Конспект интегрированного занятия Прогулка в зимний лес. Зимующие птицы
Образовательные цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.
Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Педагог:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
- А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
- А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»
Правило игры: Во время первой части по команде педагога: - «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.
По окончании музыки игра заканчивается.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.
Звучит музыка: звуки зимы. (Переход к основной части занятия).
Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть: игры.
Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог:
- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
- Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.
- Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.
(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).
- Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.
Д/и «Сложи птичку»
Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.
Педагог:
- Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
- А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
- А зачем? (Человек их подкармливает.)
- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
Педагог:
- Ребята, если птицы не поют, то давайте мы для них споём чистоговорку.
Д/у «Журавли» (звучит музыка).
Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,
Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,
Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,
Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!
Педагог: (показывая на мольберт)
- Как много прилетело птиц, ребята, Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).
Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синица питается семенами растений, а ещё она очень любит сало.
Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.
Сорока – у нее длинный хвост, голова, хвост и туловище черное, а бока белые, поэтому её называют сорока-белобока. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
Дятел – У дятла черные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Его называют доктором леса.
- Ребята, как вы думаете, почему их называют птицами? (Дети рассказывают о строении птиц.)
Дети: Птицы покрыты перьями, которые их защищают от холода, у них есть клюв, две лапки, крылья, хвост.
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру
Д/и «Какой птички не стало или какая прилетела? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)Д/и «Скажи какая? Какой?»
Педагог:
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)
Педагог:
- Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка.
Ух ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.(Опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Д/ и «Весёлый счёт»
Педагог:
- Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц.)
1,2,…5 (Снегирь, синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, клёст)
Педагог: (обращая внимание на мольберт)
- Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы свами поиграем в игру:
Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Снегирь – много снегирей,
Клёст – много клестов,
Дятел – много дятлов,
Голубь – много голубей,
Воробей – много воробьёв.
Педагог:
- Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).3. Итог занятия.
Педагог:
- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.