Научно-практическая конференция. Доклад на тему Конфликтология для учителя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «пвгус»)
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Конфликтология для учителя»
Подготовила:
Журавлева Е. В., МБУ «Школа №88»,
учитель английского языка
Тольятти 2015 г.
В школе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы, создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. В классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. В школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. В моей практике случались разные типы конфликтов, но чаще приходилось встречаться с конфликтами между учащимися. Например, при инсценировке сказки на уроке английского языка в 5 классе. Многие дети хотели сыграть главные роли или положительных героев сказки, в результате чего назрела конфликтная ситуация в классе, даже до драки, которая могла перейти в большой межличностный конфликт. Некоторые ребята перестали общаться между собой, хотя были лучшими друзьями. Мне, как учителю, пришлось приложить огромные усилия и применить различные методы урегулирования данного конфликта. К счастью все благополучно обошлось с помощью и поддержкой родителей учащихся.
Картография конфликта
Участники –
ученикиПричина – неудовлетворенность
в роли
класса
Участник –
учитель
Данный конфликт может быть разобран еще следующим образом:
конфликт здесь – класс разбит на группы, недружный;
конфликтная ситуация – превосходство лидеров над одноклассниками;
инцидент – спор ребят из-за постановки сказки.
Учителем, т.е. мною для решения конфликта был применен ряд правил поведения в конфликте:
возможность участникам спора «выпустить пар».
требование обоснования претензий конфликтующих сторон.
использование неожиданных приемов для погашения агрессии
доброжелательность, как основной принцип общения;
принцип неприкосновенности личности;
уважение индивидуальности личности;
Технология разрешения конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта;
инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешить конфликт – это значит:
устранить конфликтную ситуацию;
исчерпать инцидент.
Формула успешного решения школьных конфликтов
доброжелательность;
установить причину конфликта, стараясь услышать и правильно понять друг друга;
тактичность;
разговор по существу;
поиск компромисса;
способность признать свою ошибку;
соблюдение чужого персонального пространства;
правильный выбор роли;
умение слушать и слышать друг друга;
справедливость.
Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций
• самое главное, чтобы стороны желали разрешения конфликта;
• разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить;
• дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте;
• предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала;
• признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать;
• не спешите реагировать на чужое раздражение;
• идите на все возможные компромиссы;
• не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности;
• уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном;
• создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье;
• не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий;
• помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Заключение.
В обществе (особенно в школе) нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.