Доклад по воспитательной работе на тему Профилактическая работа по негативному влиянию компьютерной зависимости.docx
Доклад на тему:
«СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛОВУШКА ВЕКА»- 1 СЛАЙД
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР- 2 СЛАЙД
Проблема дня: каким образом снизить негативное влияние компьютерных игр на развитие подростка?- 3 слайд
Цель: выявить специфику профилактической работы по снижению негативного влияния компьютерных игр на развитие подростков. – 3 слайд
Задача:
разработать комплекс мероприятий по снижению негативного влияния компьютерных игр на подростков; - 4 слайд
5 слайд
Еще 10 – 12 лет назад родители, беззаботно уступая просьбам своих чад, приобретали игровые приставки или даже компьютеры и наивно полагали, что они приобщают детей к благам цивилизации, развивают его интеллектуальные способности, то сегодня подавляющее большинство жалоб в психологической консультации связаны с чрезмерным увлечением компьютером. Кибермания растет с пугающей быстротой и приобретает характер своего рода эпидемии.- 6 слайд
В книге Медведевой и Шишовой «Ребенок и компьютер» приведено интервью с практическим психологом, руководителем психологической службы, в котором он свидетельствует о стремительном росте обращений родителей по поводу патологического пристрастия детей и подростков к компьютерам. Он даже жалуется , что его профессия – практического психолога стала менее творческой, а он превращается в автомат. Входит один человек, другой, третий и все говорят одно и то же:
«Был хороший мальчик, Купили на свою голову компьютер – и началось. Учиться прекратил, грубит, хамит, дерется, стал неуправляем. Мы не знаем, что делать» - 7 слайд
Родителей все больше волнует то, что увлечение компьютером начинает доминировать, вытесняя приобщение к культурным и эстетическим ценностям, художественной литературе и даже все естественные потребности, включая сон и принятие пищи, общение с друзьями. – 8 слайд
Распространенные ошибки родителей:
Сначала попустительское отношение родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка, или используют компьютерные игры в качестве поощрения ( например, за хорошие оценки в школе)- 9 слайд
Позднее, когда постепенно и незаметно утрачивается контроль над ситуацией, родители впадают в растерянность и признаются в своем бессилии перед зависимым поведением ребенка – 10 слайд
Термин «компьютерная зависимость»
определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени
за компьютером. – 11 слайд
Для того, чтобы у взрослых возникла сильная мотивация борьбы с этой страстью (и у себя и у детей), важно осознать глубокие корни и понять психологические и духовные причины возникновения патологической зависимости. – 12 слайд
Самый распространенный барьер и препятствие – это косность мышления и стереотипность взглядов как родителей, так и многих учеников. Чаще всего можно слышать, что компьютер – это жизненная необходимость, что все играют, что ребенка невозможно отлучить (оттащить) от компьютера. Все разговоры в данном случае сводятся к сомнениям и затруднениям в реализации профилактики кибераддикции.
Но если родители с помощью просвещения и самостоятельного изучения проблемы убеждаются в том, что компьютер при определенных условиях таит смертельную опасность, то постепенно находится и готовность и решимость решать проблему и преодолевать все затруднения.
· Падение познавательных и социальных интересов
Причины возникновения компьютерной зависимости – 13 слайд
Отсутствие навыков самоконтроля и контроля со стороны взрослых
Неумение самостоятельно организовывать свое свободное время, досуг
Неумение ребёнка решать простейшие жизненные задачи
Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми
Отсутствие личного пространства у ребенка
Незнание правил работы за компьютером
Низкая самооценка ребёнка
Подражание, уход из мира реальности вслед за друзьями
Симптомы компьютерной зависимости: - 14 слайд
Не может контролировать своё пребывание за компьютером
Занимаясь другими делами, думает и говорит об Интернете, компьютерных играх
Начались проблемы с учёбой, в общении
Отрыв от компьютера воспринимает агрессивно, поломка приводит в ужас
Покраснение глаз, бледность, раздражительность
Пренебрежение потребностями организма
От сюда
Агрессия - 15 слайд
Утомление – 16 слайд
Обесценивание всего живого, включая себя самого – 17 слайд
Стадии компьютерной зависимости – 18 слайд
стадия увлечения на фоне освоения – 19 слайд
стадия возможной зависимости- 20слайд
стадия выраженной зависимости – 21 слайд
стадия привязанности- 22 слайд
Возможна ли реабилитация?
- Не только возможна, но и необходима.
Важно понимать, как предупредить эти негативные факторы влияния
· Осознание того, что преодоление уже сформировавшейся компьютерной зависимости – это длительный процесс, требующий труда, работы души и терпения, который становится испытанием для всей семьи.
Рассмотрим эту проблему более широко
-919518379057Норберт Винер- 23 слайд
0Норберт Винер- 23 слайд
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии.
«Мы изменили свое
окружение так радикально,
что теперь должны
изменить себя, чтобы
жить в этом окружении»
- Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.- 24 слайд
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
-а также внедрение компьютеров в школах – 25 слайд
Принципы профилактики игровой компьютерной зависимости – 26 слайд
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Одна из главных целей работы с подростками состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, был информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм.
выделяют следующие методы работы: - 27 слайд
- информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков);
- метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью);
- конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов психологами и социальными педагогами школ игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)
- Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее.
- Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера – это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.- Задача родителей и педагогов – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Слайды – 29-33
- Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.
- Нельзя допустить – слайд 34,35,36
НУЖНА
- Совместная работа школы и родителей – СЛАЙД 37
Родительские лектории
Тематические родительские собрания
Классные часы
Рекомендации и обучение правильной работы за компьютером на уроках информатики
Анкетирование с целью выявления
- Необходимо знать правила и технику безопасности при работе с компьютером- слайд 38-39
Нужно отметить значимость технологий занятости. – слайд 40.
Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире.
Клубная работа —
спортивные секции,
художественные кружки,
дополнительное образование,
факультативы;
кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество
заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка.
Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.
- Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.
Социально-психологическая служба школы:
Слайд 41-42
1) Индивидуальные консультации: делятся в свою очередь на информационные, консультации психологов и социальных педагогов, информационно-медицинские, включающие в себя и непосредственный вопрос к специалисту, и получение информации.
2) Групповые занятия (работа с целевой группой).
Массовые мероприятия также необходимы в реализации программы по профилактической работе. Во-первых, это возможность охватить большое количество молодежи, а во-вторых, используя в сценарии привычные для данной целевой группы формы (вечера, дискотеки), можно сделать идею профилактической работы сверхценной.
Результатами проделанной работы должны стать:
43 слайд
Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
Слайд- 44, 45
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!