Доклад на тему Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса
МКОУ Новобирюсинская СОШ
Статья на тему
Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор: учитель изобразительног искусства и технологии Сенченкова Наталья Михайловна
Совмещение у одаренных детей черт своего и последующего возраста создает характерную двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они превосходят своих одногодок, чего нельзя зачастую сказать об уровне их физического и эмоционального развития оно находится в пределах возрастной нормы.
Такой дисбаланс часто порождает проблемы в плане социальной приспособленности, повышенной чувствительности к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. Эти проблемы во многом могут обостряться в период школьного обучения. В связи с этим мя считаю, что наиболее приемлемым для развития детской одаренности является личностно-ориентированный подход в образовании.
Принципиальным отличием личностно ориентированного образования от традиционной системы обучения это изменение содержания и введение качественно новых учебных предметов. Это помогает развивать интегративное мышление, объединять различные образовательные задачи и в нескольких, и в одном предмете, вводить «связки-интеграторы», осуществляя межпредметные связи. Достигается это путем введения в учебный план новых учебных дисциплин интегрального характера («Мир вокруг» и др.), а также человековедческих предметов, позволяющих ученику включить в общую картину мира самого себя и окружающих людей («Грамматика общения», «Развивающие игры и упражнения», «Информационная культура» и др.). Это позволяет обеспечить целостность картины мира, единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
Важным условием каждой учебно-развивающей группы является небольшая численность детей не более 15 человек. Это позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и работать с детьми в оптимальном для каждого ребенка режиме. При таком подходе ученики в большей степени личностно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс. Ответственность за ход и результаты учебного процесса у них более осознана. Они испытывают большее удовлетворение от межличностного взаимодействия с одноклассниками. В больших по количественному составу классах таких преимуществ не отмечено. К такому же выводу пришла Л.А. Карпенко, обосновав в своих исследованиях влияние размера групп на эффективность обучения в условиях совместной деятельности.
Непременным условием организации занятий с одаренными детьми является регулирование времени, отпущенного на выполнение учебных заданий, интересом детей и уровнем их работоспособности. Это позволяет ребенку работать в более щадящем для него режиме и сохраняет как физическое, так и психическое здоровье.
Работу, направленную на развитие личности, в школе целесообразно строить в особой пространственной структуре класса, который условно поделен на 4 автономные зоны.
Первая зона учебная. Здесь стоят рабочие столики детей, доски, находится рабочее место учителя. Широко известен так называемый эффект «выученной беспомощности», обнаруженный при изучении людей и животных. Оказывается, если организм в течение длительного времени находился в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится более беспомощным и во многих других ситуациях, демонстрируя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Индивидуальные столы, используемые в школе , индивидуальные шкафчики для личных вещей это некие символы личной территории ученика. Дети заботятся о ней. Мы вели наблюдение, как первоклассники с осуждением относились к рисункам, оставленным на их столах после занятий детей приготовительного класса. Наличие индивидуальной зоны помогает учителю в решении многих проблем, в частности, воспитании дисциплины.
Вторая зона класса игровое пространство. Чтобы облегчить переход от дошкольного к школьному типу жизнедеятельности и способствовать скорейшей адаптации ребенка в школе, формированию внутренних мотивов учения, нужно уже на первом, начальном этапе создать условия, органично сочетающие игровые и учебные занятия. В этом смысле игровое пространство призвано исполнять роль амортизатора возрастного кризиса.
Третья зона – личностно-ориентированное пространство («круг»), предназначенное как для индивидуальных игр и занятий, так и для более тесного общения на занятиях и вне их.
Четвертая зона пространство для индивидуальной работы ученика с учителем или его самостоятельной работы. Здесь же обычно проводятся индивидуальные консультации и беседы.
Для эмоциональной разгрузки, проведения музыкальных занятий существует музыкальная комната, где можно послушать музыку, потанцевать, попрыгать, отдохнуть. В перерывах между напряженными занятиями дети могут выпить чашку чая (каждый класс имеет самовар и наборы индивидуальной посуды). В школе изменен подход к выполнению домашних заданий. В концепции школы записано, что переутомление и чрезмерно большое домашнее задание убивает интерес к обучению и желание ходить в школу. Основная учебная работа должна проходить в школе. Исследования показывают, что если ребенка заставляют выполнить домашнее задание, то на 80-90% он выполняет его формально. Лучшее занятие с ребенком дома это чтение книг и беседа.
Поскольку в школе не существует обязательного домашнего задания, а отработка навыков нужна и важна, то уроки на дом задаются. Но обычно они задаются только ученику, который хорошо работал в классе и все усвоил, т.е. ученик получает домашнее задание в виде поощрения. Поэтому каждый старается быть активным на занятиях и получить домашнее задание. Оно либо записано на отдельных листочках и вручается ученику, либо он списывает их со стенда со своей фамилией. Кроме того, домашнее задание индивидуализировано и зависит от состояния здоровья ученика, его общих способностей, уровня индивидуального познавательного продвижения на время получения этого задания. Учителя стараются, чтобы именно домашнее задание отличалось практической направленностью и по проблемам было приближено к детским потребностям: письмо другу, записка родителям, поздравительная открытка и др. Самое главное, чтобы ребенок сам понимал, что то, что он делает, принесет ему в жизни большую пользу. Например, чтобы отработать правила написания имени, фамилии, отчества с большой буквы, учитель предлагает детям написать фамилию, имя, отчество членов своей семьи, подписать праздничную открытку семье своего друга.
При таком подходе дети не боятся идти в школу, не выполнив домашнего задания: они знают, что их ругать не будут и у них есть возможность выполнить его в другое время. Но обычно дети выполняют все заданное с большим удовольствием.
В обучающем процессе много игровых, спортивных элементов, психологических приемов. В течение дня дети гуляют утром и днем, занимаются спортом. В школе есть все необходимое для организации учебного процесса. Если ребенок что-то забыл дома, ему не придется бояться упреков все необходимое можно взять в специальном шкафчике (карандаш, ластик, бумагу, клей, ножницы, авторучку и др.).
Новым в деятельности школы стало непосредственное включение в орбиту педагогического процесса родителей. Обеспечивается оно специальной программой, включающей в жизнедеятельность школы детско-родительские дни, совместные выпуски газет. Это позволяет учителю обеспечивать постоянную связь с родителями. Кроме того, родители практически ежедневно получают письма от учителей с различными просьбами, информацией, пожеланиями, предложениями. Учитель назначает индивидуальные консультации (примерно 15-минутные, не реже 1 раза в месяц). По итогам обучения за четверть ребенку выдается «документ», где отмечены его прогресс и реже регресс в области получения знаний, его проблемы. По этому документу дается письменное разъяснение учителей; если что-то непонятно, можно получить личную консультацию. Родители основные творцы нашей школы, ее помощники и защитники.
Еще одной отличительной особенностью служит размер школьного здания. Сами дети отмечают размер школы как проблему общения, указывая на явные преимущества «маленькой школы» где «невозможно затеряться все друг друга знают», «тесные взаимоотношения между учениками и учителями», «особая атмосфера». Большая же школа не дает ощутить «дух школы».
Перечисленные выше организационные условия школы в большей степени способствуют тому, чтобы у детей формировались положительная мотивация учения, познавательные интересы. В адаптационный период лишь один ребенок из экспериментальной группы хотел бы вернуться в детский сад, отмечая при этом, что и в школе ему неплохо. Основной мотив этого желания «там осталась любимая воспитательница». В контрольном классе таких детей из 31 было 10. В основном это следующие мотивы: «не нравится форма, очень темная», «много народу и шумно», «меня обижают другие дети» и 96% «школьных мотивов».
Приведенная характеристика учебного заведения Школы № 2 г.Канска, в котором проводилась исследовательская работа, позволяет отметить, что личностно-ориентированный подход, реализуемый здесь, способствует продуктивному развитию личности ребенка, его познавательных способностей. Полученные данные по каждому ребенку дают возможность педагогу, опираясь на помощь и поддержку родителей, психологов, находить индивидуальную стратегию работы с каждым учеником. Это само по себе способствует раскрытию личностного потенциала ребенка, развитию его индивидуальности и способностей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]