СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»


HYPERLINK "http://uchkopilka.ru/inostrannyj-yazyk/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/6186-nauchno-metodicheskaya-razrabotka-razvitie-navykov-audirovaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoj-kultury-shkolnika-20150401" Статья «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩихСЯ начальной школы»
Аудирование должно занимать важное место в обучении иностранному языку уже на начальном этапе, поскольку понимание речи на слух составляет основу устного общения. Без навыков аудирования невозможно сформировать навыки говорения, особенно в диалоге, поскольку это два одинаково важных умения, составляющих базу устной речи.
При устном опережении умение воспринимать и понимать речь на слух обеспечивает комплексное развитие коммуникативных умений и языковых знаний. Формирование фонетического и интонационного слуха, осознание особенностей ударения, паузации, ритма в английском языке, формирование произносительных навыков, т. е. овладение звуковой стороной английской речи, идёт непосредственно через аудирование. При изучении иностранного языка приходится постоянно учитывать возможные трудности, обусловленные межъязыковой и внутриязыковой интерференцией.
Во 2 классе можно обратить внимание детей на то, какие ошибки восприятия возникают при неправильном произнесении звуков (например: звуки [е] - [æ] в словах реn [реn] «ручка» и раn [pæn] «сковорода») или неверном интонировании высказывания.
При устном опережении формирование языковых знаний и умений также идёт на основе аудирования. В процессе ознакомления с новой лексикой предпочтение следует отдавать беспереводным способам объяснения значений слов, чтобы развивать языковую догадку, необходимую для преодоления психологического барьера в общении на иностранном языке. При закреплении материала на уроке новые языковые единицы
должны многократно проговариваться, что наряду с постоянной ротацией данного слова
или конструкции в речи является залогом их прочного запоминания.
При объяснении грамматики также рекомендуется идти от речи к языку, т. е. вводить новую грамматическую структуру на примере конкретной речевой ситуации, наглядно демонстрирующей её употребление, после чего можно делать обобщение или формулировать правило. Правила формулируются и объясняются на родном языке, при этом надо избегать употребления лингвистических терминов, ещё не знакомых младшим школьникам из курса русского языка. По мере расширения знаний детей полезно проводить аналогии, сопоставления и противопоставления правил грамматики родного и английского языка, повышая общую языковую компетенцию учащихся. Обучение аудированию можно начинать с самого первого занятия. Как уже отмечалось выше, учителю необходимо максимально использовать английский язык на уроке, говорить на нём с детьми, создавая ситуации иноязычного общения. Родной язык служит вспомогательным средством при объяснении нового материала или контроле понимания. В речи учителя должны постоянно звучать постепенно запоминаемые учащимися команды и просьбы, формы вербального поощрения, похвалы, порицания и т. д. Учитель максимально адаптирует свою речь к уровню знаний своих учеников, подкрепляя инструкции и объяснения, а также свои оценки жестами, мимикой, обращением к зрительной наглядности.
В первой четверти 2 класса, в рамках вводно-фонетического курса, аудирование скорее выступает как средство обучения, а не как самостоятельная цель обучения. Основное внимание уделяется развитию речевого слуха, умению различать звуки родного и английского языка, а также новые слова в привычном контексте. Разучивание рифмовок, стихов, выполнение упражнений на установление звукобуквенных соответствий, чтение транскрипции происходит на основе имитации звуковых образцов, которыми служат речь учителя и аудиозаписи. Необходимо широко применять компакт-диски на занятиях в классе, а также научить школьников использовать компакт-диски с аудиозаписями текстов в процессе выполнения домашних заданий.
Начиная со второй четверти, формирование навыков восприятия речи на слух всё чаще используется как самостоятельная цель обучения. Увеличивается доля заданий, направленных на понимание основного содержания высказываний, а также на понимание запрашиваемой информации.
В 3 и 4 классах фактически весь урок английского языка строится на аудировании: учащиеся слышат и учатся понимать на слух речь учителя и одноклассников, вербально и невербально реагируют на услышанное.
Таким образом, на начальном этапе обучения аудирование выступает как мощное средство обучения. По мере развития умений и навыков учащихся начальной школы, расширения их лексико-грамматического репертуара аудирование становится одной из целей обучения иностранному языку.
Список литературы
1. Английский язык: пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, О.С. Миндрул, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой.- М.:Вентана-Граф:Pearson Education Limited, 2012
2. Английский язык: программа: 2-4 классы / М.В. Вербицкая.- М.: Вентана-Граф, 2013 (FORWARD)
3. Примерные программы начального общего образования.- М: Просвещение, 2009