Исследовательская работа Статистика в нашей жизни
[Введите название записи]
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Статистика в нашей жизни
Авторы: Аптукаева Юлия, Попова Ульяна
7 «Б» класс, МБОУ «СОШ № 36».
Руководитель: Лузгина Галина Дмитриевна,
учитель математики,
2 квалификационная категория.
Ангарск: 2013-2014г.
Содержание:
1.Введение……………………………………………………………………………………….
2.Статистика……………………………………………………………………………………….
2.1.Что такое статистика…………………………………………………………………..
2.2. Виды статистики………………………………………………………………………..
2.3. Статистические характеристики………………………………………………
2.4. Обработка информации……………………………………………………………
2.5. Графическое представление информации……………………………..
3. Практическая часть……………………………………………………………………….
Сбор информации……………………………………………………………………….
Обработка информации………………………………………………………………
Наглядное представление статистических данных…………………..
Выводы…………………………………………………………………………………………
4. Заключение…………………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………………………
Рецензия……………………………………………………………………………………….
Аннотация…………………………………………………………………………………….
Отзыв……………………………………………………………………………………………..
Тезисы…………………………………………………………………………………………….
Введение
Актуальность темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, экономика, право, медицина, демография и других.
Таблицы и диаграммы широко используются в справочной литературе, в средствах массовой информации. Государственные коммерческие структуры регулярно собирают сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм.
Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о статистике. Каждый человек должен ориентироваться в потоке информации.
Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.
Объект исследования:
7б класс МБОУ «СОШ № 36»
Предмет исследования:
-использование статистических методов;
-опрос общественного мнения;
-статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, размах, мода;
-обработка статистических данных;
-наглядное представление информации.
Цель исследования:
-ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения;
-выяснить, как собираются и группируются статистические данные , как можно
наглядно представить статистическую информацию.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.
3.Обработать данную информацию.
4.Интерпретировать результаты статистических исследований.
5.Наглядно представить полученную информацию.
Методы исследования:
-анализ литературы4 -анкетирование;
-статистический опрос4 -статистическая обработка полученных данных;
-анализ и сравнение полученных данных.
Этап работы:
1.Анализ учебной и дополнительной литературы.
2.Проведение анкетирования, опроса среди учащихся 7б класса.
3.Обработка полученных данных и построение графиков и диаграмм.
План работы ( исследования):
1.Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.
2.Проведение анкетирования, опроса среди учащихся 7б класса.
3.Обработка полученных данных . построение графиков и диаграмм.
4.Анализ, обобщение и сравнение полученных данных.
Методика и материалы:
1.Составление анкет для опроса общественного мнения.
2.Сбор материала по исследуемой теме.
3.Анализ собранного материала.
4.Интерпритация статистических данных.
5. Наглядное представление результатов статистических исследований.
Вопросы для опроса:
1.Любимый предмет учащихся.
2.Любимая передача учащихся.
3.Размер обуви учащихся.
4.Количество детей в семье.
2.Статистика.
2.1.Что такое статистика.
Статистика (от латинского языка «статус») – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
Термин «статистика» появился в середине 18 века. Он означал «государствоведение». Получил распространение в монастырях, постепенно приобрел собирательное значение. С одной стороны, статистика – совокупность числовых показателей, характеризующая общественную деятельность.
С другой стороны, под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни.
С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.
Наконец, в естественных науках, статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам. Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественной стороной.
2.2.Виды статистики.
Виды статистики: биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая.
Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки использования статистических данных для научных и практических выводов.
2.3.Статистические характеристики.
Основными статистическими характеристиками являются: среднее арифметическое, мода, размах, медиана.
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется по середине, если этот ряд упорядочить.
Медианой ряда, состоящего из четного количества чисел, называется среднее арифметическое двух чисел ряда, стоящих по середине, если этот ряд упорядочить.
2.4.Обработка информации.
Методы сбора и обработки числовых данных в каких-либо конкретных областях науки составляют предмет соответствующей специальной статистики, например физической, звездной, экономической, медицинской, демографической и т.д.
Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Можно провести опрос общественного мнения, найти центральные тенденции ряда данных: среднее арифметическое, моду, медиану и размах. .Дать интерпритацию результатам статистических исследований и наглядно представить полученную информацию.
Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводят специальные статистические исследования.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение полученных результатов.
Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.
Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:
- разработка статистической гипотезы;
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка статистических данных;
- анализ данных;
- интерпре.тация данных.
Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.
Способы статистического наблюдения.
Основанием для регистрации фактов могут служить либо документы, либо высказанное мнение, либо хронометражные данные. В связи с этим различают наблюдение:
- непосредственное (сами измеряют);
- документальное (из документов);
- опрос (со слов кого-либо).
В статистике применяют следующие способы сбора информации:
- корреспондентский;
- экспедиционный;
- анкетный.
2.5.Графическое представление данных.
Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.
Для наглядного изображения статистических данных используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др.
3.Практическая часть.
Мы провели опрос своих одноклассников – уч-ся 7б класса. Получили несколько рядов чисел и для каждого ряда нашли среднее арифметическое.
Опрос:
Любимый предмет учащихся.
Любимая передача учащихся.
Размер обуви учащихся.
Количество детей в семье.
Провели по этим вопросам опрос среди учащихся нашего класса. Для систематизации полученных результатов оформили в виде таблиц, затем эти данные наглядно показали разными видами диаграмм.
Таблица 1. Данные по вопросам 1), 2).
№ Фамилия и имя уч-ся Любимый предмет Любимая передача
1. Александров Семен география т/с «физрук»
2. Аптукаева Юлия география т/с «физрук»
3. Аркаев Александр география «Уральские пельмени»
4. Ахаева Светлана. - т/с «интерны»
5. Батачаев Егор физкультура футбол
6. Вашкевич Артем география т/с «физрук»
7. Ермакова Арина английский -
8. Зинуров Алексей алгебра т/с «физрук»
9. Зотов Артем алгебра КВН
10. Исаев Виктор география т/с «физрук»
11. Кучеряева Антонина физкультура -
12.. Леонович Ян физкультура «Универ»
13. Марков Игорь геометрия 14. Мингин Дмитрий - т/с «физрук»
15. Муратов Артур геометрия футбол
16. Попова Ульяна технология «Уральские пельмени»
17. Прелин Семен - т/с «универ»
18. Савинский Павел технология т/с «физрук»
19. Степанов Юрий география т/с «физрук»
20. Сытникова Диана география т/с «физрук»
21. Феськов Константин география т/с «физрук»
Используя таблицу 1, мы можем найти статистические характеристики. Модой любимых телепередач учащихся является т/с «физрук», а модой любимого предмета является «география».
Таблица 2. Данные по вопросам 3), 4).
№ Фамилия и имя учащихся Размер обуви Кол-во детей в семье
1. Александров Семен 37 1
2. Аптукаева Юлия 38 3
3. Аркаев Александр 40 1
4. Ахаева Светлана 37 1
5. Батачаев Егор 37 1
6. Вашкевич Артем 39 2
7. Ермакова Арина 38 2
8. Зинуров Алексей 39 1
9. Зотов Артем 40 1
10. Исаев Виктор 41 1
11 Кучеряева Антонина 38 3
12. Леонович Ян 40 2
13.. Марков Игорь 40 1
14. Мингин Дмитрий 39 2
15. Муратов Артур 40 1
16. Поповап Ульяна 39 1
17. Прелин Семен 41 1
18. Савинский Павел 39 1
19.. Степанов Юрий 40 1
20. Сытникова Диана 40 2
21. Феськов Константин 39 2
По опросу 3) найдем среднее арифметическое размера обуви:
(37+38+40+37+37+39+38+39+40+41+38+40+40+39+40+39+41+39+40+40+39):21=39,38
Если округлим это число до целых, то получим, что у каждого учащегося размер обуви «39».
Найдем размах размера обуви:
41 – 37 = 4.
Упорядочим ряд данных чисел:
37, 37, 37, 38, 38, 38, 39, 39, 39, 39, 39, 39, 40, 40, 40, 40, 40, 40, 40, 41, 41 .
Медианой этой выборки является число «39». Этот ряд имеет нечетное количество чисел и число «39» находится в середине этого ряда.
Модой этой выборки является число «40».
Данные по опросу 4): количество детей в семье.
Получили ряд чисел: 1, 3, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 3, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2.
Найдем среднее арифметическое чисел этого ряда:
(1+3+1+1+1+2+2+1+1+1+3+2+1+2+1+1+1+1+1+2+2): 21= 1,47
Если округлим это число до целых, то получим 1 ребенка в каждой семье.
Выводы:
Мода существует не только среди людей, но также среди чисел,
Медиана существует не только в геометрии, но также среди чисел,
Среднее арифметическое существует во всех измерениях каких-либо величин.
4.Заключение.
Проводя своё исследование, мы ещё раз убедились, что статистика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живем по её законам. В этом учебном году мы начали изучение статистических характеристик и их наглядное представление. В ходе исследования мы научились систематизировать. Наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими детьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой, имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает вывод и принимает определенные решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности и к анализу и синтезу информации об окружающем мире.
Литература:
- Школьная Энциклопедия «Математика» под редакцией Никольского.
- Алгебра 7 класс, для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, издание «Мнемозина».
- Учебник «Математика» 7 класс, Арифметика. Анализ данных. Под редакцией Г. Кузнецова, С.С.Минаева.
- Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса. Н.Д.Угринович.
Рецензия.
Тема данной работы была избрана так, чтобы хорошо изучить новый раздел математики, который мы начали изучать в этом учебном году и показать значение знаний по математике в жизни человека. В ходе исследования мы научились работать с литературой, выделяя главные моменты. Мы провели большую работу по сбору информации и её обработке. На примере своего класса показали, что можно вести статистические наблюдения и сбор информации. Практически доказали, математика и статистика существуют в нашей жизни.
Аннотация
на работу
«Статистика в нашей жизни»
Выполнили ученицы 7 «Б» класса МБОУ «СОШ № 36»
Аптукаева Юлия и Попова Ульяна.
Данная исследовательская работа посвящена статистике в нашей жизни – сбору информации некоторых данных одноклассников 7 «Б» класса. Авторы опросили своих одноклассников по 4-м пунктам, и узнали, что любимым предметом является «География», средний размер обуви одноклассников «39», любимая телепередача – т/с «Физрук». Также узнали, что среднее кол-во детей в семье одноклассников равно «1». Работа интересна тем, что авторы познакомились со статистикой в жизни и теперь они действительно понимают, что статистика необходима в жизни.
Отзыв
о работе «Статистика в нашей жизни»
учениц 7 «Б» класса МБОУ «СОШ № 36»
Аптукаевой Юлии и Поповой Ульяны.
Настоящая работа посящена знакомству со статистикой, её значением и практическим применением в жизни. Юлия и Ульяна с интересом приняли предложенную руководителем тему, поскольку она сама заинтересовалась этой темой. Ученицы под руководством учителя собрали теоретический материал и применили его на практике. Провели самостоятельно опрос среди учащихся своего класса, а затем обработали полученные данные. По данным опроса составили таблицы и построили разные диаграммы. Во введении ученицы сформулировали цели и задачи исследования, которые решили в своей работе.
Считаю, что исследовательская работа Аптукаевой Юлии и Поповой Ульяны соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным работам, и может быть представлена к защите на научно-практической конференции.
Руководитель: Лузгина Г.Д., учитель математики, 2 категория.
Тезисы
по работе «Статистика в нашей жизни»
учениц 7 «Б» класса МБОУ «СОШ № 36»
Аптукаевой Юлии и Поповой Ульяны.
Статистика (от латинского языка «статус») – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых .явлениях в жизни.
Термин «статистика» появился в середине 18 века. Он означал «государствоведение». Получил распространение в монастырях, постепенно приобрел собирательное значение. С одной стороны статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественную деятельность.
С другой стороны под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным напрвлениям общественнй жизни.
С третьей стороны, статистика – это итоги массового учёта, опубликованного в различных сборниках. Наконец , в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки и соответствия данных массового наблюдения математическим формулам. Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Виды статистики: биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая.
Основными статистическими характеристиками являются: среднее арифметическое, мода, размах, медиана.