Конспект урока Спорные Курильские острова


(Интегрированный урок по географии и истории для учащихся 11-го класса)
1 сл.
11 кл. география
Тема урока. Курильские острова являются спорными. Почему? 2сл.
Цели:
Образовательные:
показать на конкретном примере спорных территорий процесс формирования политической карты мира,
формирование умений работать с различными источниками информации,
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования,
формировать умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитание патриотических чувств:
формирование коммуникативных качеств, культуры общения.
Вопрос о Курильских островах рассматривается в форме дебатов между двумя группами.
Первая группа защищает интересы Японии.
Вторая - интересы России.
Ход урока 3 сл.
1. Работа с политической картой мира.
2. Сообщения учащихся о четырех этапах формирования политической карты мира.
3. Выступления групп.
4. Вопросы референдума.
5. Итог урока.
6. Заключение. Токио претендует на все четыре южнокурильских острова.
(материал ИТАР - ТАСС от 08. 03. 2014г.Учитель истории. /Караева Ф.Ю./ Назвать и показать.
Самая древняя, самая маленькая на планете республика, кроме григорианского календаря, пользуется своей собственной системой летоисчисления. Отсчёт ведётся с 301 г. н. э., с момента провозглашения независимости страны. Сейчас в стране только 1699 год. Как называется эта страна? (Сан-Марино)
Учитель географии./Дзгоева Ф.З./ Назовите два европейско-азиатских государства. (Россия и Турция)
Учитель истории. В центре самой северной в мире столицы стоит памятник норвежцу Андерсену, прибывшему сюда 11 веков назад, в 874 году. Её название означает «Залив Дымов», хотя на самом деле это были пары гейзеров. О какой столице идёт речь? (Рейкьявик, Исландия)
Учитель географии. Самая длинная и самая узкая в мире территория государства составляет 4300 км в длину и от 15 до 355 км в ширину. В переводе с индийского название страны означает «снег». Назовите эту страну. (Чили)
Учитель истории. Маленькое средневековое королевство в Южной Азии, в котором рабство было отменено только в 1954 году. Долгое время его называли «гималайским отшельником». Народ, который там проживает, называет себя «друк-юл», т. е. народ страны дракона. (Бутан)
Учитель географии. Обнаружение огромных запасов нефти привело к образованию в 1971 году федерального государства из семи княжеств Персидского залива: Абу-Даби, Дибай (Дубай), Ад-жман, Шарджа, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра и Рас-эль-Хайма. Как называется это государство? (Объединённые Арабские Эмираты)
Эти вопросы наводят на мысль, что политическая карта постоянно изменяется. Появляются и исчезают государства, изменяются их названия, границы, территории, переносятся столицы. Сменяется государственный строй и экономическая собственная формация.
Повторить:
1) Этапы формирования политической. 5сл., 6 сл.
2) Характер изменений на политической карте мира 7 сл
/Сообщения учащихся, подготовленные заранее, о четырёх этапах формирования политической карты мира (учебник для 10-го класса) и изменениях на политической карте мира( с изменением столиц, территорий, границ, названий, государственного строя и т. д.) /
3.После исследования, проведённого учащимися о том, как изменяется и формируется политическая карта мира, подводятся итоги.
Учитель географии. Итак; современная политическая карта мира - итог нескольких тысячелетий её развития. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые войны, вспыхивающие между странами за захват колоний, источников сырья и рынков сбыта.
Жизнь, однако, показала, что решение территориальных споров военным путём сегодня себя полностью изжило. В ядерный век такой путь грозит превратить нашу планету в гигантскую могилу человечества. Всё больше конфликты решаются путём диалога, мирного урегулирования территориальных споров.
Россия имеет много спорных территорий. Обратите внимание на карту сл. 8
Сегодня на примере конфликта между Россией и Японией по поводу владения Курильскими островами попробуем прийти к его урегулированию этого спора.
Коротко скажем и вспомним некоторые данные о нашей родине и Японии.сл.9,10
Наши группы провели историко-географическую экспертизу и готовы вступить в диалог, чтобы ответить на вопрос: кто первый открыл Курильские острова?
1-я группа. Дуга Курильских островов представляет собой гряду вулканических островов, протянувшуюся более чем на 1000 километров, и самый южный стоит от Японии всего на семь километров. сл. 12,13,14,15
Так что спор о том, кто первый открыл острова, не имеет смысла.
2-я группа. Да, но выезд за пределы Японии карался отрубанием головы, поэтому русские казаки начали исследование Курил и положили начало колонизации островов. На севере высаживались С. Дежнёв и М. Стадухин, так что первооткрывателями мы считаем русских.
Учитель истории. Оказывается, до XVII века на Курильских островах не было ни русских, ни японцев. Коренной народ - айны - находились в дофеодальных отношениях. Согласно русским энциклопедическим словарям, первооткрывателем Курильских островов считается голландец Мартин де Фриз. В течение ста лет острова показывались на карте как владения Нидерландов. Спор пока не разрешён, продолжаем диалог.
2-я группа. В 1707 году Пётр I издаёт приказ об обследовании Курильских островов и Японии. На протяжении XVIII века продолжается захват Северных Курил. Как отмечал русский дипломат Ф. А. Головин, северокурильские айны «стали-таки православными, носили русские имена и пили русскую водку».
1-я группа. Однако южнокурильские айны усвоили нравы и обычаи своих японских воспитателей. Японские острова в тайне от властей продолжали торговать на Южных Курилах.
Учитель географии. В географическом словаре, изданном Московским университетом в 1804 году, написано, что «севернейшие острова повинуются российской, южнейшие - японской власти». Ситуация ясна. Почему же между странами встал территориальный вопрос? Продолжим исследование.
2-я группа. В 1808 году царское правительство направляет на Южные Курилы И. Рязанова, который на судах «Юнона» и «Авось» с морскими офицерами ликвидировал японские поселения; командир гарнизона сделал себе харакири, японцы бежали или были взяты в плен.
1-я группа. В отместку японцы захватили русских мореплавателей под руководством Ф. А. Головина. Русскому правительству пришлось направить официальные извинения за действия своих офицеров. В результате были освобождены как русские, так и японцы.
Учитель истории. В городе Симода, в 1852 году был подписан первый русско-японский правовой документ. Россия признала Южные Курилы владениями Японии. А в 1875 году начались переговоры относительно острова Сахалин. В результате был подписан второй официальный договор - Петербургский трактат, в соответствии с которым остров Сахалин признавался российским, а Япония получала все острова Курильской гряды.
Учитель географии. Итак, нам стало ясно, что Курилы принадлежат Японии. Как же произошло то, что сейчас эта территория снова оспаривается японцами?
Учитель истории. В 1940 году СССР предъявил претензии на Курилы. Однако Япония, естественно, отклонило их. Но в 1945 году в соответствии с секретными Ялтинскими договорённостями стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, Советскому Союзу, в качестве военного трофея, должны были быть переданы все Курилы.
8 августа СССР объявил Японии войну, а 1 сентября все острова были заняты советскими войсками. В последующие годы происходила массовая депортация всех коренных жителей.
Учитель географии. Историческая экспертиза завершена. К какому же выводу подойдём, проводя географическую экспертизу? Слово экспертам, защищающим интересы Японии.
1-я группа. После того, как на Курилах укрепилась японская администрация, экономика островов получила бурное развитие. Была налажена транспортная сеть. Строились посёлки, рыбные заводы, звероводческие станции, лесокомбинаты. К 1939 году на островах насчитывалось 133 населённых пункта. На Курилы часто стал наведываться император Японии Хирохито в построенный для него небольшой дворец. А в конце 50-х годов Советским Союзом уничтожалось всё, что было создано «врагами-империалистами». Вырубались магнолии, гусеницами танков давили лес, соляркой травили озёра, динамитом разносили буддийские памятники. И сейчас, через 60 лет принадлежности Курил СССР и России, социально-экономическая ситуация на островах стала критической. Острова необустроены: дома из фанеры, много лачуг и бараков, канализация отсутствует, кругом сырость и нищета. Шоссейных и железных дорог нет. Развита одна отрасль - рыбоконсервная, но и здесь оборудование заводов устарело. Десятки рыбоперерабатывающих предприятий закрыто.
2-я группа. Известно, что Курильские острова очень богаты рудами, строевым лесом, целебными водами. Не так давно острова славились обилием животных, в том числе морскими котиками, бобрами, тюленями, лисами, медведями. Теперь же на островах редко встретишь соболя, норку. Совсем исчезла белка. А начало истребления природных богатств положили годы японского хозяйничанья. По оценке специалистов, Япония и сейчас добывает около Курильских островов 50% общего улова, извлекая прибыли на сумму более 30 миллиардов долларов. Тогда как наша прибыль составляет всего 1,5 миллиарда. *
1-я группа. Используя все дары моря рационально, Россия могла бы получать ту же прибыль. Сумма потерь России складывается из следующих факторов:
- траловый флот уничтожил около островов морскую капусту, анальгиновые кислоты которой идут на медицинские препараты, выводящие радионуклиды и тяжёлые металлы из организма. Также японцы используют её в парфюмерии, 18
пищевой промышленности и других отраслях, извлекая прибыли на пять миллиардов долларов;
- от 700 тысяч тонн сайры можно получить 20 тысяч тонн чешуи, а из неё жемчужного пата стоимостью 4 миллиарда долларов;
- не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинские препараты из которых оцениваются в несколько миллиардов долларов за один килограмм;
- не полностью перерабатываются и другие добываемые, но не используемые представители морекультуры, которыми так богаты Курильские острова. Например: морские ежи, печень рыб, их чешуя, молоки и т. д.
2-я группа. Мы признаём, что проблемы Северных территорий существуют. Курилы, населённые коренными жителями - айнами, явились объектом захвата, как со стороны России, так и со стороны Японии. И потому считаться «исконно русскими территориями» не могут. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Тем самым мы получим мощного инвестора в освоении богатств Дальнего Востока, нормализуем российско-японские отношения и восстановим справедливость.
Учитель географии. Кстати, проведённый в 1991 году референдум показал, что 20% кунаширцев и 25% шикотанцев высказались за возвращение островов японцам.
Учитель истории. А мы проведём свой референдум и узнаем общественное мнение нашего класса.
Вопросы референдума. сл.16 /раздаются уч-ся/
1. Если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы:
а) военным путём (1 балл);
б) путём диалога (2 балла).
2. Как бы вы решали территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов:
а) категорически отказали бы Японии в рассмотрении (1 балл);
б) передали часть территории Курильских островов Японии (2 балла).
Если вы набрали 4 балла, из вас бы получился мудрый правитель великой державы, если бы вы её не отдали в подарок другому государству
Если вы набрали 3 балла, вы готовы на компромисс, но лучше выиграть время. Вы похожи на наше правительство.
Если вы набрали 2 балла - будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство.
Итог урока
Итак, ребята, только на примере нашей страны видно, что политическая карта мира постоянно изменяется и количественно, и качественно. Между различными государствами могут возникать конфликтные ситуации, которые необходимо решать мирным путём, учитывая не только собственные интересы.