План-конспект урока опера Порги и Бесс Дж.Гершвин (7 класс)
План Задачи Ход урока Методы
1.Организационный момент.
Организовать и нацелить детей на урок
У:Здравствуйте,ребята. Присаживайтесь на свои места. Словесный.
2. Беседа по теме урока. Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Посмотрите на его портрет. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И.Глинка в России, Э.Григ в Норвегии, Ф.Шопен в Польше. Он является основоположником американской музыки.
Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.
Симфоджаз это - стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки.
Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы его истоки? 3. Характерные особенности джазовой музыки Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.
Почему они стали сольными? (Последствия Гражданской войны между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров.
Ранний джаз - клорнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).4.Знакомство с оперой «Порги и Бесс» Дж.ГершвинаДжорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки "Черного" населения Америки - негритянской музыки.
Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
5.Слушание. Вступление к опере «Порги и Бесс»
У: А сейчас мы прослушаем вступление к опере. Ваша задача, внимательно послушать и ответить мне какие инструменты вы услышали? Какая музыка по характеру?(веселая, грустная, медленная ,быстрая?)Чтобы вам хотелось делать под эту музыку? 6.Слушание «Колыбельная Клары».
Хочу вам дать прослушать отрывок из оперы «Колыбельная Клары». Вам нужно прослушать так же назвать какие инструменты вы услышали. Сравните эти два разных произведения. В чем различии этих частей. И скажите какое произведение вам понравилось больше и почему? 7.Пение Ю.Визбор «Солнышко лесное»
Давайте вспомним песню знаменитого барда Визбора «Солнышко лесное». Встаньте. Исполняем песню красиво ,четко проговариваем слова. 8.Разучивание «Хлопай в такт друг» Дж. Гершвин.
А теперь разучим новую песню Дж.Гершвина «Хлопай в такт друг» 9.Итог. И так что вы узнали нового на уроке? Что вам понравилось больше всего? Что такое симфоджаз? Какую оперу вы сегодня узнали ,как она называется? Самоанализ
Набережночелнинский педагогический колледж
План-конспект
пробного урока музыки
студентки музыкального отделения
группы № М 101
Ф.И.О. Тазетдиновой Энже ЗахидовныДата:02.10.2013
№ школы: 25
Класс: 7 «б»
Тема урока: « Слияние стилей в творчестве Дж.Гершвина»
Ф.И.О. преподавателя по основному музыкальному инструменту: Подпись
Ф.И.О. преподавателя по дирижированию:
Подпись
Ф.И.О. преподавателя по вокалу:
Подпись
Оценка за конспект: Руководитель практики:
Оценка за урок: Учитель музыки:
Руководитель практики:
2013 – 14 уч.г.