Выступление учителя русского языка и литературы на родительском собрании.


«Литературное воспитание детей в семье»
Презентация книги Л.М.Гурович и др. «Ребенок и книга».
Счастлив тот, кто счастлив дома
«…великий праздник - хорошая, правильная «книга».
М.Горький
Научить ребенка любить литературу, научить сложному искусству чтения и понимание книги, очень трудно, С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и много других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способность ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, страстно переживать их (на эти особенности читательского отклика обратил внимание А.Пушкин: « …над вымыслом слезами обольюсь»).
Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «прожить» его. Малыш представляет прочитанное так ярко. что чувствует себя участником событий.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит воспитывать человечность в самом себе, раскрывает человеческие, духовные ценности.
Рассказы из «Азбуки» и «Русской книги для чтения» Л.Толстого вводит ребенка в мир нравственных отношений; а рассказы А.Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастья любить и беречь родную землю; трагедия Каштанки, льва и собачки, история Темы и Жучки, белого пуделя заставляют детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадании и тем самым помогают стать добрым по отношению ко всему живому. Только при этом условии, по мнению В.Сухомлинского, маленький человек становится воспитываемым.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет след в душе на всю жизнь. Не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого - открыть ребенку то чудо, которая несет в себе книга.
Утрату эстетического наслаждения чтением, Дарвин считал равносильной утрате счастья. Ребенок-слушатель-это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном: читательская судьба ребенка зависит от взрослого, которые берут книгу в руки и становятся посредниками между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ей как искусством, понимать и искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством- литературой.
Книга авторов: Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Лагинова «Ребенок и книга» обращена, прежде всего, к воспитателям дошкольных учреждений, педагогам и, конечно же, родителям, потому что именно в детстве ребенок приобщается к художественной литературе. Таким образом, эта книга призвана дать советы, что, и главное, как читать дошкольникам и младшим школьникам, чтобы разбудить в них читателей. Тесный контакт образовательных учреждений, библиотеки с семьей в вопросах руководства чтением детей несомненно принесет положительные результаты.
Один из разделов книги «Литературное воспитание ребенка в семье». Например: «Чему учит сказка?» 1. Рассказ о том, что такое сказка. Писатели, педагоги, деятели культуры о сказках:
А.С.Пушкин: «…вечером слушают сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!»
К.И.Чуковский: «По-моему, цель сказочника заключается том, чтобы какою угодно ценною воспитать в ребенке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.»
2. Рекомендации в адрес родителей по отбору сказок в соответствии с возрастом детей.
Мы - дети и взрослые - любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.
Школа Сухомлинскогого в основу воспитания ставила четыре культа: культ Родины, культ Матери, культ Слова и культ Книги.
Мы любим книгу. Это значит - мы стремимся создать культ книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…
Рекомендуемая литература:
1.Лиштованая Э.А. Родителем о подготовке детей к школе.- Минск, 1975.
2.Рожина Л.Н. Книги в семье. Минск 1972
3.Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. -Киев 1987
4.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. –М,1972.
5.Аникин В.П. Кругом Ю.Т. Русская народная поэтическое творчество. –Л.,1983
6.Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987
7.Чуковский К.И. От двух до пяти. Собр.сочин. В 6т.-М., 1965.-т.1.