Программа кружка Бумажный мир оригами
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
· Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
· Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
· Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
· Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
· Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами. На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы. По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь. 2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы. На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками». На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д. На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем,бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты: - мое знакомство с оригами; - чему я научился на занятиях оригами; - какие занятия мне наиболее запомнились, почему? - мои планы на будущее;- и другие.
Цель программы:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы: Обучающие:
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
· Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
· Обучить различным приемам работы с бумагой.
· Применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомера.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству оригами.
· Расширять коммуникативные способности детей.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Условия реализации образовательной программы
Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-15 человек. В 1 год обучения на занятия «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.
Годобучения
Количество часов(академических)
Кол-водетейв группе
в неделю
в год
1
1
36
15
2
1
36
15
3
1
36
15
4
1
36
15
Формы обученияВ процессе занятий используются различные формы занятий:
Комбинированные и практические занятия
Лекции
Игры
Праздники
Конкурсы
Соревнования
Методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция ) наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу ) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам .)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. и другие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Учебно-тематический план
1 год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Беседа по охране труда. Диагностика обученности учащихся
1
-
1
2.
Знакомство с оригами
1
2
3
3.
Базовая форма «Треугольник»
1
2
3
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
4
5
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
4
5
7.
Базовая форма «Конверт»
1
4
5
8.
Цветы к празднику 8 марта
-
2
2
9.
Летние композиции
-
3
3
10.
Впереди – лето!
-
2
2
11.
Итоговое занятие.
1
-
1
12.
Оформление выставочных работ
-
1
1
ИТОГО:
8
28
36
2 год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Беседа по охране труда
1
-
1
2.
Диагностика обученности учащихся
-
1
1
3.
Летние композиции
1
1
2
4.
Базовая форма «Треугольник»
1
3
4
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
3
4
8.
Базовая форма «Конверт»
1
3
4
9.
Базовая форма «Рыба»
1
2
3
10.
Базовая форма «Дверь»
1
3
4
11.
Цветы к празднику 8 марта
-
1
1
12.
Итоговое занятие
-
1
2
13.
Оформление выставочных работ
-
1
1
ИТОГО:
10
26
36
3 год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.Беседа по охране труда.
1
-
1
2.
Диагностика обученности учащихся
-
1
1
3.
Летние композиции
1
2
3
4.
Чудесные превращения бумажного листа
1
4
5
5.
Модульное оригами
1
6
7
6.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
7.
Цветы к празднику 8 марта
1
3
4
8.
Оригами - почта
1
2
3
9.
Впереди – лето!
1
2
3
10.
Итоговое занятие
1
1
2
11.
Оформление выставочных работ
-
1
1
ИТОГО:
9
27
36
4 год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Беседа по охране труда. Диагностика обученности учащихся.
1
-
1
2.
Летние композиции
1
2
3
3.
Изделия из складки
1
3
4
4.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5
5.
Новогодние украшения
1
4
5
6.
Базовая форма «Птица»
1
4
5
7.
Цветы и вазы оригами
1
5
6
8.
Базовая форма «Лягушка»
1
3
4
9.
Творческие работы
-
1
1
10.
Итоговое занятие
-
1
1
11.
Оформление выставочных работ
-
1
1
ИТОГО:
8
28
36
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Содержание программы
1 год обучения ( 36 часов)
Беседа по охране труда. Диагностика обученности учащихся ( 1 час ) Входная диагностика. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с оригами ( 3 часа ) Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые форма «Треугольник» /3 часа /
Работа над изделиями: «Стилизованный цветок», «Лисенок и собачка», «Котик и бычок», «Яхта и пароход», «Стаканчик и фуражка», «Синица и снегирь». Композиция «Кораблики в море».
Базовая форма «Воздушный змей» /5 часов/
Работа над изделиями: «Кролик и щенок», «Курочка и петушок», «Ворона», «Сказочная птица», «Сова». Композиция «Домашние птицы на лужайке»
Базовая форма «Двойной треугольник» /5 часов/
Работа над изделиями: «Рыбка и бабочка», «Головастик и жук». Составление композиции. «Лилия».
Базовая форма «Двойной квадрат» /5 часов/
Изделие «Жаба». Композиция «Островок в пруду». «Яхта».
Базовая форма «Конверт» /5 часов/ Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта ( 2 часа) 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции ( 3 часа) Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! ( 2 часа )Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие ( 1час )«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ ( 1 час)Оформление выставок работ учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]2 год обучения ( 36 часов)
Вводное занятие. Беседа по охране труда. ( 1 час )Оригами – искусство складывания из бумаги.Базовые формы – основа любого изделия.
Диагностика обученности учащихся ( 1 час ) Входная диагностика.
Летние композиции ( 2 часа )Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы: «Треугольник» ( 4 часа ), «Воздушный змей» ( 5 часов), «Двойной треугольник» ( 4 часа), «Двойной квадрат» ( 4 часа), «Конверт» ( 4 часа) Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы: «Рыба» ( 3часа), «Дверь» ( 4 часа))Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта ( 1 час) Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие (2 часа)«Оригамская сказка».
Оформление выставочных работ ( 1 час)Оформление тематических выставок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3 год обучения ( 36 часов )
Вводное занятие. Беседа по охране труда (1 час) Рассказ об истории развития искусства оригами.
Диагностика обученности учащихся ( 1 час) Входная диагностика.
Летние композиции ( 3 часа)Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Чудесные превращения бумажного листа ( 5 часов)Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами ( 7 часов)Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе ( 6 часов)Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику 8 марта ( 4 часа)Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта ( 3 часа)Различные виды конвертов для писем.
Впереди – лето! ( 3 часа)Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (2 часа)Оригамская сказка о четырех братьях.
Оформление выставочных работ ( 1 час)Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4 год обучения ( 36 часов)
Беседа по охране труда. Диагностика обученности учащихся Диагностика обученности учащихся ( 1 час)
Летние композиции ( 3 часа)Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
Изделия из складки ( 4 часа)Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран» ( 5 часов)Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Новогодние украшения ( 5 часов)Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица» ( 5 часов)Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Цветы и вазы оригами ( 6 часов)Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
Базовая форма «Лягушка» (4 часа)Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Творческие работы ( 1 час)Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Итоговое занятие ( 1 час) Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Оформление выставочных работ ( 1 час)Оформление тематических выставок.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примерное тематическое планирование занятий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1 год обучения
1. Формирование группы. Знакомство с оригами.2. Беседа по охране труда. Входная диагностика.3. Правила поведения на занятиях. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)Базовая форма «Треугольник»4. Стилизованный цветок.5. Лисенок и собачка.6. Котик и бычок.7. Яхта и пароход.8. Композиция «Кораблики в море».9. Стаканчик и фуражка.10. Синица и снегирь.11. Композиция «Птицы в лесу».12. Оформление выставки.Базовая форма «Воздушный змей»13. Кролик и щенок.14. Курочка и петушок.15. Композиция «Домашние птицы на лужайке».16. Ворона.17. Сказочная птица.18. Сова.19. Диагностика по итогам 1 полугодия. 20. Оформление выставки.Цветы к празднику 8 марта 21. Открытка «Букет гвоздичек».22. Бутоны роз. Композиция «Букет роз».23. Подснежник.Базовая форма «Двойной треугольник»24. Рыбка и бабочка.25. Головастик и жук.Базовая форма «Двойной квадрат»26. Жаба.27. Композиция «Островок в пруду».Базовая форма «Двойной квадрат»28. Яхта.Базовая форма «Конверт»29. Пароход и подводная лодка.30. Композиция «В море».31. Оформление выставки.Базовая форма «Двойной треугольник»32. Лилия.Летние композиции33. Нарцисс.34. Волшебный цветок.Впереди – лето!35. Парусный кораблик - гонки на столе.Итоговое занятие36. «Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]2 год обучения
1. Оригами – искусство складывания из бумаги. Беседа по охране труда.2. Базовые формы – основа любого изделия. Входная диагностикаЛетние композиции3. Колокольчики.4. Подсолнух.5. Ромашка.6. Каллы.7. Оформление выставки.Базовая форма «Треугольник»8. Птица счастья.9. Голубь. Композиция «Голубь мира».10. Домик с крыльцом и домик с трубой. 11. Домик с верандами. Деревья и травы.12. Дом с мезонином.13. Композиция «Дачный поселок».Новогодние украшения14. Звезды (мозаики) из 6, 12 и 16 модулей.15. Новогодняя открытка «Дед Мороз».16. Диагностика по итогам 1 полугодия. Елочка в снегу Базовая форма «Воздушный змей»17. Лебеди (2 способа).Базовая форма «Рыба»18. Царевна-Лебедь.19. Композиция «Закат солнца над лебединым озером».20. Пингвин (2 способа).21. Композиция «Пингвины на льду».22. Оформление выставки.Цветы к празднику 8 марта23. Поздравительная открытка «Роза».Базовая форма «Воздушный змей»24. Утка с утенком.Базовая форма «Дверь»25. Мышь и поросёнок.26. Бурёнка.27. Композиция «В деревне».28. Рыбка-вуалехвостка.29. Декоративные рыбки.Базовая форма «Двойной квадрат»30. Золотая рыбка.31. Краб.Базовая форма «Двойной треугольник»32. Тропическая рыбкаБазовая форма «Конверт»33. Рыбка-бабочка.34. Водоросли и камешки.35. Композиция «Аквариум».Итоговое занятие36. «Оригамская сказка». Диагностика по итогам года.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3 год обучения
1. История развития искусства оригами. Беседа по охране труда. Входная диагностика.Летние композиции2. Калужница.3. Ландыш. 4. Сон-трава.5. Оформление выставки «На лесной полянке»Чудесные превращения бумажного листа6. Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей).7. Простые коробки (2 варианта)8. Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.9. Коробки для подарков. Базовая модель.10. Коробки для подарков. Различные варианты.Модульное оригами11. Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.12. Разноцветная звезда из 4 деталей.13. Звезда из 8 модулей.14. Звезда из 16 модулей.15. Ветка ели.16. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».17. Диагностика по итогам 1 полугодия.18. Оформление класса к Новому году.Оригами на праздничном столе19. Правила этикета. Приглашение – открытка с летящей птицей и рамочка для карточки гостя.20. Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», салфетка для столового серебра, салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень».Цветы к празднику 8 марта21. Василёк и гвоздика.22. Композиция «Букет гвоздик».23. Японская ваза для цветов.24. Объемные тюльпаны.25. Объемные колокольчики.26. Оформление выставки «Цветы для наших мам».Оригами на праздничном столе27. Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами.28. Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо».29. Вазочка «Не увлекайся конфетами».30. Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе».Оригами - почта31. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.32. Датское и английское письмо.33. Оригинальный конверт (2 варианта).Впереди – лето!34. Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком.35. Самолеты и истребители.Итоговое занятие36. Оригамская сказка о четырех братьях.Диагностика по итогам года.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4 год обучения
Оригами в Интернете1. Знакомство с сайтом «origami-school.narod.ru». Беседа по охране труда. Входная диагностика. Летние композиции2. Дицентра («Разбитое сердце»).3. Хризантема.Изделия из складки4. Гвоздика и роза.5. Цветок в уголок. Декоративная композиция. 6. Китайская ваза.Оригами в Интернете7. Знакомство с сайтом Омского центра оригами. Компьютерная презентация «Цветочные композиции».Творческая работа8. Композиция «Букет цветов».9. Оформление выставки творческих работ.Базовая форма «Катамаран»10. Модульное оригами. Закладки.11. Орнамент из модулей.12. Кусудама.Новогодние украшения13. Звезда из 8 модулей.14. Двухцветная звезда из 8 модулей.15. Объемная ёлка.16. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.17. Диагностика по итогам 1 полугодия.Базовая форма «Птица»18. Журавлик на гнезде.19. Японский журавлик.20. Журавлик, машущий крыльями.21. Праздничный журавлик.22. Ваза «Два журавля».Цветы и вазы оригами23. Игольчатая астра.24. Космея.25. Высокая ваза для цветов.26. Объемный нарцисс.27. Ваза для цветов «Пирамида».28. Крокус с листом.29. Фуксия.30. Ваза-кашпо «Четыре замка».Базовая форма «Лягушка»31. Ирис.Оригами в Интернете32. Путешествие по сайту Московского центра оригами.Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами».Творческая работа33. Мой сад оригами.34. Оформление выставки творческих работ.Оригами в Интернете35. Знакомство с сайтом «Travel to Oriland».Диагностика по итогам года.Итоговое занятие36. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся: – научатся различным приемам работы с бумагой;– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.– познакомятся с искусством оригами;– овладеют навыками культуры труда;– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Критерии и формы оценки качества знаний
Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Отчетная выставка
Составление альбома лучших работ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Материальное обеспечение программы
Учебные столы и стулья
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия
Схемы складывания изделий
Журналы и книги по оригами
Альбом для лучших работ
Конверты для незаконченных работ
Белая бумага
Цветная бумага тонкая
Цветная бумага плотная
Двухсторонняя цветная бумага
Цветной картон
Коробки для обрезков цветного картона
Линейки
Треугольники
Простые карандаши
Цветные карандаши
Стирательные резинки
Фломастеры
Трафареты с кругами
Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам
Ножницы
Клей ПВА
Кисточки для клея
Бумажные салфетки
Коробочки для мусора
Магнитофон
Фонотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Методическое обеспечение программы
I. Учебные и методические пособия: Научная, специальная, методическая литература(См. список литературы).II. Материалы из опыта работы педагога: Дидактические материалы: Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами. Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения. Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения
Образцы изделий. Альбом лучших работ детей. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.Методические разработки: – «Цветочные композиции» – «Бумажный сад оригами»
– «Путешествие по стране оригами» Конспекты открытых занятий: Вводное занятие по оригами (1 класс). Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе» (3 класс).
Литература
Список литературы, использованной при составлении программы
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Список литературы, рекомендованный детям и родителям
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. С-Пб, «Химия», 1994
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами. М, «Аким», 1994
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. оригами на праздничном столе. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. С-Пб, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. С-Пб, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Летающие и плавающие модели. С-Пб, «Химия», 1996
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. С-Пб, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Бумажный конструктор. М, «Аким», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Кусудамы - волшебные шары. М, «Аким», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Пб, «Дельта», 1996
Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997
Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003
Соколова С. Сказки из бумаги. С-Пб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005
Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
ПРИЛОЖЕНИЕ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Диагностическая карта«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий ибазовых форм оригами 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа). 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт». 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба». 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».
- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясьинструкционными картами и схемами
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте. 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме. 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.
- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду. 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист. 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
13PAGE 15
13PAGE 141115