Конспект урока Повторение и обобщение изученного по теме Причастие 7 класс
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Цели урока:
систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложение с причастием и причастным оборотом, употреблять причастие в речи.
Ребята, мы сегодня занимаемся повторением изученного по теме «Причастие». Мы вспомним морфологические признаки причастия, орфограммы по данной теме, будем тренироваться правильно употреблять причастия в речи, и, если что-то осталось непонятым, вы сегодня у меня обязательно спросите. Напоминаю некоторые правила работы: тот, кто хочет ответить, обязательно поднимает руку, ответы не выкрикивает. Отвечаем по одному, друг друга слушаем, не перебиваем.
Нами изучена новая часть речи. Мы с вами говорили о том, что каждая часть речи стоит на трех китах. Как зовут этих китов?
Кит первый. Общее грамматическое значение.
Кит второй. Морфологические признаки. Постоянные и непостоянные.
Кит третий. Синтаксическая функция.
Что обозначает причастие? Каково его общее грамматическое значение?
1. Проявляющийся во времени признак предмета по действию. Отвечает на вопрос какой?
2. Чтобы вспомнить морфологические признаки причастия, решим три тестовых задания.
К постоянным признакам причастия относятся:
А. действительное или страдательное, время, вид
Б. действительное или страдательное, время, род.
В. действительное или страдательное, число, род.
Г. полное или краткое, время, вид.
У глагола время – это постоянный признак или непостоянный?
Падеж не может быть определен только у
А. полных страдательных причастий
Б. кратких страдательных причастий
В. действительных причастий
Г. причастий прошедшего времени
В какой строчке постоянные и непостоянные признаки причастия указаны правильно? Дремлющий в коляске ребенок.
А. страдательное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Б. действительное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
В. Действительное, прош. времени, несоверш. в., И.п., м.р., мн.ч.
Г. Действительное, наст. времени, соверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Итак, ещё раз назовем постоянные признаки причастия.
Действительное или страдательное, вид, время (настоящее или прош.).
К непостоянным признакам причастия относятся: полное или краткое, число, род (в ед.ч.), падеж (у полных причастий).
3. Синтаксическая роль – обычно причастие выступает в роли определения, реже - в роли сказуемого.
Работа над орфографией.
Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ-(-ющ-), -ащ-ящ-? В суффиксах –ем-, -им-?
В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких – е? (буквы а и я пишутся перед одной или двумя буквами н в причастиях, образованных от глаголов на –ать или –ять; буква е пишется перед одной или двумя буквами н в причастиях, образованных от глаголов на –ить или –еть (суф. –нн-)).
Приведите по 4 примера на данные правила, выделите суффиксы причастий. Можно использовать слова из домашнего упражнения. Два человека работают у доски. Все подробно объясняют.
Задание. Раскройте скобки, объясните устно написание н и нн в причастиях и прилагательных.
запачка(н,нн)ые (полное страдат. Прич. Прош. вр.), печё(н, нн)ый (пирог) (отглаг. Прилаг., т.к. нет завис. Слов. От глаг. Нес. В. печь), топлё(н, нн)ое (молоко),
испечё(н, нн)ый, краше(н,нн)ый (ими пол) – прич., так как есть завис. слово,
измуче(н, нн)ы (долгой дорогой) – прич. В кратк. Форме, поэтому пишем одно н, плетё(н, нн)ый (частокол), купле(н, нн)ый (билет),
раненый боец, ране(н, нн)ый (пулей боец), решё(н, нн)ый (вопрос).
Один ученик работает у доски.
(дать карточки).
Мы вспомнили, что в кратких страд. прич. Пишется н, а в кратких прилагательных сохраняется написание нн. Поэтому важно уметь их различать.
В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко дворцу и возвышены. (причастие, можно заменить на глагол).
Идеалы и стремления декабристов были возвышенны (можно заменить на прилаг.-синоним - прекрасны).
Вам всегда везет, вы, по-видимому, избалованы судьбой. – При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны.
Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы. – Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны.
Теперь вспомним правило написания не с причастиями.
Не-не-не, только не это правило!
Давайте восстановим алгоритм рассуждения.
ЭТО Что это за часть речи?
Если это существительное, прилагательное или наречие на –о, -е, пройдем тир ступеньки:
Если это – причастие, пройдем 4 ступеньки:
Убрать не. Если убрать нельзя, то пишем слитно (неряха, небрежный, нелепо). Если убрать не можно, то идем на вторую ступеньку.
Есть ли противопоставление с союзом а или слова далеко не, вовсе не, отнюдь не? Если есть, пишем раздельно (не дерево, а куст; вовсе не высоко). Если таких слов или противопоставления нет, то идем на 3-ю ступеньку.
Найти синоним без не (объяснить данное слово по-другому). Если это возможно, то пишем слитно (неправда=ложь).
Если синонима нет, то пишем раздельно (не красное платье).
Найти зависимое слово (есть ли в предложении причастный оборот?). Если есть, то пишем раздельно (не распечатанное никем письмо). Если нет, идем на 4-ю ступеньку.
Это – краткое причастие? Если да, то пишем раздельно (не выкрашен), если нет, то слитно (невысказанный).
Если это – глагол
Пишем раздельно (не ходил, не глядя). Исключения составляют лишь те глаголы, которые никогда не пишутся раздельно с не (невзлюбить).
Записываем под диктовку словосочетания, затем объясняем написание не с причастиями по цепочке.
Не проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь; неисчерпаемые богатства; невоспитанный человек (без зависимых слов, это прилагательное, обозначает признак предмета, можно заменить на прилаг.-синоним грубый); неотправленное письмо; никем не нарушаемая тишина; не замеченная учеником ошибка; палата не проветрена; нераскрывшийся цветок; рожь не сжата; ещё не обжитое место; дичь, не пойманная в ловушку; не прочитанная, а просмотренная работа.
Поговорим о сфере употребления причастий. Правила употребления причастий.
В разговорной или письменной речи больше всего употребляется причастие?
В разговорной речи, которая имеет тенденцию экономии речевых усилий, мы избегаем употребления длинных и труднопроизносимых причастий. Ещё Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
В данном ниже тексте замените «вялые обороты» который + глагол «выразительными» причастиями. У вас получится отрывок из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Запишите преобразованный текст, сохраняя знаки препинания.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, скалы, которые обвешал зеленый плющ и увенчали купы чинар, желтые обрывы, которые исчертили промоины, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, которая шумно вырывается из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.
Назовите причастные обороты, объясните постановку знаков препинания, подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения (повторение темы причастный оборот, знаки препинания при нем).
Почему не стоит злоупотреблять причастиями в тексте? Стоит избегать причастий с неблагозвучными шипящими, потому что, как говорил Максим Горький, в таком случае создается впечатление, что по тексту ползают вши.
Такое задание: в данном предложении исправьте речевую ошибку.
Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте (ошибка – вместо страдательного причастия употреблено действительное) – омываемая.
Орфоэпический диктант (если не успеваем, дать на дом). Расставьте ударение в выделенных словах.
Я сегодня занята.
Место занято.
Мы сегодня заняты.
Все подняты по тревоге.
Сообщение передано.
Вещь передана мне.
Задача мною понята.
(Краткие причастия, как и глаголы в прошедшем времени, подчиняются правилу: средний род и мн. число проверяются по мужскому роду, а в женском роде ударение переходит на конец слова).
Вогнанный, подогнутый, согнутый, понятый, привранный; поделенный-поделен-поделена-поделены; приговоренный-приговорен-приговорена-приговорены.
Подведение итогов. Мы повторили изученное по теме «Причастие», надеюсь, контрольный диктант по теме не вызовет у вас затруднений. Оценки.
Домашнее задание. Орфоэпический диктант? Упр. 158. Приведите примеры предложений с причастными оборотами из произведений Пушкина (упр. 82, 110). Подберите собственные примеры из прозаических произведений Пушкина. Обозначьте границы причастного оборота. Сделайте морфологический разбор 1 из причастий на выбор.
1. К постоянным признакам причастия относятся:
А. действительное или страдательное, время, вид
Б. действительное или страдательное, время, род.
В. действительное или страдательное, число, род.
Г. полное или краткое, время, вид.
У глагола время – это постоянный признак или непостоянный?
Падеж не может быть определен только у
А. полных страдательных причастий
Б. кратких страдательных причастий
В. действительных причастий
Г. причастий прошедшего времени
В какой строчке постоянные и непостоянные признаки причастия указаны правильно? Дремлющий в коляске ребенок.
А. страдательное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Б. действительное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
В. Действительное, прош. времени, несоверш. в., И.п., м.р., мн.ч.
Г. Действительное, наст. времени, соверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Задание. Раскройте скобки, объясните устно написание н и нн в причастиях и прилагательных.
Запачка(н,нн)ые, печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), испечё(н, нн)ый, краше(н,нн)ый (ими пол), измуче(н, нн)ы (долгой дорогой), плетё(н, нн)ый (частокол), купле(н, нн)ый (билет), раненый боец, ране(н, нн)ый (пулей боец), решё(н, нн)ый (вопрос).
Запишите преобразованный текст, сохраняя знаки препинания.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, скалы, которые обвешал зеленый плющ и увенчали купы чинар, желтые обрывы, которые исчертили промоины, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, которая шумно вырывается из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.
В данном предложении исправьте речевую ошибку.
Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте (ошибка – вместо страдательного причастия употреблено действительное) – омываемая.
Расставьте ударение в выделенных словах.
Вогнанный, подогнутый, согнутый, понятый, привранный; поделенный-поделен-поделена-поделены; приговоренный-приговорен-приговорена-приговорены.
Я сегодня занята.
Место занято.
Мы сегодня заняты.
Все подняты по тревоге.
Сообщение передано.
Вещь передана мне.
Задача мною понята.
1. К постоянным признакам причастия относятся:
А. действительное или страдательное, время, вид
Б. действительное или страдательное, время, род.
В. действительное или страдательное, число, род.
Г. полное или краткое, время, вид.
У глагола время – это постоянный признак или непостоянный?
Падеж не может быть определен только у
А. полных страдательных причастий
Б. кратких страдательных причастий
В. действительных причастий
Г. причастий прошедшего времени
В какой строчке постоянные и непостоянные признаки причастия указаны правильно? Дремлющий в коляске ребенок.
А. страдательное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Б. действительное, наст. времени, несоверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
В. Действительное, прош. времени, несоверш. в., И.п., м.р., мн.ч.
Г. Действительное, наст. времени, соверш. в., И.п., м.р., ед.ч.
Задание. Раскройте скобки, объясните устно написание н и нн в причастиях и прилагательных.
Запачка(н,нн)ые, печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), испечё(н, нн)ый, краше(н,нн)ый (ими пол), измуче(н, нн)ы (долгой дорогой), плетё(н, нн)ый (частокол), купле(н, нн)ый (билет), раненый боец, ране(н, нн)ый (пулей боец), решё(н, нн)ый (вопрос).
Запишите преобразованный текст, сохраняя знаки препинания.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, скалы, которые обвешал зеленый плющ и увенчали купы чинар, желтые обрывы, которые исчертили промоины, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, которая шумно вырывается из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.
В данном предложении исправьте речевую ошибку.
Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте (ошибка – вместо страдательного причастия употреблено действительное) – омываемая.
Расставьте ударение в выделенных словах.
Я сегодня занята.
Вогнанный, подогнутый, согнутый, понятый, привранный; поделенный-поделен-поделена-поделены; приговоренный-приговорен-приговорена-приговорены.
Место занято.
Мы сегодня заняты.
Все подняты по тревоге.
Сообщение передано.
Вещь передана мне.
Задача мною понята.
13PAGE 15
13PAGE 14115