«Информатизация образования. Проблемы и поиски» Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся на уроках физики и информатики

«Информатизация образования. Проблемы и поиски»
Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся
на уроках физики и информатики
в МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №4»
Заинский муниципальный район г. Заинск
учитель информатики Игошина Марина Николаевна (mariigosh@mail.ru)
учитель физики Маряшина Ирина Васильевна (mir12345678985@yandex.ru)

В связи с переходом к Болонскому процессу российское образование претерпевает множество изменений. Меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.
Национальная образовательная инициатива "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]" обозначила основные направления развития российской школы. В числе важных акцентов Проекта - переосмысление целевых установок системы образования, соответственно - результатов и технологий оценивания и мониторинга этих новых результатов.
  Что же нового предлагает "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"? Буквально несколько цитат:
..."Теперь же  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению."...
..."В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности."...
..."Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; России продолжать участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации."...
Первое, что обращает на себя внимание - акцент на формирование компетенций, способов и технологий, позволяющих саморазвиваться. Это говорит о том, что традиционные подходы к оцениванию в образовании, фиксирующие знания, умения и навыки становятся не актуальными. "Красной нитью" в проекте прослеживаются идеи формирующего оценивания - оценивания не результата, а процесса. Оценивать необходимо не в сравнении с кем-то, а в сравнении со своими ранее достигнутыми результатами.
Современный учебный процесс в школе немыслим без ново-адекватных видов и форм образования. Он требует применения новых развивающих технологий обучения, в частности, к оценке учебной деятельности.
Одна из таких технологий – модульно-рейтинговая система оценки знаний учащихся.
Внедрение этой системы обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной активности, учащихся через возможность получить отметку.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах, создание видеороликов и презентаций и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходить в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.
Модульно-рейтинговая система оценки предоставляет ученикам возможность: работать самостоятельно, то есть ученики могут самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул для сильных учеников), получать помощь у учителя и одноклассников, уменьшает вероятность случайной оценки, так как ведется оценивание всех форм работы на протяжении изучения темы.
Поскольку физика и информатика являются практической наукой и предполагают не только сообщение некоторого объема знаний учащимся, но и отработку общеучебных и специальных умений и навыков. Возникает проблема распределения данного объема материала в рамках, отведённых на изучение предмета часов. Если использовать традиционное планирование, которое предполагает изложение материала и первичное его закрепление на одном уроке, то уровень решаемых на уроках задач очень низок. Так как нет времени на детальную отработку с каждым учащимся определенных навыков по решению тренировочных и практических задач, на формирование алгоритмов их решения. Так же при традиционном планировании достаточно трудно индивидуально дозировать домашнее задание и организовывать индивидуальную, самостоятельную работу на уроке.
На наш взгляд, одним из способов решения данных проблем является укрупнение теоретических единиц в изложении материала, что позволит выделить большое количество часов на практические и индивидуальные занятия с учащимися.
Внедрение данной технологии мы начинаем с составления списка всех учебных действий, которые будут учтены при оценивании учеников. Затем полученный список ранжируется, т. е. располагаем все действия по значимости для обучения, и определяем стоимость каждого действия в баллах, в результате мы получаем «таблицу стоимости» (Приложение 2). Более подробно теория составления таких таблиц описана В.В. Гузеевым 
Создаём электронный журнал, в котором отмечаются выполненные действия учеников и баллы за их выполнения (см. приложение 2). А в классный журнал выставляем не все оценки, а только оценку рабочей группе на уроке. Оценку рассчитываем по формуле (1):
                                        (1)
где Р – набранные за работу баллы; Рmax – наибольшее число баллов, которые можно было набрать за данную работу; Omax – наибольшая оценка за данную работу.
Все действия учеников на уроке разделяются на основные (оценочные) и дополнительные. При подведении итогов учитывается:
оценочные баллы и дополнительные, вводится коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой оценки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т. е. коэффициент соответствия равен 10%.
Тогда, с учетом приведенных примеров (максимум дополнительных баллов не может превышать максимум основных баллов и коэффициент соответствия равен 10%), ученик за счет дополнительных баллов сможет увеличить свою отметку не более чем на единицу. Оценка в этом случае будет рассчитываться по формуле (2):
                                              (2)
  где Рдоп – дополнительные баллы; Рmax – наибольшее число оценочных баллов, которые можно было набрать за данную работу. При таком подходе отметка может оказаться больше наибольшей (Omax).
При составлении таблицы баллов (приложение 2) мы учитываем замечания учителей предметников нашей школы вошедших в рамки эксперимента, а так же мнения учеников, занимающихся по этой системе в ВУЗах.

При подведении итогов общий рейтинг ученика рассчитывается как доля выполненного задания:
                                     (3)
 где D – доля выполненного задания;  – сумма всех набранных оценочных баллов;  – сумма всех набранных дополнительных баллов;  – сумма всех наибольших оценочных баллов, которые можно было набрать за все работы.
Для перевода доли выполненного задания в 5 балльную систему можно применять формулу (4):

                                            (4)

Внедрение данной технологии позволила:
1. Снизить субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика
2. Стимулировать как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.
3. Снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка.
4. Повысить роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников.
5.   Учесть по уровневый подход в обучении.
6. Устранить негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик, «десятый», «двадцатый». «При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными»
7. Ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее
Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, модульно-рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга - всегда престижно...


Литература
Проект «Наша новая школа»
 Приложение 1
Таблица перевода баллов в отметки
(для Рmax = 40 баллов; Оmax = 10)
Набранные баллы
отметка

меньше 2
0

от 2 до 5
1

от 6 до 9
2

от 10 до 13
3

от 14 до 17
4

от 18 до 21
5

от 22 до 25
6

от 26 до 29
7

от 30 до 33
8

от 34 до 37
9

от 38 до 40
10

 
Приложение 2
Таблица баллов

Виды деятельности
 
Балл


Выполнение домашней работы (за 1 задачу)
основная
0,15


Выполнение теста (за 1 ответ)
основная
1


Ответ устной темы
основная
1


Написание реферата
основная
10


Выполнение лабораторной работы
основная
5


Сдача зачета (формула)
основная
0,5


Выполнение самостоятельной работы (за 1 урок)
основная
2


Выполнение контрольной работы (за 1 урок)
основная
5


Проверка домашнего задания
дополнит.
1


Поиск информации по физике в Internet (200 кБ)
дополнит.
1


а дополнительный вопрос отвечающему
дополнит.
1


За дополнение ответа
дополнит.
2


Рецензирование ответа
дополнит.
2


Объяснение темы другим ученикам
дополнит.
3


Объяснение задачи
дополнит.
3


Проверка темы
дополнит.
3


Проверка задачи
дополнит.
3


Опережающая сдача темы, самостоятельной работы (за 1 день)
дополнит.
3


Защита оригинального решения (точки зрения)
дополнит.
3


Решение дополнительных задач
дополнит.
5


 Рисунок 1 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 515