Аттестационная работа «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных УУД».


Творчество – это умственная гимнастика.Творчество – это ключ для развития личности.Творчество – это свобода деятельности и мысли.
I.Введение. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях.
Сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решения в нестандартных ситуациях. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Каждый ребенок – личность. И важнейшей задачей для учителя является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, умеющей творчески подойти к выполнению поставленных заданий. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует его. Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для творчества нужны воля, умение преодолевать объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы.
Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Этому способствуют различные приемы и методы, которые учитель использует на уроках литературного чтения.
II. Пояснительная записка.
Для современной начальной школы делается социальный заказ, который предполагает развитие творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Также достаточно актуально в современной системе обучения встаёт вопрос о развитии творчества, как вида деятельности, который имеет развивающую функцию. В настоящее время, очевидно, что дети перестают читать, так как появляется множество источников знаний, и разработка и организация творческих работ для начальной школы помогут развить интерес к литературному чтению в начальной школе.
1.Актуальность.
Актуальность педагогического опыта состоит в том, что сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. В соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года “школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности”. Кроме того, в настоящее время отсутствие традиции семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится все меньше, наблюдается спад читательского интереса. Повысить читательский интерес, привить любовь к книгам, с можно только через использование нестандартных подходов при организации и проведение уроков литературного чтения, так как они наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка.
Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Современное общество нуждается в неординарных личностях, ответственных, способных креативно мыслить, творить, принимать решения.
Это доказывает особую значимость и актуальность данной методической разработки «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных УУД».
2. Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы (методологическая основа).
Проблему развития творческих способностей младших школьников рассматривали многие отечественные педагоги – практики: Л.П. Белоглазова, А.С. Федурина, Е.В. Никонович, Н.И.Рябова и другие.
Так же проблемой творчества занимался Л.С. Выготский, который утверждал, что творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Л. С. Выготский возражал против того, что творчеством могут заниматься лишь избранные, одаренные особым талантом. Он считал, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З. Гильбух, Д.Б.Богоявленская исследуют феномен творчества с разных сторон. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались
Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.
Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др..

3. Новизна разработки:
систематизирование и совершенствование содержания раздела программы по литературному чтению «Устное народное творчество»;
создание авторского поурочного планирования раздела программы по литературному чтению с обновлением содержания программы упражнениями и заданиями для развития творческих способностей обучающихся.
Представленная разработка, соответствует целям и задачам рабочей программы по литературному чтению, обладает новизной для обучающихся, так как включает новые знания, умения для развития творческих способностей; обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляет собой педагогическую ценность.
При разработке программы учитываются психологические особенности младших школьников. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка младшего возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Важным условием эффективности данной разработки является создание положительного эмоционального фона при работе с обучающимися.
Материалы, содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей, воспитателей ГПД общеобразовательных школ в процессе работы по развитию творческих способностей младших школьников.
III. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы
1. Цель данной методической разработки:
- обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.
Разработать календарно-тематическое планирование по данной теме с применением различных форм и методов.
Подобрать задания, упражнения, приемы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к литературе и развития творческих способностей.
2. Ожидаемые результаты
Личностные
Сформированность эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах .Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстникам.
Умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метопредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.
Активное использование речевых средств, для решения творческих и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения тестов в соответствии с целями и задачами.
Овладение навыками составления текстов в устной и письменной формах.
Предметные:
Осознание значимости чтения для личного развития.
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннатацию.
Развитие художественно-творческих способностей.
IV. Психолого – педагогическая сущность понятий «творческие способности» младших школьников.

Прежде, чем раскрыть понятие «творчество», необходимо остановиться на определении термина «способности».
В современной науке способность рассматривается, как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся усвоением успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько ребенок при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления.
Опираясь на данное представление о способности , раскроем понятие «творческие способности».
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное.
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
V. Методическая разработка раздела программы.Учебник: Литературное чтение. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./ . Климанова Л. Ф., Бойкина М. В., Горецкий В.Г. и др., Просвещение,2014.
Программа: Литературное чтение. Авторы: Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. /Сборник рабочих программ в соответствии с ФГОС «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка.
Литературное чтение является одним из самых мощных средств приобщения детей общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Целью методической разработки раздела программы является : Создание условий для развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.
Задачи раздела:
Образовательные:
познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества;
формировать умения различать тексты разных жанров
обучить детей самостоятельному составлению сказочных объявлений, телеграмм, сказок;
Развивающие:
развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся;
развивать воображение, память, смекалку, чувство юмора;
анализировать и сравнивать сказки со схожим сюжетом;
развивать выразительную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать первичные исследовательские навыки.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому фольклору, традициям, обычаям;
воспитание эстетических чувств, доброты, внимания;
воспитывать культуру общения учащихся.
Актуальность данного раздела определяется важностью изучения материала устного народного творчества для развития творческих способностей, обогащения речи обучающихся.
Изучение учебного материала раздела строится на следующих принципах:
Научности (содержание учебного материала и методы его изучения являются научными).
Системности (знания усваиваются в определённой системе).
Доступности ( соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития).
Сознательности и активности (воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи).
Прочности обучения (знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие).
Технологичности (связан с организацией активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:- проблемное обучении;
- диалоговое обучение;
-компьютерные технологии обучения.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
«Устное народное творчество».
14 часов
Данный раздел изучается в третьем классе в теме «Устное народное творчество» и занимает 14 учебных часов.
№п/пНазвание модуля,
краткое содержание изучаемого материала Количество часов на изучение
1 Русские народные песни
( Песенки -потешки, заклички, шуточные и плясовые песни). 2
2 Докучные сказки
(Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. )1
3 Знакомство с произведениями прикладного искусства: Гжельская и Хохломская посуда, Дымковская и Богородская игрушки)2
4 Сказки
(Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка»).6
5 Проект : Сочиняем волшебную сказку. 2
6 Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
(Урок-КВН.). 1
Тематическое планирование раздела программы по литературному чтению УМК «Школа России» 3 класса «Устное народное творчество» с обновлением содержания упражнениями и заданиями для развития творческих способностей обучающихся.
№ п/пТема урока Страницы
учебника УУД Предполагаемый результат Контроль усвоения
1 Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Исполнение русских народных песен. Стр.13-16 Личностные:
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД:- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД:-владеть монологической и -диалогической формами речи;высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные:
-формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
-формирование потребности в систематическом чтении;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Фронтальный опрос
2 Шуточные народные песни.
Инсценировка шуточной песни «Как на тоненький ледок…» Стр.17 Выразительное чтение
3 Докучные сказки.
Составление книжки-самоделки.
Стр.18-19 Составление докучной сказки
4 Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда.
Иллюстрирование. Стр.20 Выставка «Прикладное искусство»
Устный рассказ
«История игрушек»
5 Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка.
Лепка и раскрашивание
игрушек Стр.21 6 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Знакомство.
Постановка проблемного вопроса. Стр.22-26
Фронтальный опрос
Фронтальный
опрос
7 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Анализ.
Составление кроссворда. Стр.27 8 Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Знакомство.
Рецензирование созданных рисунков. Стр.28-32 Иллюстрирование.
9 Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Анализ. Творческий пересказ. Стр.33-38 Составление плана
10 Русская народная сказка «Сивка- Бурка».Знакомство.
Живые картинки.
Стр.40-43 Выразительное чтение
11 Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Анализ.
Составление вопросов по тексту данной сказки. Стр.44-49 Фронтальный опрос
12,
13 Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Составление сборника сказок .Стр.58 Презентация
Проверочная работа.
14
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
(Урок-КВН.).
VI. Обобщение собственного педагогического опыта.
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, формирует отношение ребёнка к жизни, обогащает речь, творчество, воображение.
Каждый педагог по своему подходит к вопросу развития творческих способностей младших школьников, используя при этом различные методы и приемы, формы работы. Мой опыт показывает, что использование нетрадиционных заданий и упражнений способствует эффективному развитию творческих способностей обучающихся. Наиболее занимательная форма для детей – собственное литературное творчество. Оно занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает детям.
Проводя урок чтения, я стараюсь применять разнообразные задания и упражнения, направленные на развития творческих способностей обучающихся, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.
Приведу несколько заданий и упражнений, направленные на развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.
Знакомясь с русскими народными песнями, мы их не просто читали, а исполняли. Именно музыка и музыкальная деятельность непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. Кроме того, исполнение русских народных песен обучающимися приближает к русской культуре, даёт возможность более глубоко почувствовать величие жанра и роль русской песни для русского человека.
Так же на уроках литературного чтения я использую словесное иллюстрирование. Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного. Оно помогает развивать у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение.
Очень интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями – рецензирование детьми созданных рисунков. Делаю это так:
каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
школьники обмениваются рисунками;
получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик создает (устно) рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы.
Моим школьникам понравилась работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используем на уроках, часть на внеклассной деятельности.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм. Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы. Приведу несколько примеров результата детского творчества.
Объявления.
От Бабы Яги.
Пропала избушка на курьих ножках. Окрас пёстрый. Кто найдет, получит вознаграждение. Обращаться по адресу: ул. Болотная 8.
Пропал перстень. Если найдёте, звоните по тел.40058. Или обращайтесь по адресу: Нижегородская область, поселок Царство, ул. Княжеская №102.
Царь продает королевство. Недорого. Ул. Королевская 12.
Телеграммы.
От Алёнушки. Кому Иванушке.
Дорогой Иванушка, приезжай срочно, меня похитила ведьма.
От Иванушки. Кому Алёнушке.
Здравствуй, Алёнушка, я превратился в козлёночка.
От серого волка. Кому Ивану-царевичу.
Иван-царевич, приходи, я нашел замок царя Далмата. Будем спасать Елену Прекрасную.

Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Обучающимся нравится такой вид работы, как постановка проблемного вопроса. Задаются вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли…).
Например, русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- А если бы слуга не пошел за козленочком?
- Что еще можно было бы придумать, чтобы спасти Аленушку?
Русская народная сказка « Иван-царевич и серый волк».
-А если бы волк не стал помогать Ивану-царевичу?
Нравится детям такие упражнения, как изменение ситуации в сказка, концовку сказки.
Большую роль в развитии творческих способностей играет проектная деятельность. Программой УМК «Школа России» такой вид деятельности широко используется. По литературному чтению мы работали над проектом «Сочиняем волшебную сказку». Обучающиеся с большим энтузиазмом придумывали сюжет, главных героев.
Все работы детей мы объединили, и совместно с родителями создали собственный проект «Сборник сказок учеников 3 «а» класса».(Приложение 1)
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературного чтения является драматизация во всех ее формах:
- чтение по ролям;
- пантомима;
- постановка живых картин;
- собственно драматизация.
Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Можно инсценировать произведение целиком, с использованием музыкального сопровождения, костюмов, декораций, а можно – эпизоды.
Чтение по ролям – удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям  вызванными детьми.
Пантомима – помогает через движение уяснить и объяснить содержание и форму произведения. Например, читая обращение козленочка к Аленуке из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» предлагаю ребятам показать, как они это себе представляют.
Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа русской народной сказки «Сивка-бурка» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда Иван стерег пшеницу.
Все примеры задания и упражнения творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение, повышает познавательный интерес к литературному чтению.
VII. Результаты апробации представленной разработки.
Для выявления результативности методической разработки программы по литературному чтению проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса , проведена проверка техники чтения.
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса я использовала метод анкетирования.
Цель – выявить уровень сформированности познавательного интереса.
Анкета содержит следующие вопросы:
1.Какой твой самый любимый предмет в школе?
2. Ты любишь читать?
3. Ты ходишь в библиотеку?
4.Ты любишь сочинять?
5.Нравиться, как учитель проводит урок литературного чтения?
6. У тебя хорошие отношения с учителем?
7. Тебе нравиться выполнять творческие задания?
Обработка результатов анкеты:
При заполнении анкеты каждый положительный ответ оценивается в один балл, а отрицательный - 0 баллов. Подсчитывается общее колличество баллов и находится процент по формуле:
кол-во баллов / кол-во вопросов х 100% = уровень познавательного
интереса
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. (30% -49%)
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. (50% -74%)
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении
результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.(75% - 100%)

Проанализировав анкету, я получила следующие результаты:


VIII. Заключение.
Проведенный анализ теоретических источников, данные диагностического исследования, обобщение полученных результатов по использованию заданий и упражнений творческого характера, позволяет сделать следующие выводы:
- у многих обучающихся появилось положительное отношение к заданиям творческого характера;
- дети научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и переживать, представлять картины, нарисованные автором, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;
-при выполнения творческих работ, обучающиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал необходимый для последующей творческой работы, представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшее представление;
- у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
- после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у школьников повысился интерес к чтению, дети чаще стали посещать библиотеку.
Таким образом, применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
IX. Литература.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968
Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000
Волков И.П. Много ли в школе талантов? - М., 1989.
Выговский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с.
Глоцер В.И. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве. - М., 1964.
Дубровина, И.В. Психология И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000
Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - С.- П., 1996.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Академия, 2000
Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность .- М.: ИПП, Воронеж, 1997.
Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса четырёхлетней начальной школы. - М., 2002.
Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа - 2001.- № 5.
Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, при -кладная [Текст] - М.: Наука, 1990.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.
Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников, М., 1982.
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.
Скакулина Н.П. Творчество и фантазия - М.: Просвещение, 1980.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1979.
Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32.
Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников - М.: Просвещение, 1990.
Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника - М.: Просвещение, 1974.
Ресурсы интернета
http://festival.1september.ru/articles/550429/
http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/ .
http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200203617
http://psylesson.ru/nachalnaya_shkola.
http://portfolio.1september.ru/
http://www.niro.nnov.ruhttp://www.uchpotal.ru