Консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»


Консультация
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Выполнила воспитатель:
Коновалова И.А
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо-сылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений ис-кусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; стано-вление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художе-ственной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персо-нажам художественных произведений; реализацию самостоятельной твор-ческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Формирование любого мировоззрения не может считаться закон-ченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического от-ношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстети-ческого воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой лич-ности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - осо-бенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эс-тетическое воспитание. Чувство красоты природы, окружающих людей, ве-щей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, воз-буждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любоз-нательность, развивает мышление, память, волю и другие психические про-цессы.Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана программа эстетического развития младших школьников «Я расту, я развиваюсь». Основой в программе эстетического воспитания является искусство: музыка, изобразительное искусство, танец, театр. Идея концепции программы эстетического развития - формирование творчески активной ли-чности ребенка, способного воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Цель программы эстетического развития– создание среды для форми-рование гармоничной личности, всесторонне развитого человека, обра-зованного, прогрессивного, высоконравственного, обладающего умением трудиться, желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание процесса целенаправленного воздействия на личность, средствами искусства;
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
- всестороннее развитие всех дарований и способностей личности;
- формирование нравственности человека, расширение его познания о мире, обществе и природе;
- развитие мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности;
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;
- формирование чувственно-эмоционального опыта;
- развитие способности эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления;
- формирование эстетического сознания: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки, эстетического чувства, эстетической потребности и эстетического суждения.
- определение направления развития индивидуальных особенностей ребенка.
Основная идея программы эстетического развития- формирование человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Программа эстетического развития, используя для своих целей художественное воспитание, формирует человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Программа эстетического развития младших школьников складывается из системы:
занятий дополнительного образования, мониторинга и личностного роста учащихся, использования компетентностно-ориентированного подхода
к воспитанию, работы с родителями учащихся.
Содержание программы.
«Музыкальная культура» (1 час) - знакомство ребенка с азами музыкальной культуры, развитие слуха, постановка голоса, привитие умения слышать других и слушать музыку.
«Хореографическое искусство» (1 час) - формирование основы танце-вального искусства, привитие умения работать в коллективе, исправление нарушение фигуры ребенка, развитие пластики, чувства ритма снятие эмоциональной напряженности
«Изобразительное искусство» (1 час) - приобщение к основам изобразительного искусства овладение навыками работы с различными материалами и в различной технике, развитие мелкой моторики рук, развитие пространственного воображения и фантазии.
«Театральное искусство» (1 час) - приобщение к азам актерского мастерства, развитие навыков общения с аудиторией, развитие способности перевоплощаться, постановка речи, дикции. Данная программа учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.
Срок реализации программы – 4 года.
Программа эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Ожидаемые результаты:
- овладения ребенком знаниями художественно-эстетической куль-туры,
- развития способности к художественно-эстетическому творчеству,
- развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.