Конспект урока по литературному чтению Произведения С.Я.Маршака. Темы и жанры.


Проект урока
Литературное чтение
Тема: «Произведения С.Я.Маршака. Темы и жанры»
Стихотворение С.Я.Маршака «Сказка про козла»
Класс: 4 «а» (Программа 1-4)
Цель курса: становление младшего школьника, как полноценного
читателя.
Задачи:
Дидактические:
Обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
Совершенствовать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление
Развивающие:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, развивать образное мышление учащихся;
Развивать интерес к литературному творчеству, творчеству С.Я.Маршака
Воспитывающие:
Развивать умение ребенка общаться, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
Дидактические средства и материалы:
Стихотворение С.Я.Маршака «Сказка про козла»
Запись голоса С.Я.Маршака
Портрет С.Я.Маршака
Таблица «З-У-Х» Дж.ОглаБиография С.Я.Маршака (на каждого учащегося)
Реквизит для спектакля
Костюмы
Урок разработан по технологии критического мышления (ЧПРКМ).
План урока


п/п Этапы урока Хронометраж
1. Стадия вызова 6 мин
2. Стадия осмысления 20 мин
3. Стадия рефлексии 13 мин
4. Итог урока 1 мин
40 мин

Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя Действия учащихся Теоретическое
обоснование
Стадия вызова
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок. Он посвящён удивительному человеку, одному из лучших детских поэтов, чей голос вы сейчас услышите.
(Звучит голос С.Я.Маршака, читающего стихотворение «Ландыш»)
Как вы думаете, чей голос вы сейчас слышали?
Да, это С.Я.Маршак. Посмотрите на его портрет. Каким вы представляете себе поэта?
Сейчас мы поработаем в группах. Составьте в группах отрывки из литературных произведений.
Назовите жанры отгаданных произведений. (пьеса, сказка, перевод английского народного стихотворения, лирическое стихотворение)
У каждой группы на столе лежит таблица «С.Я.Маршак» (Знаем. Хотим знать. Узнали) Заполните, пожалуйста, группой 1 колонку. Хотели бы вы больше узнать об этом человеке? Что бы вы хотели узнать? Заполните 2 колонку таблицы.
Попробуйте составить биографию С.Я.Маршака, опираясь на ключевые слова (в городе Острогожске, четырёх лет, в лесной школе, в его переводе, в 1964 году)
Стадия осмысления
А теперь давайте познакомимся с биографией С.Я.Маршака, прочитайте небольшой текст и найдите в нём ключевые слова.
(Замечательный поэт советской страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак. Он родился в городе Острогожске под Воронежом в 1887 году. Семья была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинить стихотворные строчки, а в 11 лет уже переводил древнеримского поэта Горация.
А потом неожиданно судьба его изменилась: он очутился в Петербурге. Юный Маршак был слабого здоровья, часто стал болеть, и сам Максим Горький принял участие в его жизни: он предложил ему пожить в его доме, в Ялте. Дружба Маршака и Горького потом продолжалась всю жизнь.
Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе.
Во время 1 мировой войны и в первые годы революции Маршак вёл большую работу по организации помощи детям. В Краснодаре он организовал целый «Детский городок» - классы, мастерские, кружки, детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. Так началась его дружба с детьми. Но и взрослые могут найти для себя много интересного в творчестве поэта, читая в его переводе стихи Бёрнса, сонеты Шекспира и задумчивую лирику самого Маршака. Поэтический дар Маршака разнообразен: в годы ВОВ он писал сатирические стихи, эпиграммы, фельетоны и пародии.
С.Я.Маршак прожил большую жизнь. Он умер в 1964 году, работая до последнего дня.
Что нового мы узнали о С.Я.Маршаке?
Стадия рефлексии
Совпали ли ваши предполагаемые и настоящая биография Маршака?
Всё ли мы узнали из того, что хотели?
Найти недостающие данные о С.Я.Маршаке будет вашим домашним задание.
А сейчас вы превратитесь в настоящих артистов и мы покажем нашим гостям одну из сказок С.Я.Маршака, «Сказку про козла»
Итог урока
-О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?
Мне понравилось как вы сегодня вдумчиво работали, какими артистичными вы были.
«Комплимент» Скажите комплимент себе самому или своему другу.
Спасибо за урок. Внимательно слушают голос автора, смотрят на портрет писателя.
Учащиеся высказывают предположения
Работа в группах:
составляют тексты, зачитывают,
называют произведения:
«12 месяцев»
«Сказка о глупом мышонке»
«Три мудреца»
«Ландыш»
Заполнение 1 колонки таблицы (писатель, поэт, переводчик, жил в 20 веке)
Заполнение 2 колонки таблицы (в какой семье родился, в каком городе, когда начал писать стихи, годы жизни, сколько языков знал)
Индивидуальная работа.
Чтение небольшого сообщения, делая пометы.
! – новое
+ - знаю
? – хочу знать нахождение ключевых слов,
Заполнение 3 колонки таблицы (годы жизни 1887-1964, родился в Острогожске, был знаком с М.Горьким, учился в Англии, совершил путешествие по Англии, много переводил, писал фельетоны, пародии, эпиграммы.Записывают домашнее задание
Инсценирование сказки.

Говорят друг другу или себе комплимент.
Создать положительную мотивацию,
настроить
на урок, сконцентрировать внимание уч-ся.
Метод: беседа,
активизация жизненного опыта
Создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе дискуссии.
Анализ собственных знаний.
Систематизация материала до ее изучения.
Мотивационный компонент УД: формирование познавательной мотивации
Метод активизации учебно-познавательной деятельности,
Организация самостоятельной работы на уроке.
Прием прогнозирования детьми.
Прием:
чтение с пометами.
Метод
организации самостоятельной работы на уроке.


Фронтальная беседа.

Мотивационно-оценочный компонент УД