Интегрированное занятие: Поможем Незнайке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 201»
Конспект образовательной деятельности с детьми 5-7 лет
Игровое занятие по грамоте «Поможем Незнайке!»
Образовательная область «Речевое развитие»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Еремеева Е.К.
учитель-логопед, высшей
квалификационной категории
Сологубова О.В.
Оренбург, 2016
Организационная информация Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2. Вид деятельности детей - познавательная,
- игровая,
- коммуникативная,
- продуктивная Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Занятие по грамоте «Поможем Незнайке» 2. Методы и приемы реализации содержания занятия - беседа с детьми, разъяснение
-использование демонстрационного материала,
- создание ситуации выбора,
- постановка проблемы,
- обсуждение
- поощрение
- продуктивная деятельность. 3. Интеграция образовательных областей - социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие
4. Возрастная группа 5-7 лет 5. Цель: Развитие познавательной активности и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 6. Задачи:
6.1 Образовательные:
- упражнять в определении первого и последнего звука в слове.
- закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
- упражнять в составлении из букв слогов, слов.
- упражнять в слоговом анализе слов.
- закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их. 6.2 Развивающие:
- развивать мелкую моторику.
- развивать связную речь
- развивать любознательность. 6.3 Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе 7. Планируемые результаты:
- имеет представления о звуках и буквах,
- имеет представления о понятии «гласный» и «согласный» звуки,
- способен составлять из букв слогов, слов,
- проявляет интерес к слоговому анализу слова,
- способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь,
- охотно участвует в коллективной деятельности,
- свободно общается со сверстниками и взрослыми. 8. Организация среды для проведения образовательной деятельности - «Незнайка»
- письмо от Незнайки
- набор красных и синих кружочков,
- три домика
- картинки школьных предметов
- загадки с картинками
- «цепочка слов»
- ребусы
- набор букв
- карточки со словами (Незнайка готов к школе!) 9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Разгадывание ребусов, составление предложений и цепочек слов по картинкам, отгадывание загадок.
Закрепляющая работа со звуками и буквами.
Чтение сказки Носова «Приключение Незнайки». Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки!Девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Занятие наше необычное,Даже очень символичное.Ребята вы любите помогать?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю Вам сегодня побывать в сказочном Цветочном городе. Представляете, в этой стране, все здороваются по-другому.
- У них свои традиции. Хотите, научу!
- Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу.
- Ребята, я сегодня с утра не могу понять, что за буквы лежат на столе. Может, кто-то их забыл убрать. Давайте посмотрим, (составляют слово-письмо).
Ребята, сегодня к нам пришло письмо из Цветочного города от Незнайки. Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Дети стоят на ковре.
На столе лежат карточки с буквами (письмо)
На столе конверт с письмом
Дети садятся на стульчики вокруг стола, читают письмо.
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем). Незнайка с заданиями.
1.3 Целеполагание Воспитатель: Помогая Незнайке, нам нужно будет вспомнить все знания о звуках и буквах, словах, слогах и предложениях и не ошибиться. II. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Упражнение «Хлопни, топни»
Логопед: Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными).
Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия).
Назовите гласные звуки.
А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки).
Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием).
Логопед: А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.
(Педагог называет цепочку звуков)
Логопед: Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.
Упражнение «Кто, где живет?
Логопед: Что за домики такие,
В них окошки не простые.
Слова в домиках живут,
А какие? Помогите,
Их не слоги разделите.
Логопед: Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии слов и расселить каждое в свой домик. В домике с одним окном поселятся слова, в которых 1 слог, в домике с двумя окнами – слова с 2 слогами, а слова с тремя слогами в доме с тремя окнами.
(Дети берут карточки со словами, по очереди и заселяют их в домики, затем определяют и называют количество слогов в словах, логопед подводит итог)!
Логопед: Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
«Азбука в картинках»
Воспитатель: Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (букварь)
* *
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход! (карандаш)
* * *
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (портфель)
Игра «Какое слово спряталось»
Логопед: Знайка попросил Незнайку найти спрятанное слово в картинках, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом.
Кто хочет показать Незнайке и рассказать, как найти спрятанное слово.
Логопед: Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.
Логопед: Ребята посмотрите, на доске заколдованные картинки.
Логопед. А теперь немного отдохнем.
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. Дети шагают.
Вытягивают руки
вперед, сжимают
пальцы в кулаки и
разжимают.
Загибают по одному
пальцу на руках.
Поворачивают
голову вправо-влево.
Обнимают себя
руками, разводят
руки в стороны и
опять обнимают.
Игра «Волшебный телевизор»
Логопед: Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Он просит Незнайку отгадать ребусы
Игра «Слоги потерялись»
Воспитатель: Друг Незнайки, Потеряйка, все всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах слоги. Давайте поможем Незнайке найти подходящий слог, чтобы получилось слово. Если вы правильно подберете слоги, то откроются картинки.
Составление звуковых схем
Воспитатель: Молодцы! Составили из букв слова. А сейчас каждому слову нужно составить звуковую схему.
Упражнение «Составь предложение»
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что в конверте? Слова. Давайте составим из них предложение для Незнайки, будущего ученика. ( Незнайка готов к школе!)
На доске стоят 3 слоговых домика, перед доской лежат картинки.
Дети на ковре садятся на стульчики полукругом, рядом мольберт с картинка
ми.
Загадки с картинка
ми дети отгады
вают загадку, опреде
ляют первый звук, дают его характе
ристику (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Карточки с картинка
ми и разрезная азбука с буквами.
Ребусы.
Картинки со слогами на ковре (школа звонок карандаш ручка парта).
Набор крышек разного цвета.
Около доски конверт и стоит маленький столик, магниты.
III. Заключительная часть
3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний Воспитатель: Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания.
Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко?
Раз мы такие молодцы, давайте сами себя похвалим – «Мы – молодцы!»
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Мы с вами будем ждать следующего сообщения из Цветочного города, о том, как Незнайка справился с заданиями.