Этическая беседа на тему Любовь, брак и верность (7 класс)
Этическая беседа
Тема: "Любовь, брак и верность "
(Синева Юлия Евгеньевна)Цель: Сформировать систему знаний о понятиях: любовь», «верность», «брак».
Задачи:
Воспитательная задача: формирование у детей представление о любви и преданности;
Организационно – педагогическая задача: создать условия, для сознательного усвоения материала
Жизненно-практическая задача: формирование этической культуры учащихся.
План занятия:
1.Вступительное слово
2.Рассказ о понятии любовь и влюбленность
3.Краткий пересказ легенды о Петре и Февронии4.Обсуждение рассказа
5.Заключение
6.Подведение итогов
1.Вступительное слово
Здравствуйте ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, которое возможно вызовет смущение или недоумение у некоторых. Сегодняшнюю нашу беседу я хотела бы посвятить теме любви и семьи. Немногие в наше время способны искренне любить и заводить крепкие семьи, сейчас, к сожалению, все предпочитают недолговечные отношения, ничего общего не имеющие с реальными чувствами и то, что сегодня понимают под словом «любовь», совсем не то, что было скажем несколько сотен лет назад, или даже десятков.
2.Рассказ о понятии любови и влюбленности
Душа каждого из нас неутомимо ищет, кого полюбить, чтобы в любимом человеке найти опору и смысл своего существования.
Влюбленность - это состояние, которое овладевает человеком и диктует необдуманное, несдержанное поведение. Но вы не должны всецело погружаться в это чувство, в любой ситуации человек должен сохранять способность разумно мыслить и обдуманно принимать решения. Это объясняется тем, что влюбленность носит более внешний, эмоциональный характер. Здесь скорей притягивает не душа, внешний вид, строение тела, умение держаться.
Но влюбленность это не все. Ведь есть более коренное, глубинное чувство человеческой души. Название этому чувству - Любовь. Любовь всегда несет в себе элемент жертвенности, желание защитить, оберечь, помочь, сделать счастливым избранника любви. Это возвышенное чувство, связывающее воедино двух людей, делающее их одним единым целым.
Любовь, как известно, для многих является толчком к более важному и ответственному шагу в судьбе. Как вы думаете, о каком именно шаге сейчас идет речь? (учащиеся высказывают мнение по данному вопросу). Да, как вы могли догадаться, речь идет о вступлении в брак и создании семьи.
Вступление в брак должно быть обдуманным, с полным пониманием нравственной ответственности друг перед другом, перед детьми, которые родятся, перед родителями, которым не безразлична судьба их сына и дочери, их будущих внуков. Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Только семья и жизнь в браке могут дать человеку удовлетворение всех запросов и стремлений, которые связаны с его чувствами. Лишь в браке и семейной жизни раскрываются высшие движения души, расцветают лучшие силы человека.
3.Краткий пересказ легенды о Петре и Февронии Существует немало легенд о том, что у каждого есть своя "вторая половинка", которая идеально ему подойдет. Однако, все получается не так гладко, как хотелось бы. Но, тем не менее, есть немало примеров достойной жизни в браке. И сейчас, мы рассмотрим один наиболее яркий из таких примеров.
Наверняка, все вы знаете, что в нашем городе на Первомайском бульваре находится памятник святым Петру и Февронии. И сейчас я расскажу вам их историю.
Князь Петр долго болел непонятной болезнью. Тело его было покрыто язвами и коростами. Болезнь была ужасной. Никто не мог вылечить князя. Он стеснялся показываться на люди, и только близкие могли видеть его обезображенное лицо. Князь Петр сделался так слаб, что не мог сидеть на коне и безропотно ожидал смерти. Но любящие его слуги искали все новых лекарей. Однажды слуга князя поехал в деревню с удивительным названием Ласково, подошел к красивому дому и не увидел никого у ворот. Да и ворота не были на запоре. И во дворе пусто. Слуга поднялся в дом, вошел в просторную горницу и увидел прекрасную девушку за ткацким станком. Перед ней, веселя её, скакал заяц.
Слуга поздоровался. Девушка сказала в ответ:
- Нехорошо дому быть без ушей и без очей.
- А кто хозяин этого дома? - спросил слуга.
- Хозяин дома - мой отец. Но его нет, он ушел вместе с моей матерью взаймы плакать.
- Объясни мне, - попросил слуга, - что значат твои речи? Вижу , что ты не простая девица; если даже дикий заяц у тебя в услужении.
- А я ничего непонятного не сказала, - ответила девушка. - Была бы во дворе собака, она бы тебя услышала и залаяла. А сидел бы на окне ребенок, он бы тебя увидел. А мать и отец пошли на похороны и там над покойным плачут. А когда они уйдут из жизни этой, то и над ними будут плакать. Это и есть плач взаймы.
- Вижу, как ты мудра, девушка, - сказал слуга. - Как твое имя, и не скажешь ли, зачем я пришел к тебе?
- Имя мое Феврония, а ты слуга нашего князя и ищешь того, кто б исцелил его язвы.
- Ты видишь насквозь,- сказал потрясенный слуга.- Так не возьмешься ли ты за лечение?
- Если князь будет кроток и мягкосердечен, он исцелится.
- Каким образом?
- пусть придет сюда.
Слуга вернулся в Муром и рассказал князю о девушке из деревни Ласково.
- Везите меня к ней!- приказал князь.
Его собрали в дорогу и вынесли к повозке. Они приехали к дому Февронии, и князь послал к ней слугу узнать, кто же тот лекарь, который его вылечит.
Слуга пошел, вскоре вернулся и смущенно сообщил князю ответ Февронии.
- Она говорит, что исцелит тебя, что никакого добра не требует, но только одно - ты должен взять её в жены.
- Как же так? Я - Князь, а она крестьянская дочь?
Хотел было поворачивать коней, но тяжкая болезнь дала о себе знать, и он велел нести себя в дом к Февронии.
Но она не вышла навстречу, не показалась князю, а выслала через слугу ковшик с хлебной закваской и велела нести князя в баню, отмыть его тело, а затем помазать его этой закваской.
Князь решил испытать ум девицы. Он послал ей пучок льна и повелел, чтобы она, пока он моется в бане, сделала из этого льна рубаху и полотенце.
Она выслушала посланника, приняла пучок льна и, нимало не смутясь, велела отколоть от полена щепку. Слуга отколол. Она сказала:
- Возьми эту щепку и отнеси князю. Пусть он, пока я чищу и треплю лен, сделает мне из этой щепки станок, чтобы ткать холст для рубашки и полотенца.
Князь, услышав ответ Февронии, воскликнул:
- Да как же можно в такой малый срок, из такой малой щепки сделать такое приспособление для тканья?
- Конечно, невозможно,- отвечала Феврония через слугу, услышав замечание князя.- А возможно ли из пучка льна наткать холста и на рубашку, и на полотенце?
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил её за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней сразу после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил её. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. На лодке по Оке они уплыли из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со своей святой супругой. Святая чета вернулась и долго управляла княжеством. Благочестивые супруги прославились святой жизнью и великим милосердием.
Незадолго до смерти они приняли монашество. Петр - под именем Давид («возлюбленный», вероятно, и Богом, и женой); Феврония - под именем Евфросиния («радость»). Они решили умереть в один день, и ради этого Феврония-Евфросиния даже оставила недоделанным покров - воздух, который она вышивала для храма. Покров мог дошить кто-то другой, а исполнить обет и умереть одновременно с мужем могла только она.
Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных. Дескать, они монахи, негоже им лежать вместе. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.
4.Обсуждение рассказа
Всем известно, что образ святых благоверных Петра и Февронии - это символ супружеской любви, верности и благородства. Эта пара есть олицетворение семейного счастья, супружеской верности и любви.
Вот такая вот история, грустная, но при этом поучительная. Теперь я хотела бы, чтобы вы сказали мне, как вы понимаете, что такое истинная любовь и существует ли она? (дети высказывают свое мнение)
Хорошо. А что же тогда, по вашему мнению, верность?
А сейчас я хочу, чтобы вы немного подумали и ответили мне на такой вопрос: необходимы ли вообще любовь и верность в семейной жизни?
5.Подведение итогов
Ученикам выдаются цветные кружочки, которые характеризуют понравилось им занятие или нет, они приклеиваются на доску магнитиками, в конце можно увидеть картину урока.
6.Заключение
Ну вот, наш урок подошел к концу, мы с вами очень кратко обсудили такие понятия как: Любовь, Влюбленность, верность, семья, - все эти чувства неразрывно идут с нами на протяжении всей жизни, при этом очень часто сложно отличить влюбленность от истинной любви. Ребята, мне было очень приятно побеседовать с вами. Я надеюсь, что каждый из вас вынес что-то для себя из нашей беседы.