Родительское собрание на тему:Родительский авторитет, воспитание в семье.


«Родительский авторитет, воспитание в семье».
Народная мудрость гласит: «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет». Статистика утверждает, что на воспитание ребенка влияют средства массовой информации – 30%, улица – 10%, школа – 10%, семья – 50%. Огромную роль должна играть семья в становлении личности ребенка. Успешность выполнения семьёй воспитательной функции зависит от педагогической культуры родителей, уровень которой не у всех достаточно высокий, идеалов и поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности.
Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.
Авторитет подавления. Особенно им страдают отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.
Авторитет чванства – родители кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны в отношении с другими людьми. Как правило, и их дети ведут себя по подобию родителей: « Вот я скажу своему папе, он тебе задаст» или « А знаешь кто мой папа?» При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.
Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми. Не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявлять самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых. Или сопротивляются требованиям взрослых.
Авторитет резонерства, при котором родители заедают детей поучениями и назиданиями. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные разговоры, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.
Авторитет любви – самый распространенный вид ложного авторитета. Родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребенок не слушается. У него тут же спрашивают : « Значит, ты маму не любишь?». В этой обстановке ребенок понимает, что маму и папу легко обмануть. Что угодно выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают эгоисты, циники, расчетливые дельцы. Страдают от этого воспитания сами родители.
Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Взрослые выступают перед ребенком как добряки, которые все разрешают, ничего не жалеют. Родители боятся конфликта в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.
Авторитет подкупа – самый безнравственный авторитет, когда послушание ребенка покупается подарками и различными обещаниями. Родители не стесняясь, так и говорят: будешь хорошо учиться – куплю тебе велосипед. Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет согласия между родителями, где наметилась конфликтная ситуация. Каждый из родителей задабривает ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца и мать. Вырастает человек, который приучен лавировать, приспосабливаться, быть там, где он получает больше выгод.
Трудный ребенок. Какой он?
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и взрослым хочется, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.
Причина 1. Борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребенка.
Причина 2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина 3. Желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими братьями и сестрами; разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполнение обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина 4. Неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.
Правила преодоления трудностей в поведении детей:
Правило 1. Предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Правило 2. Запреты и требования должны быть гибкими. Их не должно быть много.
Правило 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правило 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Правило 5. Запреты и требования должны разъясняться ребенку.
Правило 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Методы воспитания в семье.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказала?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания Родители считают, что их дело приказывать. А ребенку нужно их выполнять. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Убедить ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться старшим. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Таким образом, в отношении детей и родителей приходят отчуждение.
Главный метод воспитания - убеждение.
Для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей. Будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Для подлинного авторитета родителям нужно:
- добросовестно относиться к своему труду;
- расширять свой кругозор;
- создавать нормальную атмосферу в семье, когда все ее члены с удовольствием и радостью собираются после трудового дня вместе;
- проявлять высокую требовательность к себе и окружающим. Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним;
- иметь единство требований к детям со стороны всех старших членов семьи; не прощать плохие поступки детей.
«Ворчанием наскучишь, примером научишь». «Добрый пример лучше ста слов». «Пример лучше правила». Такие мудрые народные изречения выражают педагогическую правду, ибо они плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений.
При подведении итогов родители сделали вывод, что утро надо начинать с улыбки, дружеской, пусть и короткой , беседы, напутствия, пожелания доброго дня. Родители должны показать, что они любят ребенка, дорожат им и его мнением. Начало дня должно быть таким, чтобы дети стремились домой после школы, ожидая душевного общения с родными.
Я дала в 3 классе ребятам заполнить анкету «С кого бы ты хотел брать пример»?
В 9% - это была мама, 3% - папа, 40% - литературный герой, 48% - разное. Понятно, Что авторитет родителей не на высоте. Родители задумались над тем, что не все из них являются примером для подражания.