Урок СБО в 5 классе коррекционной школы 8 вида «Семья, родственные отношения»
Урок СБО (Социально – бытовой ориентировки) 5 класс. «Семья, родственные отношения.» (коррекционная школа 8 вида)
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. Для коррекции возникающих у них трудностей и предназначены занятия по курсу СБО. Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения. Тип данного урока – освоение новых знаний, где основное внимание уделяется изучению нового материала. План составлен с учётом особенностей детей с проблемами в развитии. При планировании урока использованы разнообразные приёмы, методы и средства обучения: словесные – рассказ, беседа, изложение, наглядный, письменные и устные упражнения, игра. Содержание урока направлено на расширение у школьников круга понятий и представлений с целью развития у детей потребности узнать больше о своей семье и воспитания уважения к старшим.
Цели:
коррекционно - образовательная: ознакомить с понятиями: семья, родственники;
коррекционно – развивающая: развивать потребность больше знать о своей семье;
коррекционно – воспитательная : воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к членам своей семьи;
здоровьесберегающая : способствовать снятию поз статического напряжения и мозгового кровообращения.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения : рассказ, беседа, проблемное изложение, игры, логические задачи, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная.
Дидактическое обеспечение : карточки, кроссворд.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-- Выполните упражнение. Оно поможет вам настроиться на урок.
( Упражнение «Колечки» для развития межполушарных связей – поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно : указательный, средний и т.д., вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими сразу.( 20 раз)
(Звучит песня « Вместе весело шагать…» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского)
-- А теперь игра «Молчанка» - мы проверим, всё ли у вас готово к уроку: Я называю предмет, если у вас его нет на парте, вы молча поднимаете руку.
2.Целеполагание. Введение в тему.
-- Чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать кроссворд. ( Разгадывают кроссворд )
1 с ы н 2 д е д у ш к а
3 ма т ь 4 д о ч ь я Вопросы для кроссворда: 1.Всякий мужчина отцу или матери.
2.Отец твоего отца или матери.
3.Женщина по отношению к своему ребёнку.
4.Всякая женщина отцу или матери.
-- Какое ключевое слово получилось? (Семья) А вы знаете, ребята, что 2013 год объявлен нашим правительством годом семьи. И мы сегодня с вами поговорим о семье. Запишите тему урока «Семья, родственные отношения».
3.Освоение нового материала.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
А) -- Все члены семьи связаны родственными отношениями, то есть являются родственниками. И называются они "близкие родственниками». Это мама, папа, брат, сестра. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка.
Есть ещё понятие «дальние родственники». Кто же относится к дальним родственникам? (Дяди, тёти, двоюродные братья, сёстры, прабабушки, прадедушки)
-- Давайте мы на доске распределим, кто к каким родственникам относится. (работа с карточками на доске –вывешены две большие карточки «близкие родственники» и «дальние родственники», на столе лежат маленькие карточки – «мама», «папа», «дядя», «тётя» и т. д.)
Б) А сейчас у нас конкурс «Кто я?» Вы должны будите отгадать, про кого я говорю.
1) Сыновья одних родителей (братья)
2) Дочери одних родителей (сёстры)
3)Мать вашего отца или матери (бабушка)
4) Муж твоей сестры (зять)
5) Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)
6) Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя)
7)Сын твоей сестры или брата (племянник)
8)Сын твоего сына или твоей дочери (внук)
В) Я хочу узнать о вас, ребята, побольше, поэтому давайте поиграем в игру, которая называется «Встаньте те, …….»
--у кого есть старший брат;
--у кого есть младшая сестра;
--у кого бабушка и дедушка живут в одном селе с вами;
--у кого бабушка и дедушка живут далеко;
--у кого есть дяди и тёти.
Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
Г) Самостоятельная работа в тетради по таблице «Мои родственники» (Звучит песня «Родительский дом» сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского)
Родственник Ф. И. О.
Семья – поистине высокое творенье,
Она заслон надёжный и причал,
Она даёт признанье, уваженье.
Семья для всех основа всех начал.
Д) Физкультминутка «Дерево»
И. П. : основная стойка, руки вдоль туловища.
--Покажите, какая большая у вас семья. (руки в стороны)
--Покажите, а какими вы были маленькими. (присесть)
--А какие вы сейчас? (встать)
--Как любит вас мама? (гладят себя по щёчкам)
--А бабушка? (гладят себя по головке)
--А как вы любите своих родных? (обнимают себя).
Е) Словарная работа.
-- Я сейчас вам раздам несколько определений – что такое «семья». Выберите то, какое вы считаете правильным и запишите его в тетрадь. (Обсудить, какое определение правильное и почему)
Семья – это близкие родственники, которые живут вместе.
Семья – это люди, которые живут рядом, на одной улице.
Семья – это люди, которые вместе работают.
4.Закрепление изученного материала.
Решение логических задач.
1)Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу? (внук)
2)В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра, а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье? (трое). Сколько в семье мальчиков и девочек? (два мальчика и одна девочка)
3)Шла мать с дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли всех? (три человека – бабушка, мама и дочь)
5.Итог урока.
--Что такое семья?
--Какие родственники бывают?
--Что нового вы узнали?
--Оценки за урок.
Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говориться, не надобен и клад, коли в семье лад. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был лад.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит - Во! – семья.
(М. Щварц)