Программа по воспитательной работе Волшебные острова
ГБОУ Школа №2115 гМосквы
Программа
« Волшебные острова»
по воспитательной работе
Подготовила
классный руководитель
2 класса д
Чермошенцева Е.А.
2014-2015г.
Пояснительная записка
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции).
- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
- И самое главное - способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
- умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога – это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.
Функции классного руководителя в начальной школе.
1. Забота о развитии каждого ребенка.
2. Помощь в решении возникающих проблем.
3. Организация разнообразной деятельности в классе.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп.
I Организация деятельности классного коллектива.
Обязанности учителя:
1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.
2. Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование в внутришколные объединения, организация внеклассных мероприятий.
3. Организация дежурства по столовой и по школе.
4. Соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета.
5. Забота о внешнем виде учащихся.
6. Организация питания учащихся.
7. Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.
II Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
2. Организация помощи в учебе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашних заданий.
3. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.
4. Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.
5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.
6. Работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.
7. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, , олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки )
8. Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.
9. Изучение отношения учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, изучение отношения самого ученика к чтению,сотрудничество с работником библиотеки.).
III Организация жизни класса во внеучебное время.
1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
2. Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.
3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и отдельных учащихся.
4. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
5. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.
6. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её.
7. Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.
8. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
9. Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определение целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.
IV – Изучение личности и коррекция в воспитании.
1. Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.
2. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.
3. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
4. Воспитание гражданственности.
5. Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися.
6. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.
V Работа с родителями.
1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
3. Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть).
4. Привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.
5. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.
6. Влияние на общение родителей с детьми.
7. Работа с родительским комитетом класса.
Принципы построения воспитательной работы
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Приоритетные направления Программы«Волшебные острова»
Воспитательная работа строится в виде игры- путешествия по волшебным островам.Каждому острову соответсвуют следующие направления:
-Здоровьесберегающие технологии;
-Интеллектуальное развитие детей;
-нравственное воспитание детей;
-экологическое воспитание детей;
-работа с родителями.
Остров Здоровья
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, , - походы выходного дня, дни здоровья, - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей.
Остров Знайки
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, , среди школ района,;
- интеллектуальные бои;
.
Остров Дружбы
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого ученика детском коллективе.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Основные понятия направления «Общение»:
-эмоции и чувства,
- рефлексия,
- эмпатия,
- сочувствие,
- сопереживание,
- умение управлять собой,
-лидерство,
- изолированность,
-одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.
Остров Маленького патриота
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятии направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии,.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Остров Маленьких принцев Земли Цель: воспитывать в детях любовь к природе;
развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для экологической работы с детьми.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих экологическим интересам.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Экология»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении экологических мероприятий.
-работа в кружке доп.образования «Планета маленького принца» Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении»Экология»:
- экологические проекты;
-конкурсы рисунков;
-КВН,викторины,игры,беседы ,праздники.
- презентации.
Остров Семьи
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, юбилей школы)экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Планирование работы с родителями 3- б класса
Месяц
Родительские собрания
Тематические
консультации
Индивидуальные
консультации
Совместные дела с классом
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Результаты реализации плана воспитательной работы
и самоанализ его исполнения за 2014-2015г.
Учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я старалась постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми старалась строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг – «Сердце отдаю детям», не оставляла ни одного ребенка, обойденного вниманием.
В учебном процессе особое внимание уделяла развитию психических процессов – расширяла сенсорную основу психики (давала больше занятий рисованием, лепкой, , пением, танцами), учила наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучала мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, старалась давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулировала самостоятельность, инициативу, активность, учила ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия, поручала детям проверять работы друг друга.
Не старалась захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживала и подбадривала тех, кого преследуют неудачи. Одобряла хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляла без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строила отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.
Все учащиеся воспитывались в благополучных семьях. Взаимоотношения между детьми в классе были доброжелательные. Большинство учащихся после школьных занятий занималось в секциях, кружках, музыкальной и художественной школах. Внутри класса всем детям были распределены поручения. Свои поручения учащиеся выполняли добросовестно. К учебе относились с интересом, на уроках работали активно, старались быть самостоятельными.
В школьных мероприятиях класс участвовал с огромным желанием и интересом.
Родители учащихся всячески старались помогать школе и поддерживать своих детей в учебной деятельности.
Воспитательные задачи
1. Сохранение психофизического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе.
2 Содействие развитию духовно-нравственного потенциала личности каждого школьника, воспитание чувства сопричастности к событиям окружающей действительности и умение сопереживать и сочувствовать другим.
Основные направления воспитательной работы
I. Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы.
2. Консультации для родителей учащихся и учителей.
3. Организация просветительской работы с учащимися.
4. Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
II. Нравственность - воспитание у учащихся уважительного отношения к себе и к другим людям.
1. Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность.
2. Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
III.Экология- развитие экологической культуры у учащихся;
IV. Семья – просвещение семьи и сотрудничества с родителями.
1. Изучение семей учащихся.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
3. Совместное проведение досуга.
V. Интеллект - развитие интеллектуальных умений учащихся класса.
1. Изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся определить приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.
3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
VI. Общение - передача детям опыта социального общения.
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
3. Организация просвещения и консультирование родителей по данной проблеме
План воспитательной работы.
Направление
Содержание и формы
Сроки
Ответственный
ЦђЗаголовок 1ЦђЗаголовок 2ЦђЗаголовок 3ЦђЗаголовок 4ЦђЗаголовок 5ЦђЗаголовок 615