Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Шаг вперед»

Министерство образования Московской области
Управление по образованию Администрации городского округа Химки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Родник»
_________________________________________________________________

Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУДО ДДТ «Родник»
от «___»____________20__г. _____________Оболенская Ю.Н.
Протокол №_______________ от «___»____________20__г.





Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Шаг вперед»
(стартовый уровень)







Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 2 года




Автор-составитель:
Забулонова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования







г.Химки, 2016
1.Информационная карта программы
Наименование программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Шаг вперед»

Автор-составитель
Забулонова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования дома детского творчества «Родник»

Руководитель
программы
Оболенская Ю.Н. – директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования дома детского творчества «Родник»

Наименование учреждения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «Родник»

Адрес подразделения
141420, г.о.Химки, мкр. Сходня, Московская обл., ул. Чапаева, д.26а

Возраст учащихся
5-6 лет

Цель программы
Успешная социальная адаптация детей, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.

Краткое содержание программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шаг вперед» предназначена для развития и социализации детей дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года. Большое внимание программы направлено на пробуждении в ребенке самых лучших человеческих чувств и качеств: радости, доброты, красоты, любознательности, сочувствия. Каждая тема занятия подразумевает под собой сюжетную линию, в которой мы сами или персонажи сказок (тем) проявляют эти качества или чувства или развивают их.


Направленность деятельности
социально-педагогическая


Уровень освоения программы
Стартовый

Форма реализации
Самостоятельная

Срок реализации программы
2 года

Тип программы
Дополнительная общеразвивающая программа








У детей своя собственная манера
видеть, думать и чувствовать, и
нет ничего безрассуднее, как
желать заменить ее нашей
                  Ж.-Ж. Руссо

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Шаг вперед» предназначена для развития и социализации детей дошкольного возраста. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 года. Большое внимание программы направлено на пробуждении в ребенке самых лучших человеческих чувств и качеств: радости, доброты, красоты, любознательности, сочувствия. Каждая тема занятия подразумевает под собой сюжетную линию, в которой мы сами или персонажи сказок (тем) проявляют эти качества или чувства или развивают их. Так как игровая деятельность является ведущей на всём протяжении становления ребёнка как личности.
Программа разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242) письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта № ВК-64/09 «О направлении методических рекомендаций», в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14, а также согласно «Концепции дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

НАПРАВЛЕННОСТЬ программы шаг вперед - социально-педагогическая с элементами музыкальной, физкультурно-оздоровительной и художественно - эстетической. В этом возрасте эти виды деятельности являются основными при естественном развитии. Дети нуждаются в постоянном движении, они открыты для восприятия прекрасного и их первые результаты в художественно-прикладном направлении дают почувствовать себя умелыми и самостоятельными.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ программы «Шаг вперед» состоит в том, что детям дошкольного возраста необходима дополнительная помощь в социальном, психо-эмоциональном и физическом развитии. Однако это требует грамотного профессионального подхода, т.к. сил, времени и знаний родителей часто недостаточно. Заботу о развитии юных дошколят берут на себя именно учреждения дополнительного образования, так как занятия идут в малых группах, с присутствием родителей, что гарантирует индивидуальный подход, внимание каждому малышу и создает благоприятные для развития условия.

ОЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ программы «Шаг вперед» - особая форма работы с малышами и родителями. Педагог представляет каждое занятие как яркое чувственно - эмоциональное впечатление для малышей на определенную тему, которое развивается и закрепляется в дальнейшем с помощью наблюдений, чтения литературы, ручного труда, а также двигательно-танцевальных упражнений, т.е. совместной деятельности родитель-малыш. Также уделяется большое значение атмосфере доброжелательности и уважения личности каждого ребенка, в постепенном и мягком развитии самостоятельности и уверенности детей и соблюдении принципа естественности и природосообразности.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Занятия проводятся для детей 5-6 лет по тематическому плану. Наполняемость групп - до 10 человек. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 учебных часа (с 10 минутным перерывом). 1 академический час в дошкольном возрасте равен 30 минутам. Всего 144 часа в год.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ. Все занятия объединения проводятся в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей возраста. На занятиях используются вызывающие интерес атрибуты: игрушки, кукольный театр, музыкальное сопровождение, спортивное и др. оборудование, дидактические игры. Часто применяется сказочный сюжет. Основной метод работы – показ и разъяснение темы через родителя, личный пример, с помощью кукол и игрушек. Данные формы и методы работы близки и понятны детям, и потому они с удовольствием включаются в занятия без дополнительных усилий со стороны взрослых.
Программа «Шаг вперед» предусматривает обучение детей с ОВЗ (слабовидящими и обучающихся с расстройствами аутистического спектра) для таких детей предусмотрены специальные условия согласно № ВК-64/09 «О направлении методических рекомендаций»). Занятия проводятся совместно с родителями, что позволяет детям с ОВЗ успешно осваивать программу.

1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: - это успешная социальная адаптация детей, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

А) ОБУЧАЮЩИЕ.
- учить различным видам творчества: лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом и др.
- знакомить с окружающим миром: люди, животные, растения, птицы, насекомые, транспорт, времена года, фрукты, овощи и др.
- знакомить с народным фольклором: сказки, песни, танцы, кукольный театр.
- учить различным видам основных движений: ползание, лазание, прыжки, бег, ходьба.
Б) ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитывать чувства собственной компетентности, умелости, самостоятельности, доброжелательности, сопереживания и сочувствия.
- приобщать к красоте окружающего мира.
В) РАЗВИВАЮЩИЕ
- развивать познавательные интересы и способности, умение учиться и общаться;
- развивать речь детей;
-развивать музыкальные и двигательные способности (слух, чувство ритма, координацию движений);
- развивать высшие психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление, внимание



1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Шаг вперед» реализуется по тематическому плану, рассчитанному на два года обучения. Тематические планы условно разбиты по временам года. Каждое время года имеет несколько блоков работы, которые, в свою очередь, разбиты по темам. Тема раскрывается как в двигательно-познавательном аспекте, так и в творческом.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения

Разделы и содержание программы

№ тем
Названия тем
Творческая часть/ часы
Двига
тельно-познава
тель
ная часть/ часы


ОСЕНЬ

- Дары природы (по 3-5 названий овощей, фруктов ягод, грибов). Их основные названия, пользу и применение в жизни человека.



1
Дары осени (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Деревня. Семья. Бабушка и Дедушка.
4
4

- Признаки осени: похолодание, листья меняют окраску и опадают, идут дожди;

-Наблюдение за красотой осени и отражение в творческих работах;




2
Красота осеннего леса, признаки осени
4
4

- Животный и растительный мир(названия, особенности, повадки);

- Животный и растительный мир в осенний период: птицы собираются в стаи и улетают, животные запасают еду, насекомые и земноводные впадают в спячку и т.д.;



3
Животный и растительный мир осенью. Забота о животных и растениях.
4
4

- Понятия: дом, семья, здоровье, подготовка человека к зиме
4
Мир Человека, семья. Подготовка к холодам.
4
4

-Наблюдение за изменениями природы в период приближения зимы (человек, животный и растительный мир)

- Основные признаки зимы (первые морозы, первый снег, лед на лужах и т.д.)



5
Подготовка природы к зиме, признаки зимы
2
2


ЗИМА

-Красота зимнего леса, зимних пейзажей, животный и растительный мир в творчестве.



1
Зимняя сказка
4
4


-Основные виды животных и птиц, их особенности в зимний период. Дикие и домашние животные. Забота человека о животных и птицах.



2
Как животные, птицы зимуют
4
4


-Различные виды зимних забав (катание с горы, снежки, лепка снежных построек, лыжи, санки и др.).



3
Зимние забавы
4
4

-Разучивание песенок, танцев, хороводов, игр, стихов на новогоднюю тему;

-Изготовление новогодних поделок, подарков.



4
Подготовка к Новогоднему празднику
4
4


-Подарки, песенки к Папиному дню


5
Папин праздник
2
2


ВЕСНА

-Традиции праздника встречи Весны;

-Хороводы, песенки, игры к празднику Масленица.



1
Встреча весны. Масленица.
4
4


-Признаки весны (капель, таяние снега, потепление),
-Птицы (названия, прилет птиц, знакомство с понятиями: дикие, домашние птицы).

-Животный мир (их пробуждение, особенностей, повадок)



2
Признаки весны, пробуждение природы
4
4

-Разучивание песенок, хороводов к празднику Мам;

- Творческие работы.

3
Подготовка к маминому празднику.
4
4

- Праздник Победы;

-Разучивание стихов, песенок к празднику;

-Изготовление подарков и поделок.

4
Наш дом - наша Родина - наша семья.
4
4


-Знакомство с миром людей, правилами поведения в городе, на дороге, с различными видами транспорта (воздушный, наземный, водный). Названия, их назначение в жизни человека.

5
Мир людей. Город. Виды транспорта, космос.
4
4


ЛЕТО

- Изучение основных признаков лета (тепло, распускаются цветы и листья на деревьях и растениях, массовый прилет птиц, птицы готовятся к гнездованию и выведению птенцов и т.д.)




1
Мир растений в ожидании тепла. Признаки наступления лета.
4
4


-Основных виды растений, их цвета и названия.


2
Мир растений.
4
4

-Основные виды насекомых, их названия.


3
Насекомые.
4
4


-Разучивание игр, хороводов, танцев, игр к празднику;




Итого 144 часов


4
Подготовка к празднику. «Здравствуй лето, до свиданья
Родник».



4






72 часа
4






72 часа



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН второго года обучения
Разделы и содержание программы

№ блоков работы
Название блока
Творческая часть/ часы
Двига
тельно-познава
тель
ная часть/ часы



ОСЕНЬ

- Дары природы (по 5-7 названий овощей, фруктов, ягод, грибов). Их основные названия, формы, польза и применение в жизни человека.



1
Дары осени (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
4
4


Признаки осени: похолодание, листья меняют окраску и опадают, день становиться короче, ночь длиннее, идут дожди.

-Наблюдение за красотой осени и отражение в творческих работах;




2
Красота осеннего леса, признаки осени.
4
4


- Животный и растительный мир (названия, особенности, повадки);

- Животный и растительный мир в осенний период: птицы собираются в стаи и улетают, животные запасают еду, насекомые и земноводные впадают в спячку и т.д.





3
Животный и растительный мир осенью.
4
4

- Дом, семья, здоровье, части тела, подготовка человека к зиме.
4
Мир Человека, семья. Подготовка к холодам.
4
4


-Наблюдение за изменениями природы в период приближения зимы (человек, животный и растительный мир)

-Признаки зимы (первые морозы, первый снег, лед на лужах и т.д.)



5
Подготовка природы к зиме, признаки зимы.
2
2


ЗИМА

-Зимний лес, зимние пейзажи, животный и растительный мир в творчестве.



1
Зимняя сказка.
4
4


- Основные виды животных и птиц, их особенности в зимний период. Дикие и домашние животные. Забота человека о животных и птицах



2
Как животные, птицы зимуют.
4
4


-Различные виды зимних и спортивных забав (катание с горы, снежки, лепка снежных построек, лыжи, санки и др.)



3
Зимние забавы.
4
4


-Разучивание песенок, танцев, хороводов, игр, стихов на новогоднюю тему;

-Изготовление новогодних поделок, подарков.



4
Подготовка к Новогоднему празднику.
4
4


-Изготовление подарков, разучивание песенок к Папиному дню

5
Папин праздник.
2
2


ВЕСНА

-Изучение традиции праздника встречи Весны;

-Разучивание хороводов, песенок, игр к празднику Масленица.





1
Встреча весны. Масленица.
4
4

-Признаки весны (капель, таяние снега, потепление, ночь короче, день длиннее);

-Птицы (названия, прилет птиц, знакомство с понятиями: дикие, домашние птицы).

-Животный мир (их пробуждение, особенности, повадки)



2
Признаки весны, пробуждение природы.
4
4

-Разучивание песенок, хороводов к празднику Мам;

-Изготовление творческих работы.

3
Подготовка к маминому празднику.
4
4


-Праздником Победы;

-Разучивание стихов, песенок к празднику;

-Изготовление подарков и поделок.

4
Наш дом - наша Родина - наша семья
4
4

-Мир людей, город, различные виды транспорта (воздушный, наземный, водный). Названия, их назначение в жизни человека.

5
Мир людей. Дружба. Дом, семья, одежда обувь, мебель, посуда, правила поведения в городе, виды транспорта.
4
4


ЛЕТО

- Признаки лета (тепло, распускаются цветы и листья на деревьях и растениях, массовый прилет птиц, птицы готовятся к гнездованию и выведению птенцов и т.д.)




1
Мир растений в ожидании тепла. Признаки наступления лета.
4
4


-Виды растений, их цвета и названия.


2
Мир растений.
4
4

- Виды насекомых и их названия.


3
Насекомые.
4
4

-Разучивание игр, хороводов, танцев, игр.



Итого:144 часа
4
Подготовка к празднику «Здравствуй лето.
4




72 часа
4




72 часа


1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ребенок 5-6 лет должен знать и уметь следующее.
Физическое развитие ребенка 5-6 лет
- ребенок ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы; 
бегает в разных направлениях и темпе; 
чередует движения между собой; 
ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч; 
прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия; 
прыгает на одной ноге, со сменой ног; спрыгивает с высоты; ползает разными способами; выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, хоккей, теннис, футбол, фигурное катание и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 5-6 лет
здоровается, прощается, благодарит; стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых; 
проявляет чувство привязанности и симпатии к людям; проявляет навыки взаимодействия с детьми; активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность; 
действует по словесной инструкции, заданию взрослого;
знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села);
проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.

Познавательное развитие ребенка 5-6 лет
ребенок определяет форму целого объекта и отдельных деталей; различает цвета и оттенки;
знает основные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник);
мысленно может представлять план продвижения по знакомому зданию, улице, менять пространственное расположение окружающих объектов;
устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные отношения; произвольно и целенаправленно запоминает;
проявляет произвольное внимание (ставит перед собой определенную задачу); экспериментирует, моделирует; группирует, классифицирует, анализирует, синтезирует, обобщает;
находит «один» и «много» среди окружающих его объектов; считает в пределах 10 (прямой и обратный счет);
знает цифры от 0 до 10; решает простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
определяет пространственное расположение объектов; знает части суток, времена года, дни недели, месяцы;
знает, что живет на планете Земля, что такое космос.

Речевое развитие ребенка 5-6 лет
активно употребляет все части речи; использует антонимы, синонимы, многозначные слова; 
умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);
образовывает прилагательные от существительных (море - морской);
подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);
правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука [р]);
изменяет силу, высоту, интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;
подбирает слова на заданный звук, находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);
декламирует стихи без помощи взрослого;
составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ,
придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.

Художественно-творческое развитие ребенка 5-6 лет
воспринимает вокальную и инструментальную музыку; 
различает громкость звучания, ее настроение;
жанр музыки (вальс, полька, марш, песня); 
голоса исполняющих (детский, женский, мужской);
самостоятельно играет как на детских, так и некоторых взрослых музыкальных инструментах (дудочка, барабан, металлофон, и др.);
поет протяжно, выразительно, немного с повышенной громкостью;
активно включается в танцевально-творческую деятельность;
двигается под музыку, исполняет различные танцевальные движения (притопы, хлопки, шаги, кружение, приседание и т.д.);
имеет представление о видах искусства, жанрах живописи; знает средства выразительности (ритм, цвет и т.д.);
создает предметные, сюжетные и декоративные рисунки, лепные поделки и аппликации с натуры, по образцу, по подражанию, по собственному замыслу;
знает основные традиционные и нетрадиционные изобразительные техники;
конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу;
использует разные формы, цвета, величины, материалы.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Развивающее обучение – это постепенное развитие всех видов мышления и обретение самостоятельности: в движении, в действиях, ориентировании, в общении и умении излагать свои мысли словами, в умении понимать и принимать правила и многое другое, что поможет ребенку справиться с различными жизненными ситуациями.
Тесное сотрудничество с родителями, работа «через родителя».

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Игры (музыкальные, подвижные, спортивные, театрализованные, дидактические, народные и др.), сказки , танцы, хороводы, песни, загадки, творческое самовыражение, массажи, гимнастики и др.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- общегрупповая,
- индивидуальная деятельность в малых группах.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- пример взрослого (репродуктивный метод)
- объяснительно-иллюстративный метод
- самостоятельная деятельность детей


Структура занятий:

Каждое занятие включает в себя несколько видов деятельности, основанных на различных игровых приемах. Учитывая особенности возраста занимающихся, их эмоциональный настрой, руководитель оставляет за собой право внесения изменений в содержание отдельных занятий и дополнение их другими формами работы с детьми.
Каждое занятие состоит из 2-х блоков – двигательно-активного и творческого.

Двигательно – активная часть занятий:


Вид работы
Распределение времени занятия

1
Приветствие, прощание
3

2
Физминутка. Разминка и гимнастика
5

3
Дидактические игры
5

4
Массажи
2

5
Подвижные игры
5

6
Танцевальные движения, хороводы.
5

7
Полоса препятствий / Театрализованное представление / Сказка./ Занятия на фитбольных мячах.
5



30

Творческая часть занятий :

9
Вид работы
Распределение времени занятия


Пальчиковые игры

30*


Аппликация (бумага разной фактуры, ватные изделия.)



Лепка (пластилин, тесто)



Рисование (пальчиковые краски)



Художественный труд (поделки из природного материала и т.п.)


Итого
60*


Основные направления содержания образовательной деятельности:
на занятиях создается доброжелательный эмоциональный климат посредством принятия каждого, поддержания позитивного настроения, свободы выполнения заданий. Основа взаимопонимания мамы и ребенка лежит в спокойных доброжелательных отношениях. Пришедшие на занятие смогут в полной мере ощутить все положительные стороны такого общения, получить удовольствие от совместного творчества.
разностороннее развитее малыша предоставляет ребенку различные по форме и содержанию предметы, окружая его звуками, цветными образами и игрой. Применяются различные приемы (быстрая переключаемость видов деятельности, наглядность, использование предметов, с которыми ребенок может манипулировать)
творческая часть программы направлена на изготовление своими руками ярких разносторонних поделок, малыши приобретают множество умений ручного труда, получают тактильные ощущения от разного материала, а также смогут поиграть в них дома или продолжить и закрепить дома начатую тему.
на занятиях используется музыка (ритмичная, контрастная, характерная для первого блока занятий и спокойная фоновая для творческой части)
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в совместной деятельности детей, родителей и педагога, поэтому наряду с занятиями предлагаются домашние задания по закреплению полученных навыков и активная работа с родителями.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Перечень необходимого оборудования, инвентаря для реализации программы «Шаг вперед»


Наименование инструментов
Количество

1
Музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, трещотки, колокольчики, бубны, деревянные ложки)
по 10

2
Ленты для танцевальных движений, воздушные шары, флажки, султанчики
по 10

3
Сезонный инвентарь (снежки, веточки, листья, снежинки)
по 10

4
Дидактические игры: конструкторы, кубики, пазлы, дидактические задания
по 10

5
Парашют
2

6
Футбольные мячи
10

7
Ткань легкая для игр большая
1

8
Ткань легкая для игр малая
10

9
Игрушки: куклы, зверята (мягкие, резиновые, деревянные)
комплект

10
Игры с сыпучими материалами: ( крупы, тарелки, воронки, савки др.)
10

11
Книги, методический материал, диски, картинки, дидактические игры и развивающие тематические пособия.

комплект

12
Спортивный реквизит (гимнастическая скамейка, фитбольные мячи, веревки, туннели, обручи, мячи обычные разных размеров, мячи маленькие массажные, массажные коврики, мешочки с песком)
комплект

13
Детские стульчики для каждого участника (взрослого и ребенка)
10

14
Ковер на пол
1

В творческий блок входят:

1
Канцелярские товары (ножницы, бумага белая и цветная, цветной картон, клей карандаш, ПВА,, краски акриловые, гуашь, пальчиковые, кисточки, карандаши, пластилин, доски для лепки, для клея, влажные салфетки)
10
комплектов

2
Крупы: гречка, фасоль, горох, мука, фигурные макароны
и т. д.
по 1 кг

3
Магнитофон и музыкальные диски.


4
Для украшения: глазки маленькие, бисер чёрный, блестки, гофрированная бумага, клей с блёстками,










Требования к помещению: светлое, теплое, проветриваемое помещение площадью не менее 20 м2,.

Требования к форме (одежде, обуви) : Одежда и обувь ребенка и родителей должны быть легкими, удобными, натуральными, предназначенными для движений. На каждое занятие необходимо иметь фартуки (при работе с красками , клеем) и сменную обувь.

Реализация положений программы в большой степени зависит от обеспеченности ДДТ необходимым набором спортивного инвентаря, музыкальных инструментов.
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

Голанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2002.
Даронова Т. Н., Якобсон С. Т. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Влада, 2004.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 2005.
Бойченко Н. Г., Григоренко Т. И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников Ред., Школа, 2000.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2001.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 2006.
Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2008.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
Гнрбова В. В., Максаков А. И. занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 2006.
Губерт К. Д., Рысс М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М.: Просвещение, 2001.
Детские частушки, шутки, прибаутки: Пос. для родителей и педагогов. Ярославль, 2007.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.
Дик Н. Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. Русское слово, 2007.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2004.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988.
Интернет сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мухина В. С. Возрастная психология. М. : Асадема, 2000.
Нетрадиционные техники рисования. Изд. Скрипторий, 2003.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
Павлова Л. Н. Второй год жизни // Дошкольное воспитание. 2004. № 10.
Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-синтез, 2000.
Петрова В. А. Занятия по развитиюречи с детьми до 3 лет. М.: Просвещение, 1997.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педегогика-Пресс, 1999.
Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых чар. СПб.: Кристалл, 1997.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика, 2001.
Титова Е. А. Образовательная программа социально – педагогической направленности.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1999.
Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду детей от 3-5 лет. М.: 2008..

Для родителей

Архипова М. Э., Васильев В. Н. Об игрушках серьезно. М., 2002.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.
Камышанова К. И. Ребенок от рождения до двух лет. Ярославль, 2000.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992.
Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.: Педагогика, 1990.
Шимулис П., Винграс А. Молодым родителям. М.: Квадрат; Каунас: Анета, 1991.
Юртайкин В., Жиянова П. Игрушки вашего малыша // Дошкольное воспитание. 1999. № 2, 8, 10.










 
·