Защита педагогичнеского опыта по теме Формирование личности младшего школьника через информационную культуру
Учитель начальных классов МАОУ Сладковского района Александровская СОШПервухина Наталья Вячеславовна Муниципальное автономное образовательное учреждение Сладковского района Александровская средняя общеобразовательная школа Александровка, 2016 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,а на завтрашний день детского развития.Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».Л.С. Выготский формировать и совершенствовать информационную культуру младших школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, мы должны стремиться к расширению спектра используемых детьми информационных источников и мотивации их самостоятельной информационно-поисковой деятельности. Цель: Интерес учащихся: в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все доступные источники;в наличии избирательного отношения школьника к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями; в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации. Гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.Доступность информационных ресурсов.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельностиПовышение уровня познавательной самостоятельности школьников. Е.Л. Харчевникова «Информационная культура есть элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне». Задача учителя – «Научить ребёнка осознанному чтению текстов с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Сформировать у учащихся элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы» Умения и навыки, получаемые на этапах работы с информацией На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, в компьютере)На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного. структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей. Установление причинно-следственных связей на уроке математики - Рассмотрите выражения:5 + 4 10 – 26 + 4 10 – 37 + 4 10 – 4– Вычислите значения выражений.– Объясните, что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике (в первом – первые слагаемые увеличиваются на 1, соответственно увеличиваются значения сумм; во втором столбике вычитаемые увеличиваются на 1, соответственно уменьшаются значения разностей). Работа со словарём Например, предложено: 1. Объясните значение выделенных слов: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. 2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др. Работа с фразеологическим словарём Примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами: Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др. Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое и приобщиться к культуре своего народа. Приёмы работы с текстомчтение и анализ;выписки определений, основных положений, понятий, выделение главной идеи;комментированное чтение;коллективный разбор текста;формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;составление таблиц, схем;подготовка сообщений, рефератов. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока Экскурсии на уроке окружающего мира Получение информации через презентацию Формированию ИКТ-компетентности способствует внеурочная деятельность:- кружки «Моя малая Родина», «Праздники, традиции и ремёсла народов России»; Проектная и исследовательская деятельность на уроках и вне уроков Библиотечные уроки Поиск информации в библиотеке Участие детей в школьных, областных, всероссийских конкурсах (грамоты, дипломы) Таким образом, процесс формирования информационной культуры школьников можно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера.