Урок по обществознанию для 9 класса по теме «Участие граждан в политической жизни»


Конспект урока
Ковалько Ольги Александровны
Предмет: обществознание
Класс: 9
Тема урока: Участие граждан в политической жизни.
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
Задачи:
1) помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
2) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях:
демократическом политическом процессе, демократической  политической культуре;
3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и
находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Оборудование: документы, диаграммы, схема.
Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организацион- ный момент.
Настрой учащихся на работу, положительные эмоции.
Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения. Учащиеся настраиваются на работу
2.Основная часть
2.1. постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации
Обращение к схеме на доске:

человек
Политическая
жизнь

Участие?
Вопросы обсуждения:
- может ли рядовой гражданин влиять на политику?
- кто может участвовать в управлении делами государства?
- зачем людям нужны политические свободы?
- вы можете принимать участие в политической жизни страны?
СОВМЕСТНО С УЧАЩИМИСЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЦЕЛИ УРОКА.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА. Учащиеся высказывают свои суждения
( выборы, референдум, митинги, шествия )
Осознают тему, проблему, цель и задачи урока.
Учащиеся обмениваются мнениями, дискуссия.
2.3. поиск решения проблемы:
анализ данных, аргументация
Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ
Вопросы классу:
- С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?
- Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства?
- Каковы формы участия граждан в политической жизни?
- Что такое политическое участие?
- Каким бывает политическое участие? (схема)
- давайте обратимся к учебнику с. 49-50 и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – РЕФЕРЕНДУМЕ И ВЫБОРАХ
( связь с сегодняшним днем – выборы 4 декабря в государственную думу РФ)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ФОРМ УЧАСТИЯ И СХЕМЫ
- Ваши близкие и родные проявляют политическую активность?
Ваши родители пойдут на выборы?
АНАЛИЗ ДИАГРАММ
ВЫВОДЫ ПО НИМ!!!
- ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ИНТЕРЕС И АКТИВНОСТЬ ПОСЛЕ 18 ЛЕТ? И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСЛЕ 25? Читают, анализируют документ, отвечают на предложенные вопросы.
Записывают термин в тетрадь, переносят схему в тетрадь, дополняют ее данными для этого еще раз обращаются к документу
Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.
Работа с документами : статья И.А. Ильина «Политическая свобода», текст «Свобода собраний и шествий»
Обращение за разъяснениями к учебнику с. 53 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ.
Учащиеся анализируют статьи, отвечают на вопрос к документам, работа с источником - учебник.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА) РАЗБОР СИТУАЦИЙ.
НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ И ЕМУ ПРЕДСТОИТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ОН НЕ СТАЛ СЕБЯ УТРУЖДАТЬ ДОЛГИМ ЧТЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ И ПОПРОСИЛ ПОМОЩИ ДРУГА- ДРУГ НАПИСАЛ ЕМУ ЗА КАКУЮ ПАРТИЯ НАДО ГОЛОСОВАТЬ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР.
- СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ?
- А С ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГА?
ГРАЖДАНИН НЕ ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИШЛА К НЕМУ ДОМОЙ И ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ГРАЖДАНИН ПРОГОЛОСОВАЛ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ДЕЙСТВИЯМИ КОМИССИИ?
КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА В ДЕНЬ ВЫБОРОВ НИЗКАЯ ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ВЫБОРЫ СЧИТАЮТСЯ НЕ СОСТОЯВШИМИСЯ И НАЗНАЧАЕТСЯ ВТОРОЙ ТУР. НА ПОВТОРНУЮ АГИТАЦИЮ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТРАТИТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕНЕГ. ВОЗМОЖНО, СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ НЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН. СОГЛАСНЫ?
( НАПРИМЕР, В ТУРЦИИ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОСТОЯННОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫБОРОВ. В АВСТРИИ ГРАЖДАНЕ, НЕ ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ, ПОДВЕРГАЮТСЯ 4-НЕДЕЛЬНОМУ ТЮРЕМНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ. В АВСТРАЛИИ И АРГЕНТИНЕ ЗА НЕУЧАСТИЕ НАЛАГАЕТСЯ ШТРАФ ОТ 20 ДО 200 ДОЛЛАРОВ. ТАКЖЕ ЕСТЬ НАКАЗАНИЯ В БЕЛЬГИИ И ГРЕЦИИ.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЫБОР САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТВЕТА И АРГУМЕТТАЦИЯ СВОЕГО ВЫБОРА.
- СОВЕРШЕННО СОГЛАСЕН
- СОГЛАСЕН, НО С ОГОВОРКАМИ
- ПОЛНОСТЬЮ НЕ СОГЛАСЕН
- ЧАСТИЧНО НЕ СОГЛАСЕН
РАССАЖИВАЕМСЯ ПО МЕСТАМ.
2.4. дискуссия, выводы. Обществоведы дали четкое название пассивной позиции граждан, какое?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ – абсентеизм – уклонение от участия в выборах. Итог урока
Домашнее задание Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках. А закончить мне хочется следующими словами – ГЛАВНОЕ НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР!!!
Домашнее задание: написать эссе «Обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу».
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
ОЦЕНКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, а также еще раз обращаются к тому выводу, который сделали для себя по теме урока.