Консультация для родителей «Основные направления педагогической помощи семье в реабилитации личности ребенка с ограниченными возможностями»


Консультация для родителей ГКУ СО «РЦДиПОВ» «Виктория»
«Основные направления педагогической помощи семье в реабилитации личности ребенка с ограниченными возможностями»
Автор: Косушкина И.И., воспитатель
Семья по своим психобиологическим и социально-педагогическим параметрам занимает ведущее место в развитии и формировании личности ребенка. Главным образом в семье происходит знакомство с окружающим миром, формируются первые представления о человеческих ценностях и нормах взаимоотношений в обществе, здесь осваиваются первые социальные роли и модели поведения, общения. В семье ребенок узнает свое предназначение в жизни, впервые осознает радости и горести человеческого бытия, знакомится с характером и содержанием различных видов человеческой деятельности, познает их значимость в жизни общества. Благополучно развивающаяся семья обладает огромным воспитательным, коррекционным и реабилитационным потенциалом. В состав воспитательного потенциала семьи входят: ее материально-бытовые условия, численный и структурный состав, эмоционально-психологический и нравственный климат, уровень развития семейного коллектива и характер отношений между его членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых, наличие свободного времени их характер организации семейного досуга, личный пример родителей и трудовая атмосфера семьи, а также система и характер внутрисемейного общения и взаимоотношения с окружающей средой, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи, распределение педагогических сил, семейные традиции и особенности профессионального опыта родителей и мног7ое другое.
Недостатки семейных взаимоотношений особенно часты в сфере отношений родителей и ребенка. Эти взаимоотношения могут располагаться на уровне эмоционально-действительной среды и проявляться в виде таких действий как:
- неприятие ребенка как такого (преобладание отрицательных оценок по отношению к ребенку, чрезмерная строгость или попустительство и т.д.);
- непонимание личностного развития ребенка и отсюда неадекватная оценка их действий и поступков (например, если ребенок в силу физических возможностей не может что-то сделать, то это воспринимается родителями как нежелание, упрямство);
- негибкость родителей по отношению к детям (отсутствие альтернатив в принятии решения, предвзятость суждений, излишняя принципиальность);
- несогласованность отношений между родителями и применение взаимоисключающих приемов (если отец запрещает, то мать разрешает, если отец дает, мать отбирает);
- тревожность в отношении с детьми, недоверие к возможностям ребенка;
- нечуткость или недостаточная отзывчивость , воспитание в атмосфере культа болезни.
Как же организовать в таких условиях эффективную работу по реабилитации ребенка, какую коррекцию произвести, чтобы если не исключить негативные влияния семейного неблагополучия, то хотя бы свести его до минимума или нейтрализовать?
Как было сказано выше, ведущим компонентом реабилитационного потенциала семьи является внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений родителей между собой, их отношение ребенку. Поэтому только теплота личных взаимоотношений, честность и справедливость отношений членов семьи друг к другу, уважительное отношение к старшим и внимательность к младшим создают неповторимую атмосферу оптимизма, уверенности в своих силах, обнадеживающе действуют на психику ребенка.
Если родители не отчаялись, не потеряли веру, а в ряде случаев сохранили надежду и оптимизм в воспитании своего ребенка, не зациклились на его проблемах, это создает реальную базу для успешной коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями. Имея такой настрой, им легче понять советы и рекомендации специалистов, проще соблюсти необходимые требования в организации реабилитационного процесса.
Как свидетельствует практика, большинство родителей стремятся выполнить требования и рекомендации, предложенные специалистами по реабилитации личности ребенка. Однако, в силу своего общего развития, уровня образования и социально-экономических возможностей не всякий родитель правильно и до конца верно может решить проблемы помощи в развитии ребенка. Поэтому помощь семье со стороны общеобразовательных и специальных учреждений необходима.
В практике коррекционно-педагогической и реабилитационной работы с семьями детей с ограниченными возможностями можно выделить ряд ведущих направлений по оказанию педагогической помощи семье:
Диагностическая помощь, в задачи которой входит как прямая медицинская, психолого-педагогическая диагностика личности ребенка, его уровня развития, его интеллектуальных и физических сил и возможностей, так и изучение и оценка педагогических возможностей семьи в целом и отдельных родителей, характера и содержания семейных взаимоотношений, микроклимата семьи. Получив эти данные, возможно проведение консультативной помощи семье, которая тесно связана с педагогическим просвещением родителей.
Организационно-педагогической помощи, задача которой состоит во включении родителей в различную педагогическую деятельность, формирование у них доверительного отношения к образовательному учреждению.
Прогнозирование и планирование педагогической помощи, определение перспектив развития условий реабилитации личности ребенка, определение реальных и достижимых рубежей реабилитационной работы с ребенком с ограниченными возможностями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной реабилитационной работы семья играет огромную роль. Педагогическое (реабилитационное) воздействие на ребенка должно оказываться при комплексном взаимодействии всех составляющих воспитательного потенциала семьи. Задача социальной службы состоит в том, чтобы при необходимости оказать помощь в организации воспитательного процесса в семье, либо скорректировать его так, чтобы он протекал наиболее успешно.