Выступление на тему: Формирование нравственного и духовного здоровья как профилактика девиантного поведения подростков


Формирование нравственного и духовного здоровья
как профилактика девиантного поведения подростков
Девиантным принято называть нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение (от латин. «deviatio» - отклонение, уклонение). Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:1) делинквентное (от латин. «delinquens» — правонарушитель, преступник) поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;2) аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);3) скрытые формы неблагополучия, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами: 
социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков; 
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников; 
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; 
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; 
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные. 
Вывод: значит, в происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как подросток проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье. Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе.  
Существует множество способов профилактики девиантного поведения подростков, но одним из главных методов профилактики девиантного поведения является формирование нравственного и духовного здоровья.
Духовное здоровье  - это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человека как естественная нравственность. Духовное здоровье включает в себя социальное развитие – освоение культуры, развитие познания и самопознания, способности к возрастанию гражданской, национальной, религиозной и профессиональной ответственности. На этой основе произрастает политическое, религиозное, идеологическое и культурное самоопределение личности.
Проблема духовно-нравственного здоровья сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. СМИ становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность – это проблема обретения смысла. Духовность – показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.  Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Образование без воспитания К.Д. Ушинский сравнивал с безголовым уродом и обоснованно утверждал, что надлежащим подходом «можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке». Каждый учебный предмет должен по-своему с присущей ему спецификой реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека.
Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Особенно подростки переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры подростка.  
       Найти ответы на свои вопросы подростки могут   в   художественном произведении, ведь  в процессе восприятия художественного текста ученик усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
На уроках литературы стремимся  научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем  систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.
Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать в себе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы подросткам помогают ответить герои литературных произведений.
Информационное пространство, в котором зачастую в одиночестве оказывается  подросток, насыщая ум ребёнка, эмоционально заряжая его, в меньшей степени затрагивает духовный  мир. Родители современного школьника занимаются чаще всего  зарабатыванием денег, не думая  подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и  жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего.
И формировать, взращивать детскую душу помогают такие произведения, как стихотворения в прозе Н.А. Тургенева  «Два богача», «Воробей», рассказы Н.А. Носова, А.Платонова, В.П. Астафьева.
Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом  – одна из важнейших сторон нравственного воспитания.
Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом  и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе «Муму» И.С. Тургенева - это глаголы действия. Ведь именно эти глаголы и позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника Герасима. 
Внимательное прочтение текста и его анализ необходимы для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А потом прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Школьники, проникая в эмоциональный мир героев, выявляют авторское отношение к ним, а затем вырабатывают собственные оценки персонажей. А мы, учителя-словесники, объединяем задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.   
Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть  сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.
Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. И для этого мы даем такие задания, как написание письма герою или автору произведения, с тем, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. 
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет.  Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
Всегда помните совет Святого праведного Иоанна Кронштадского:  «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце. На сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Басова Лидия Николаевна,
учитель русского языка и литературы