Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Московское время»
Технологическая карта пробного урока окружающего мира (история)
Дата: 1.12.15
Класс: 4 «Г»
Тема урока «Московское время»
Цель Познакомить с часовыми поясами России, историей часов на протяжении жизни человечества.
Задачи Образовательные: познакомить с понятием «местное время», «Московское время», «часовой пояс», формировать представления обучающихся о часовых поясах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету «окружающий мир», способствовать развитию памяти, расширения кругозора, мышления, сформировать умение решать практические задачи по определению местного времени на основе знания московского времени;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории возникновения часов, творческой активности на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
-Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции;
-Развивают устную речь, логическое мышление;
-Учатся высказывать свою точку зрения;
-Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;
-Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-Формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;
-Осознанно выполнять заданные правила взаимодействия.
Формируемые УУД:
-Личностные: Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира;
-Регулятивные: Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану; Различать способ и результат действия. Выполнять задание по образцу; Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном; Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;
-Коммуникативные: Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия; Оформлять свои мысли в устной форме;
-Познавательные: Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему; Находить в тексте ответ на поставленный вопрос; Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;
Основные понятия Часовой пояс, время, местное и Московское время
Межпредметные связи Литературное чтение, русский язык, математика
Оборудование Презентация, карточки.
Литература, интернет-ресурсыhttp://www.gmt.su/city-time/city
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) Деятельность учителя
Задания для учащихся Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Организация класса на работу
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке Здравствуйте, ребята!
-Рада приветствовать Вас на уроке окружающего мира! Проверьте, пожалуйста, глазками – всё ли готово к уроку. Садитесь.
- Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас всё получится.
Приветствуют
учителя.
Готовятся и настраиваются на урок.
.
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, Коммуникативные:
Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы. - Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный и важный урок.
Для того чтобы узнать тему урока послушайте стихотворение:
Что летит быстрее мыслиИ не имеет ни начала, ни конца?
Идёт, а без ног,Летит, а без крыльев,Не догнать, не остановить.
Мы идём, идём, идёмДень за днём, день за днём.Мы идём уже лет двести,Но всегда стоит на месте.
Молодцы! Тема нашего урока: «Московское время».
-Какую цель мы поставим на начало урока?
М.О. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое время, от куда оно взялось, как его можно измерять и с помощью чего, что значит Московское время и что такое часовые пояса. Выдвигают предположения
о теме урока.
Слушают загадки.
Формулируют тему урока и его цель. Развивают устную речь, логическое мышление;
Учатся высказывать свою точку зрения.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему;
Личностные:
Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
III. Изучение нового материала
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала.
Сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию. Что такое время?
Время — это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.
-А в каких единицах измеряется время?
Основные единицы измерения времени: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, век (столетие).
Так же для измерения времени используют такие единицы, как квартал (три месяца) и полугодие (шесть месяцев).
-С помощью чего мы можем измерить время?
Для измерения времени используют часы, секундомеры.
-А всегда ли были часы и секундомеры в жизни людей? Как раньше люди узнавали время?
Путешествие о создании часов и времени в жизни человечества.
-А сейчас мы отправимся в путешествие в прошлое и познакомимся с тем как самые древние люди измеряли время.
-Как вы думаете, с помощью чего древние люди измеряли время?
М.О. Первые примитивные понятия для измерения времени (сутки, утро, день, полдень, вечер, ночь) древним людям подсознательно подсказала регулярная смена времени года, смена дня и ночи, перемещение Солнца и Луны по небесному своду.
Древние люди наблюдали за природой, сутками, сменой дня и ночи.
Длительный период люди подсчитывали количество истекших или предстоящих суток.
-Как вы думаете, как они могли считать время?
М.О. Приспособлениями для отсчета времени были ремешок с узелками и дощечка с зарубками. Ежесуточно делая зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней; развязывая каждый день по узелку, можно было определить число оставшихся суток до какого-либо ожидаемого события.
-А как вы думаете, можно узнать время если посмотреть на Солнце?
М.О. В древнее время люди по Солнцу, чтобы узнать время.
Именно движение солнца легло в основу солнечных часов, которые появились примерно 5,5 тысяч лет назад.
-А как работают эти часы? Что догадался?
М.О. Принцип действия солнечных часов основан на движении тени, отбрасываемой неподвижным ориентиром в течение дня.
Солнечные часы состоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.
По таким часам можно было определить время с точностью до часа.
-А люди всегда могли пользоваться этими часами?
М.О. Конечно, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток. Основным недостатком солнечных часов была абсолютная бесполезность в пасмурный день или в ночное время.
Попытки измерения ночного времени привели к созданию огненных часов.
Огненные часы
Огненные (огневые) часы измеряли время по количеству масла сгоревшего в лампе, или воска в свече. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча.
На вопрос: - «Который час?» следовал ответ: - «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Такие часы были дешевы и удобны, но неточны. Именно в эти годы был впервые изобретен будильник. Естественно он был огненным.
-Как вы думаете, почему они показывали не точное время?
М.О. Точность их показаний была низка из-за различной скорости выгорания масла и воска у разных ламп и свечей.
Водяные часы
На смену солнечным и огненным часам 2500 лет назад пришли водяные часы. Они были более точны и совершенны. Эти часы надежно работали и днем и ночью. Устройство их было простым: сосуд с отверстием в днище и делением на стенках, по которым можно следить за падением уровня воды.
Сосуд изготавливался, как правило, из металла, глины или стекла, наполнялся водой, которая медленно, по капле, вытекала, понижая уровень воды, а деления на сосуде определяли который час.
Водяные часы быстро стали популярны. Их использовали как в домашнем быту, так и в войсках, правительственных учреждениях, школах. Они были на ипподромах, стадионах и судебных учреждениях.
Песочные часы
Работа песочных часов основана на пересыпании точно откалиброванного речного песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие, в одну песчинку в одинаковые промежутки времени, принцип работы идентичен водяным часам но из сосуда в сосуд бежит не вода а песок.
Механические башенные часы
Башенные часы
Механические часы, по своему устройству напоминающие современные, появились в 14 веке.
Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов.
Точность хода подобных часов со шпиндельным регулятором была низка, а суточная погрешность превышала 60 минут.
Семнадцатый век был веком стремительного развития часового искусства.
Часы карманные
С момента появления, карманные часы стали предметом роскоши, а их оформление изощренным. Корпуса изготавливали в виде животных и различных геометрических фигур, а для украшения циферблата стали применять эмаль. Именно в то время циферблат карманных часов был накрыт стеклом впервые.
Часы настенные
Часы продолжают удивлять и радовать своих хозяев уникальными качествами и функциями, а также оригинальным дизайном. Любой человек сегодня может узнать время с точностью до секунды.
-Что нового вы узнали для себя из нашей виртуальной экскурсии?
-Сколько у нас сейчас время?
-А вы знаете, сколько времени сейчас в Москве?
=Сколько разница во времени?
-Как вы думаете, почему у нас разное время?
-Что вы знаете о вращении Земли вокруг своей оси?
М.О.Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.
-За какое время оно совершает полный оборот? (за 24 часа)
-Солнце сразу освещает полностью всю поверхность Земли? (нет, оно освещает только одну часть там день, а в другой части ночь)
-Какой вывод мы можем сделать?
М.О.В повседневной жизни мы пользуемся местным временем своего населенного пункта, потому в устной речи не принято сосредотачивать внимание на этом моменте.
Наша планета непрерывно вращается вокруг своей оси. При этом она подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. А раз так, то в одно и то же время одна часть Земли бывает освещена, а другая находится в тени. Там, где светло, день, а где темно –ночь.
-На Земле кроме смены года, идёт непрерывная смена времени.
Формирование часовых поясов
-Люди пришли к мнению что нужно разделить Землю на часовые пояса.
-Как вы думаете, на сколько поясов они её разделили? (24 часовых пояса)
Перед вами карта часовых поясов всего земного шара.
Часовые пояса России.
-А сейчас подробнее рассмотрим часовые пояса нашей страны.
Территория России по имеет протяженность примерно 11 часов.
Работа с картой.
Посмотрите внимательно на карту.
В каждом часовом поясе поясное время одинаковое и отличается ровно на час от времени соседнего пояса. Наша планета вращается с запада на восток.
-Сколько часовых поясов в нашей стране?
-Смотря на карту скажите, сколько часов в Кемерово, если в Москве 11.00. (15.00)
-Разница с Москвой сколько часов? (4 часа)
-В каком часовом поясе, в каком городе раньше всего начинается день?
-В каком городе быстрее всего наступит новый год?
-А какой город будет самым последним, где наступит новый год?
До 2014 года разница с Москвой и нашей Областью была в 3 часа.
-Наша область находится в Красноярском часовом поясе. Отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с понятием время.
Слушают учителя.
Узнают новое,
Отвечают на вопросы учителя,
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Вспоминают пройденное
На уроках окружающего мира
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Учатся различать, узнавать изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств, проводить простейшую классификацию изученных объектов.
Познавательные:
Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.
Регулятивные:
Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану.
Различать способ и результат действия.
Личностные:
Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира;
Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном.
Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;
IV. Закрепление нового материала
-А теперь закрепим изученный материал, проведем викторину, кто будет активно работать получит хорошую оценку.
Викторина
1. В каких единицах измеряется время?
А) секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, век
Б) часы, секунды
В) в солнечных единицах.
2. С помощью чего древние люди узнавали время?
А) с помощью водяных часов
Б) наблюдали за сменой суток
В) с помощью карманных часов
3. Какие часы представлены на картинке?
А) Водяные
Б) Песочные
В) Солнечные
4.Сколько часовых поясов на Земле?
А) 10
Б) 7
В) 24
5. Сколько часовых поясов в России?
А)10
Б)11
В)5
6. Сколько часов разница с Москвой у города Кемерово?
А) 2 часа
Б) 3 часа
В) 4 часа
7. К какому часового поясу относится Кемеровская область?
А) Томский пояс
Б) Красноярский пояс
В) Московский пояс
8. Если в Москве 7:00 утра, то в Кемерово:
А) 8:00
Б) 11:00
В) 12:00
-Молодцы! Вы замечательно поработали! Выполняют задание на закрепление материала.
Обобщают делают вывод по проблеме.
Учащиеся читают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы учителя; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
Формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
V. Подведение итогов урока
Обобщить и закрепить полученные школьниками знания.
Оценить учащихся.
-Что нового вы для себя открыли сегодня?
-Что удивило вас?
-Что понравилось больше всего?
Оцените свою работу:
-Я узнал(а)…
-Для меня было интересно…
-Мне было легко….
-Мне было трудно…
Оценивание учащихся.
- Спасибо за продуктивный урок. До свидания! Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания урока своей работы на уроке, формулируют выводы,
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия. Коммуникативные:
Учатся оформлять свои мысли в устной форме:
Регулятивные:
Адекватно оценивать свои возможности, учебную задачу;