Глоссарий терминов в дополнительном образовании
Глоссарий для педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей. В представленном материале собраны термины, которые активно используются в теории и практике экспертизы в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» (1992). Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Дополнительное образование разделяется по характеру программ и услуг на общеобразовательное и профессиональное. Цель первого – повысить общее образование, а цель второго – непрерывное повышение квалификации или переподготовки специалиста. Участники образовательного процесса в учреждении – инициаторы и субъекты образовательных программ: дети, педагогические работники, родители (законные представители). К специфике педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей можно отнести: многообразие специальностей, должностей и профилей; наличие ярких индивидуальностей; открытость к новому, быстрое освоение новшеств в педагогической деятельности сочетается с установкой на обособление от других, самодостаточность; развитые коммуникативные способности, интуиция, абсолютная апелляция к собственному практическому опыту.
А. Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация образовательных программ – установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
Аттестация педагогических кадров образовательного учреждения – оценка квалификации педагогических кадров по заранее разработанным параметрам. Целью ее является определение уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников требованиям и квалификации при присвоении им квалификационных категорий, а основными задачами: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
В. Воспитание – одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации. Воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, который способствует становлению человека как субъекта культуры, жизни в целом. Воспитание – мастерство и искусство, специфическая творческая деятельность по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития и саморазвития личности.
Воспитание – технология вовлечения (оказание помощи, содействия, создание условий) педагогом ребенка в совместную продуктивно-творческую деятельность, решающая задачи социализации личности и развития конкретной индивидуальности.
Воспитательная система – комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.
Д. Деятельность учреждения дополнительного образования детей – согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъектами, входящими в состав, структуру конкретного учреждения (коллективами, отделами, педагогами, сотрудниками, контингентом детей).
Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях решает те же задачи, что и в домах и центрах творчества детей, но обладает своей спецификой: опора на содержание основного образования; преимущественное внимание решению воспитательных проблем; органичная связь с внеурочной культурно-досуговой деятельностью школьников; усиление психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых детьми в учебном процессе.
Дополнительные образовательные программы – образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования; посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Дополнительные образовательные услуги – платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам и так далее.
И. Изучение документов – метод получения первичной информации на ранних стадиях исследования (экспертизы) для предварительного знакомства с объектом. Различают традиционные и формализованные методы изучения документов. Традиционные методы основаны на понимании документа и допускают большую долю субъективности. Формализованные методы главным образом связаны с разработкой контент – анализа, который проводится с помощью математических средств.
Индивидуализация – принцип педагогической деятельности, предполагающий создание условий или социокультурной образовательной среды для максимально свободной реализации задатков индивидов, организацию индивидуально-ориентированной помощи детям в реализации ряда первичных базовых потребностей, активное педагогическое участие в автономном духовном самостроительстве и творческом самовоплощении человека.
Индивидуальный учебный план – план освоения обучающимися образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей, по индивидуальному распорядку и руководствуясь уставом образовательного учреждения.
Инновационный потенциал педагога – совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность.
По аналогии можно характеризовать инновационный потенциал педагогического коллектива как профессионального сообщества, способного к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий.
Информация – разъяснение, изложение некоторых сведений, совокупность каких-либо данных, знаний.
К. Качество деятельности учреждения – соответствие образовательных услуг требованиям потребителя, «социальному заказу», системная самоопределенность учреждения, его организационная культура, репутация учреждения в регионе.
Качество результата деятельности учреждения - соответствие итога деятельности учреждения заявленной цели, сформулированной на основании специфики типа, профиля, функций; образовательных и социальных потребностей населения; возможностей потенциала учреждена; государственных нормативов; потребностей социума.
Квалификация – степень и уровень подготовленности к какому-либо виду деятельности, труда. Квалификация определяется объемом творческих знаний и практических навыков, которыми владеет человек.
Классификация программ дополнительного образования детей – опыт самоопределения в содержании образовательной деятельности, педагогических технологиях и методиках; показатель системной определенности педагогического процесса в учреждении.
Клуб – понятие и (или) термин. Как понятие означает социальную структуру людей, объединяемых общей идеей, интересом и т.п.; может сформироваться в границах любой формальной группы; обладает большой подвижностью связей, свободным вхождением и выходом членов. Как термин означает:
- учреждение (культурно-просветительское, дополнительного образования, детское, досуговое и др.);
- здание или помещение подобного учреждения.
Компетенция – общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности (метапрофессиональные) и виды профессиональной компетентности.
Компетенция образовательного учреждения – самостоятельность в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной, иной деятельности в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
Концепция – определенный способ понимания, трактования какого-либо положения, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея.
Л. Личностно-ориентированное образование – образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств.
М. Менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Методист образовательного учреждения – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входят:
- разработка предложений по эффективности образовательного процесса и методической работы;
- систематизация методических и составление информационных материалов;
- разработка методов прогнозирования и планирования подготовки специалистов и учебных планов по конкретным специальностям.
Методика педагогической деятельности – система действий, отражающая логику, цель, задачи педагогических действий, порядок и технику их выполнения. Общие функции методической деятельности:
- производство знаний интегрированного уровня;
- взаимодействие науки и практики;
- проектирование и конструирование деятельности.
Методическая разработка – описание методов, способов, приемов педагогической деятельности.
Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития.
Мониторинг качества образования – систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуально-учрежденческом уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются элементы:
- установление стандарта и операционализация (определение стандартов, измеряемых величин стандартов, критерия, по которому можно исследовать достижение стандартов);
- сбор данных и оценка результатов;
- действия по принятым оценкам результатов в соответствии со стандартами.
Н. Направленность образовательных программ – обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса.
Новое, новизна, новшество, нововведение
Новое – это то, что двигает, направляет развитие в определенных исторических условиях. Новое несет в себе новые противоречия и тем самым – зародыши дальнейшего развития. Не все возникающее является подлинно новым, а лишь то, что обнаруживает себя как более прогрессивная форма, способствующая дальнейшему развитию.
Новизна - критерий качества информации (результатов научных исследований). Отражает общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования или практической деятельности. Новизна – состояние всего нового (В.Даль).
Новшество – процесс введения новизны, новых обычаев, порядков.
Нововведение – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль. Любое нововведение (пока оно не получило массового распространения) можно считать инновацией.
-новаторского, характеризующегося системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса)
О. Образование – процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Общая переориентация сути образования изменила и понимание образованности как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности, а не многообразие и объем предметно-профессиональных навыков.
Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей – средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, средство возведения базиса личностной культуры.
Образовательная программа учреждения – нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, как с учетом конкретных условий создается образовательная модель. Образовательная программа учреждения является исключительной, неповторимой, так как учитывает потребности конкретных обучающихся и родителей.
Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Образовательный процесс – целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования детей состоит в том, что он выстраивается, исходя из интересов потребностей, мотивов ребенка.
П. Педагог дополнительного образования – педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектования состава кружков, секций, студий, клубных объединений и организация в других формах внеурочной работы с обучающимися.
Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития.
Педагогическая поддержка – особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже существует в наличии.
Педагогическая технология – научно обоснованный и апробированный на практике набор операций по формированию, развитию и контролю знаний, умений, навыков, отношений в соответствии с заявленными целями.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
2. Логика проектирования программ нового поколения
Понятие «педагогическое проектирование» в педагогической науке является сравнительно новым и широко дискутируется. Вместе с тем исследователи сходятся в том, что педагогическое проектирование необходимо для максимально продуктивного взаимодействия с ребенком в творческом процессе, создания оптимального алгоритма обучающего диалога, обеспечивающего возможность индивидуального творческого освоения ребенком мира человеческой культуры. Педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов по содержанию носит вероятностный характер, а по методу модельно-гипотетический.
План учебно-тематический – учебно-методический документ, конкретизирующий учебный план и определяющий содержание и структуру учебных материалов, объем и последовательность их изучения, виды занятий, формы контроля.
План учебный – учебно-методический документ, определяющий содержание обучения конкретной категории обучающихся (воспитанников), планирование и организацию учебной деятельности.
Программа деятельности (учреждения, объединения, структурного подразделения) – вид программного документа, основными функциями которого являются прогнозирование, конструирование результатов деятельности, конкретных путей их достижения.
Программа индивидуальная педагогическая – нормативно-управленческий документ, который учитывает складывающиеся в педагогической деятельности ситуации, требующие более четкую организованную педагогическую деятельность и новые нестандартные подходы к воспитанию детей.
Ее можно назвать и авторской, и инновационной, и творческой. Но каждое из этих понятий имеет определенное значение.
Программа образовательная – нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
Профессиограмма - – стандартизированное описание показателей конкретной профессии и ее требований к личным качествам и производственным условиям.
Р. Результат деятельности учреждения – совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе, образовании, социуме, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью данной деятельности; степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.).
Результативность деятельности учреждения
- степень соответствия ожидаемых (нормативных, субъективных) и реальных, фактически достигнутых результатов;
- нормативный результат описан в документах о дополнительном образовании, в Типовом положении. Он выражает требования органов управления к системе дополнительного образования детей;
- субъективный результат отражен в рабочих документах учреждения (устав, программа развития, образовательные программы и др.).
Руководитель учреждения – педагогический работник, в задачи которого входит непосредственное управление учреждением, организацией в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации.
С. Самооценка и самоанализ деятельности учреждения - специально организованная «внутренняя» экспертиза по самоопределению уровня этой деятельности, ее результативности и понимания зоны ближайшего развития; способность коллектива образовательного учреждения анализировать, осознавать и оценивать свои результаты.
Содержание образования – определяющая сторона образования, представляет единство и целостность всех его составляющих частей, свойств, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными; программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Статья 14).
Эксперимент педагогический – научно-поставленный опыт в области учебной и воспитательной работы в условиях, созданных и контролируемых исследователем.
Содержание экспертизы образовательного учреждения – установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждениям, государственным и местным требованиям.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. По отношению к образованию понимается как деятельность по нахождению решения в повторяющихся типичных задачах воспитания и обучения.
Стиль деятельности – устойчивая система способов, приемов, методов деятельности, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Индивидуальный стиль деятельности всегда имеет определенную внутреннюю структуру, ядром которой являются психологические особенности человека.
Т. Требования к содержанию образования – нормативное выражение государственного и социального заказа к системе образования как фактору экономического и социального прогресса общества.
У. Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей – целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей).
Уровень образованности – результат образования, степень развитости способностей личности и самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта, в том числе и собственного. Различают три основных уровня образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность (общекультурная, допрофессиональная, методологическая).
Уровни усвоения содержания образования – система последовательных результатов (итогов) целенаправленно организованного обучения личности:
- ученический (деятельность по узнаванию);
- алгоритмический (деятельность по узнаванию);
- эвристический (решение типовых задач);
- творческий (поиск действия).
Уровни действия – последовательность результатов (итогов) по овладению знаниями, умениями, навыками учебной деятельности: репродуктивное, самостоятельное воспроизведение, репродуктивно-алгоритмическое действие, продуктивно-эвристическое действие, продуктивно-творческое действие (креативный уровень).
Уровни освоения культурных ценностей – звенья процесса культурной динамики человека, усвоения и освоения ценностей в соответствии с собственными целями, потребностями в таких формах деятельности, как труд, познание, общение, учение, быт, игра. Следующие звенья: побуждение, ориентация, адаптация, коммуникация, продуцирование (творчество) как их интегративное действие.
Устав образовательного учреждения – документ государственного образца, в котором в обязательном порядке указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель образовательного учреждения; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; порядок приема обучающихся воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их замещающих); структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и так далее), регламентирующих деятельность образовательного учреждения (Статья 13).
Учебный план образовательного учреждения – документ, разрабатываемый и утверждаемый самим образовательным учреждением, реализующий нормативы Федерального и регионального базисных планов и включающий содержание образования, отражающее специфику данного образовательного учреждения в пределах его компетенции, и являющийся основой для осуществления образовательной деятельности в данном учреждении.
При составлении учебного плана учреждения дополнительного образования детей учитываются интересы всех участников социально-образовательного процесса; видовые особенности учреждения, определяющие содержание, направления, уровень, формы и результативность всей деятельности учреждения, устанавливается соотношение с процессом создания условий для развития личности ребенка адекватно его природе и возможностям. Учебный план учреждений дополнительного образования детей как комплексный план образования личности есть по сути образовательная программа.
Структура учебного плана учреждения определяется самостоятельным выбором учреждения, но наиболее типичным сегодня является трехмодульный вариант, фиксирующий преемственность и непрерывность процесса образования личности и состоящий из основного (инвариантного) модуля, вариативного и модуля индивидуальных занятий.
Ф. Формы организации образовательной деятельности детей – способ педагогической организации деятельности детей и содержания образовательной программы. В учреждениях образования детей деятельность осуществляется в разновозрастных и одновозрастных объединениях по интересам, в таких, как клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие.
Э. Эксперт – специалист в определенной области, компетентный в решении данной задачи, проблемы. Для педагогической экспертизы в качестве кандидатов в эксперты могут привлекаться ученые, учителя, преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений, методисты. Кандидаты в эксперты подбираются на основании анкетных и документальных характеристик, самооценки, взаимооценки эвристической, статистической, тестовой оценки и других материалов.
Экспертная оценка – суждение, выраженное в количественной и (или) качественной форме. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные оценки. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парной оценок.
Этапы экспертной оценки - основные процедуры экспертизы, включающие:
- определение цели и задач; прав и ответственности рабочей группы экспертов; сроки проведения экспертизы;
- подбор экспертов, определения их компетенции;
- проведение экспертного исследования в определенных формах и методах;
- анализ и обработка полученных результатов; сравнение результатов оценок по выбранным параметрам и установление единого отношения.
Эффективность – степень соизмерения результатов с затратами. По отношению к образованию различают социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, формировании полезных навыков и привычек. Экономическая эффективность может быть получена за счет сокращения сроков обучения, повышения его качества, рационального размещения сети учреждений и так далее, в результате внедрения в практику новых методов обучения, передового педагогического опыта. Подсчет экономической эффективности должен быть связан с качественным анализом.
Эффективность деятельности учреждения – соответствие достигнутого качества результата уровню затрат по обеспечению данной деятельности (организационной культуре учреждения).
При подготовке словаря использовались следующие справочные издания:
1. Андреева В.В. Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений. Сборник научно-методических и инструктивных материалов. – М.: АРКТИ, 2000.
2. Большой энциклопедический словарь в 2 т. /Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1991.
3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
6. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. – М.: АРКТИ, 2002.
8. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1993.
9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993.
10. Словарь основных психолого-педагогических понятий. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998.
11. Философский энциклопедический словарь. – М., 2000.
12. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002