Выступление на методическом объединении Профилактика деввиантного поведения. Обмен опытом


Выступление на МО классных руководителей и воспитателей школы-интерната №67.
Я, как классный руководитель, на классных часах и в индивидуальных беседах с обучающимися и их родителями прикладываю усилия, чтобы помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников и направить их деятельность в положительное русло. Рекомендую секции и кружки, приходиться проводить индивидуальные беседы и даже читать лекции на морально-нравственные темы.
А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности? Опыт работы с детьми ОВЗ показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей школьной жизни испытывают различные эмоциональные переживания, которые наполняют их отношения или "переполняют через край". Важно отметить то, что среди чувств и переживаний часто встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и прочий негатив. Иногда трудно определить, где они дурачатся, а где агрессивны; когда шутят, а когда раздражительны; или они "прикалываются", а может просто чем-то недовольны.
Был у меня такой ученик - Сабанин Д. Форма его поведения по классификации девиантного поведения - асоциальная. Асоциальное поведение –уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
побеги из дому;
систематические пропуски в школе;
агрессивное поведение;
ложь
вымогательство;
настенные надписи и рисунки непристойного характера;
ненормативная лексика
И еще можно добавить вредные привычки. У ученика неблагополучная семья (мать воспитывает детей одна, живут у ее матери, условия плохие). Но с мамой можно вести диалог. Так как Дима много прогуливал, я делала упор на то, что основную школу он не закончит, и мама будет за это отвечать. А когда он совершил кражу, я ходила к следователю и была на суде. Моя позиция была такой: мальчику необходимо закончить школу, для этого ему нужны особые уже условия (ограничительного характера), которые мама обеспечить не может. Мама приняла мою сторону. Судья вынес правильное решение, рекомендовав ему другую школу. Сейчас Дима считает, что это было правильное решение. И хочу сказать, чтобы получить такой результат мне понадобилось супер-терпение и спокойствие. Ученик чувствовал сразу мое раздражение и контакта не было. Школу он закончит, но как сложится его дальнейшая судьба - большой вопрос? Можно сказать так, кратковременная коррекция девиантного поведения.
Даниил - очень тяжелый был случай. Сейчас он в детском доме в Киришах. И изменился в лучшую сторону. Будет поступать в училище в этом году, выбрал профессию сварщика.
Проблемы: неблагополучная семья, мать лишали родительских прав (алкоголизм). Умерла. Ему оказывает внимание и поддержку бывший муж матери (отчим Данила). Вытащили его с жуткого дна и если, как говорит его отчим он изменился, то профессию он получит и основную школу он закончит. Он приезжал 1 сентября, мне тоже показалось, что он повзрослел. Хочется надеяться, что при поддержке отчима, он будет работать.
А самый сложный случай - это Бойцова Ксения. Много повидавшая девочка, никому не доверяет, на контакт практически не идет, а если и идет только из корыстных побуждений. Девочки с "бойцовским характером" там, где это не нужно, но совсем беззащитны перед вредными привычками и личной жизнью. Как это откорректировать??? Может уже и поздно....
Возникает вопрос: «Как создать нормальную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала и социальной. Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на мой взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, т.е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.
Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
В нашей школе в начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирование, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.