)
1. Подведение итогов. Анализ эффективности проектной деятельности Ответственный исполнитель эксперимента Садриева Далия Саетовна, воспитатель по обучению татарскому языку,
2. Обобщение опыта на городском, республиканском и федеральном уровнях Ответственный исполнитель экспериментальной площадки
Каконашвили Любовь Юрьевна, старший воспитатель
Реализация проектных мероприятий N Мероприятия Цели Ответственные
1 «Круглый стол» с участием воспитателей и родителей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта
Консультации для родителей: «Мы изучаем татарский язык», «Новые подходы в обучении татарскому языку», «Обучение татарскому языку через игры на асфальте».
Изготовление папки для родителей «Говорим по-татарски», «Игры на асфальте». Воспитатели, родители
2 Методическая копилка Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций Воспитатели, воспитатель по обучению детей татарскому языку.
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещение родителей по реализации УМК в работе с детьми Воспитатели, воспитатель по обучению татарского языка.
4 Организация развлечений Сабантуй Воспитатель по обучению татарского языка
Продукт проекта:
1.Картотека игр на асфальте
2.Конспекты мероприятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста
3.Консультации для педагогов (к педагогическому совету) и для родителей (к родительскому собранию)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рисунки на асфальте и варианты игр и игровых
упражнений с ними
Рисунок 1
«Классики»-«Шакмаклар»
Дети могут просто прыгать по клеточкам, повторяя порядковый счет и изучая цифры. Отличная подвижная игра, в которую играет каждое поколение во дворе. Преимущество этой игры в том, что в нее могут играть любое количество участников, и не важно будут это мальчики или девочки. Рисуете поле, по которому будете прыгать, делите его на квадраты, отмечаете каждый квадрат цифрой от 1 до... (какой договоритесь со своими товарищами). Эти цифры обозначают номера "классов": 1-й класс, 2-й класс, 3-й класс и т.д. (как будто в школе). Смысл игры в том, чтобы пройти все эти "классы", сначала вы первоклашки, но постепенно вы будете переходить в старшие "классы". "Классики" могут быть нескольких видов, они отличаются только рисунком и техникой прыжков. В этой игре с детьми закрепляется счёт и основные цвета на татарском языке.
Рисунок 2
«Лабиринт»
Нарисуйте лабиринт, и пусть ребенок найдет выход сам или двигается по вашим подсказкам, отрабатывая команды “направо/налево”. Или предложите следовать по начерченной дорожке, которая извивается, запутывается, многократно пересекает сама себя, так что нужно быть очень внимательным, чтобы не сбиться. С детьми закрепляется ориентировка на местности. Направо- уңга, налево- сулга.
Рисунок 3
«Воздушный шарик» - «Шар»
На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур с порядковыми номерами на них
Рисунок «Воздушный шарик» используется проведения для игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе организации дошкольников. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика на асфальте. С детьми также закрепляются названия геометрических фигур на татарском языке. Круг- түгәрәк, прямоугольник- турыпочмак, треугольник- өчпочмак, овал- озынча.
Игры и упражнения
«Найди свое место» (3-7 лет). Дети двигаются вокруг «шарика», выполняя задания инструктора. По команде «треугольники» они стараются встать на треугольники, по команде «круг» — занимают круги и т.д. При каждом повторении игры меняется способ передвижения детей, и инструктор называет новые фигуры (цифры, цвета). Отметить быстрых, ловких и внимательных игроков. С детьми закрепляются цвета и названия геометрических фигур на татарском языке.
«Кто быстрей?» (5-7 лет) /эстафета/. В эстафете участвуют одновременно 2- 4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по «фигурам» от цифры 1 до цифры 5 по порядку номеров. Выполнив задание, они выпрыгивают из «шарика» с противоположной стороны, в то время как в соревнование включаются следующие участники команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраивается на противоположной стороне «шарика». Эстафета повторяется, выполняя прыжки в обратном порядке. Закрепляются счёт и геометрические фигуры на татарском языке.
«По местам» (3-7 лет). Дети встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «синие» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета, по сигналу «зеленые» — к ним присоединяются дети, стоящие на «фигурах» зеленого цвета, по сигналу «оранжевые» — начинают бег дети, стоящие на «фигурах» оранжевого цвета и т.д. По команде «по местам!» дети стараются найти «фигуру» своего цвета.
При повторении игры дети двигаются вокруг «шарика» подскоками, галопом. Закрепляются цвета на татарском языке.
Рисунок 4«Солнышко с косичками»
«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность детей через игры, упражнения и эстафеты. Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.
Игры и упражнения
«Поменяйся местами» (2-7 лет). Каждый ребенок становится на «бантик». Водящий — в центре. Если он называет «зеленый», то дети, стоящие на «бантиках» зеленого цвета начинают меняться местами между собой. По команде «синие» – меняются местами дети только с синими «бантиками» и т.д. Водящий же должен успеть занять пустой «бант». Ребенок, оставшийся без места становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем «бантиков», то дети, оставшиеся без места, находятся в центре и также пытаются занять свободный «бантик». Закрепляются цвета на татарском языке.
«Найди свой бантик» (2-7 лет). Дети располагаются на «бантиках». Если детей по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «бантик» встает по 2-3 детей. По сигналу «зеленые», начинают бег вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются дети, стоящие на «бантиках» синего цвета и т.д. По сигналу «по местам» все дети стараются занять «бантик» своего цвета. Повторяя игру, ведущий меняет способ передвижения детей (разные виды бега, ходьбы, прыжков). Закрепляются цвета на татарском языке.
Рисунок 5
Классики- шакмаклар.
Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.
Что нужно для игры в классики:
Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
Мел, чтобы нарисовать фигуры.
Плоская тяжелая шайба, плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом).
Какие бывают классики? Как играть в классики?
Самый простой вид игры во дворе – это классики. А самый простой вид классиков – это улитка. В классики «улитка»- «әкәм- төкәм” можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке – кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.
Классики «Улитка» “Әкәм- төкәм”
Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.
Правила игры в классики «Улитка»
В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.
Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?
Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.
Улитка может быть как очень короткой – счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).
Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.
Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.
Тот, кто будет играть первым, начинает.
Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.
Задача игрока – провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.
Рисунок 6
«Смайлик»
Нарисуйте на небольшом расстоянии друг от друга круги-смайлики, символизирующие ответы детей:
1.Да - Әйе
2.Нет - Юк_
3.Подумай!!!- Уйла
Предложите ребенку прыгать по ним, тем самым оценивая выполнение задания воспитателя.
ФОТО-ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список используемой литературы
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -176с.: ил. ISBN 5-691-00186-8
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 1997. -192с. -ISBN 5-7695-0062-Х
Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева. -2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2007. -208с.: ил. — (Внимание: дети!) ISBN 978 -5 – 8112 – 2328 – 2
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №1, 2002.