Интегрированный урок чтения и музыки Детский альбом П. И. Чайковского

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6
Амвросиевского районного совета Донецкой области









Интегрированный урок
чтения и музыки
(3 класс)




Разработали: учитель- методист
высшей категории
Амвросиевской ОШ I-III ступеней № 6
Струкова В.Э.
учитель музыки высшей категории
Амвросиевской ОШ I-III ступеней № 6
Данильченко С. А.






Тема. «Детский альбом П. И. Чайковского».

Цель: познакомить учащихся со статьёй Е. Горской «Детский
альбом П. И. Чайковского»; развивать навыки вырази-
тельного, осознанного чтения; умения анализировать
музыкальные произведения; развивать воображение,
память, связную речь учащихся; воспитывать интерес
к музыке.

Оборудование: портрет П. И. Чайковского, грамзапись «Детского аль-
бома» П. И. Чайковского.

Ход урока
I. Оргмомент. Музыкальное приветствие.
Девиз урока:
Музыку можно понять только сердцем.


II. Проверка домашнего задания.
Тестирование по рассказу С. Козлова «Ёжикина скрипка».
1.На каком музыкальном инструменте хотел научиться играть Ёжик?
а) на баяне б) на скрипке в) на гитаре
2. Куда уселся Ёжик, чтобы заиграть на скрипке?
а) на пенёк б) под берёзу в) на крыльцо
3. Какую мелодию хотел придумать Ёжик?
а) чтоб пошёл дождь, и сверкнула молния
б) чтоб посыпались снежинки и заблестели на солнце
в) чтоб шумела сосна, падали шишки, и дул ветер
4.На что были похожи первые звуки скрипки?
а) на кваканье лягушки б) на жужжание пчелы
в) на писк комара
5.Как называлось первое произведение Ёжика?
а) «Ночь» б) «Полдень» в) «Утро»
6.Из какого дерева была изготовлена скрипка?
а) из сосны б) из дуба в) из рябины
Взаимопроверка тестирования.

III. Мотивация учебной деятельности.
Беседа.
-Ребята, нравится ли вам слушать музыку? Какую музыку вы любите слушать?
-Какие чувства вызывает у вас музыка? Влияет ли музыка на ваше настроение?
-Какие ассоциации у вас возникают со словом музыка ?




МУЗЫКА





IV. Сообщение темы и задач урока.
Мы познакомимся с музыкальными пьесами великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, а также прочитаем текст Елены Горской «Детский альбом» П. И. Чайковского и узнаем много нового о творчестве знаменитого композитора.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
Есть у поэта Алексея Константиновича Толстого такие строки:
« Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора»
Эти строки посвящены Украине. Лучезарный край – так назвал её П. И. Чайковский. Музыка Чайковского, рождённая большей частью из народных мелодий, необычайно красива и напевна. Она то тёплая и задушевная, то печальная, то светлая и радостная, и любят её не только у нас на Украине, а и за её пределами. Музыку Петра Ильича с восторгом встречают в театрах и концертных залах Европы.
«Не найти гениальней и проще» - так поётся в «Песне о Чайковском», музыку которой написал Л. Иванов, а слова С. Широбоков.
(Учащиеся исполняют песню).
2.Сообщения детей о ярких моментах жизни и творчества Чайковского.
(Определённая группа детей заранее подбирает материал из разных источников информации).
3.Беседа.
-Кто такой Пётр Ильич Чайковский?
-Когда жил композитор?
-Где у кого часто гостил Петр Ильич?
-Как дети называли Чайковского?
-Что любил слушать композитор?
-Что начал сочинять он в Каменке?
-Для кого Чайковский написал «Детский Альбом»?
-Почему он решил создать альбом для ребят?
-Сколько пьес вошло в «Детский сборник»?
4.Знакомство с пьесами «Мама» и «Нянина сказка»
а) самостоятельное чтение отрывка статьи о пьесах;
б) беседа по содержанию:
-О каких пьесах из альбома вы прочитали?
-Какая мелодия в пьесе «Мама»?
-Что слышится в музыке «Няниной сказки»?
в) слушание музыки;
г) беседа после прослушивания:
-Какому образу соответствует музыка? (Докажите словами из статьи).

5.Знакомство с пьесами о природе.
Чтение «эстафетой» отрывка учебника;
Путешествуя по строкам этого абзаца статьи, вы представили себе картинки природы. Внимательно вслушайтесь в музыку и подберите соответствующую картинку природы (иллюстрации на доске).
(Звучит «Песня жаворонка»).
Обоснуйте свой выбор.

6.Физминутка.
Многие пьески альбома рассказывают о занятиях детворы – об играх, танцах, развлечениях.
Учащиеся исполняют попевки.

7. Характеристика пьес «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы».
а) самостоятельное чтение отрывка учебника о пьесах;
б) работа в парах:
-мальчики выбирают название пьесы, в которой передаётся игра для мальчиков;
-девочки выбирают название пьесы, в которой передаётся игра для девочек.
в) игра «Мимы».
Мальчики имитируют движения под музыку «Марша деревянных солдатиков», девочки под музыку «Болезнь куклы».
8. Знакомство с мелодиями других стран.
а) чтение за учителем;
б) беседа:
-Как появилась в «Детском альбоме» «Итальянская песенка»?
в) прослушивание музыки.
Слушая «Итальянскую песенку» обратите внимание на характер пьесы и подумайте, почему композитор использовал эти средства музыкальной выразительности, что он хотел передать слушателям?

VI. Итог урока.
Работа в группах.
-Закончите предложение:
Жалко закрывать последнюю страницу «Детского альбома»,
Презентация работы в группах.
Учащиеся исполняют песню «Дружат дети всей земли».

VII. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника «Детский альбом П. И. Чайковского», к понравившейся пьесе нарисовать иллюстрацию.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815