Комплекс артикуляционных упражнений для растягивания подъязычных связок


КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
для растягивания подъязычной связки
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени.
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается  произношение звуков,  требующих поднятие языка вверх.
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке.
Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
«КОТЕНОК»
Налить на блюдечко сгущенного молока, сметаны, варенья или мороженого. Слизывать язычком сгущенку как котенок.
«ГАРМОШКА»
Положение языка, как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «РАЗ, ДВА» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Верхняя челюсть при этом неподвижна.
«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт. Очень часто ребенок при выполнении этого упражнения закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1см. или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линейка).
«САМОМАССАЖ»
Выполнить упражнение «Грибок». Большим и указательным пальцами ребенок перетирает уздечку, массирует ее.