Разработка урока по литературному чтению А.С.Пушкин Зимняя дорога

Конспект урока литературного чтения, 4 класс.
Составила учитель МБОУ НОШ №95 Богданова В.П.
Используемые на уроке образовательные технологии: развивающее обучение, информационно- коммуникативные технологии, перспективно- опережающее обучение. групповые и дифференцированные способы обучения, здоровьесберегающая технология.
Данные образовательные технологии используются с целью повышения эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ, углубления межпредметных связей, стимулирования мотивации детей на приобретение недостающих знаний из разных источников, формирования исследовательских умений.
Место занятия в учебном процессе – урок ознакомления с новым материалом
Форма занятия – комбинированный урок-презентация
Название используемого ЦОР: оборудование-компьютер, программа «PP», презентация для сопровождения урока, медиапроектор, экран

Тема: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение 2013г.)

Цели:
Учить ребят понимать не только содержание стихотворения, но и мысли и чувства, переживания автора;
Развивать умение видеть красоту русской природы, воссоздавая её в своём воображении;
Воспитывать интерес к русской классической литературе.

Ход урока.
1. Анализирующее наблюдение.
Наш урок я хотела бы начать со слов Арсения Тарковского
«Поэзии прекрасные мгновенья со мной остались навсегда»
Арсений Тарковский.
Почему я решила взять именно эти слова для нашего урока? (речь пойдёт о поэзии)
Перед вами 2 портрета. Какой портрет вам знаком? Кто это? Что о нём можно сказать?
Красивые волосы, бакенбарды. Глаза - живые, наблюдательные. Руки –тонкие, изящные. Романтический клетчатый плед перекинут через плечо. Лоб напряжён, даже морщинки легли между бровей. Не о таком ли своём состоянии он написал:
«И пробуждается поэзия во мне
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута и стихи свободно потекут»
А когда впервые каждый из вас услышал это имя?
Действительно, поэзия Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные произведения этого русского поэта.
«Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь»
П. Антопольский.
Что вы можете рассказать об этом поэте?
В это время, трое ребят работают со словарём Ожегова, они находят значение слов «борзый», «верста», «ямщик».
А почему, рядом ещё один портрет? Можно сказать, что это современник Пушкина? (нет). Почему? (Одежда, причёска нашего времени). А почему 2 портрета рядом? Чей второй портрет? На этот вопрос мы ответим в конце урока. (справка для учителя: это портрет композитора Георгия Васильевича Свиридова (16.12.1915-6.01.1998). Свои первые произведения (1935 год) в 20 лет, посвятил произведениям А. С. Пушкина).







2. Новый материал.
Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением Пушкина, посвящённом родной природе- «Зимняя дорога». О чём оно? Дело в том, что Пушкину приходилось много путешествовать не по своей воле. Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели.
Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. И часто такую тройку называли «борзая».
Ответ одного ученика, который работал с этой карточкой.
БО
·РЗАЯ
Во время такого переезда в 1828 году и было написано стихотворение.
Настройтесь слушать, переживать, думать.
Чтение учителем стихотворения.
Что взволновало вас в этом стихотворении? (жаль лирического героя, тоска)
Что непонятного вы услышали в данном стихотворении?
Выступление учеников, работающих с карточками:
ЯМЩИ
·К
ВЕРСТА
·
ОДНЕ
·
Смогли разобраться после первого чтения в смысле стихотворения? (нет). Что делать? (перечитать).
Стр. 162 – жужжащее чтение.
Цель: проникнуть вглубь пушкинской лирики, почувствовать его настроение.
Чтение 1 учащегося.
3. Беседа.
Какие картины вы увидели, читая это стихотворение? (зимняя ночь, светит луна, земля покрыта снегом).
Все эти картины создают в лирическом произведении чей образ?
ЗИМНЕЙ ДОРОГИ
С помощью, каких изобразительных средств поэт создаёт образы? (эпитеты, метафоры, олицетворение). Найдите в первом четверостишии эпитеты. (Волнистые туманы, печальные поляны).
А кто ещё может создавать образы?
Что помогает создавать образы художнику? (Краски). А музыканту? (Ноты).
Сейчас мы с вами, вслушиваясь в музыку пушкинских строк, постараемся стать художниками, мысленно, в своём воображении перенесём образ зимней дороги на бумагу.
Перечитайте первые 2 строчки. Расскажите, какую картину представили.
ЛУНА
Что автор говорит о луне? Как вы понимаете «пробирается»? Какая из этих картин соответствует этим строчкам? Докажите. (Слайды 1,2).
(двое учащихся выходят к учителю с текстом стихотворения). Прочитайте 2 строки. (Карточки с заданием)
Прочитай тихо. Прочитай громко.
Какая интонация больше подходит для чтения данного произведения? (тихо).
Прочитайте следующие 2 строки, что интересного заметили?
Почему автор дважды употребил это слово?
Звукопись.
печаЛьНые поЛяНы
Какую картину рисует обилие гласных? (Грусть, тоску).
А могут ли быть поляны печальными? (Нет, только человек). Как называется такой приём, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет? (олицетворение). Найдите ещё в первом четверостишии пример олицетворения. («пробирается»)
Слайд 3,4. Подходят ли поляны, изображённые на двух рисунках? (Да, обе). Докажите.
Как надо читать первое четверостишие? (Тихо, медленно, печально).
Чтение 1 ученика.
Итак, приём олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит на небо, затем его взгляд перемещается на землю, а затем – на дорогу.

Перечитайте во втором четверостишии первую строку.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Слайд 5,6,7.
Какая из картин не подходит? Почему?
Перечитайте следующую вторую строку.
ТРОЙКА БОРЗАЯ (эпитет, который позволяет автору выделить оптимистический момент в нарисованной картине).
Как вы её представили?
Прочитайте следующие 2 строчки.
КОЛОКОЛЬЧИК
Возьмите колокольчик, позвоните, послушайте. Зачем он нужен лошади?
Какое у вас настроение вызывает звон колокольчика? (веселья). А у Пушкина? (грусти). Какие строки говорят об этом?
(Метафора – «утомительно гремит»). Что значит «утомительно гремит»? Найдём синоним. (надоедливо, монотонно).
Как будем читать эти строки? (чуть радостно и грустно).
1 ученик читает 2 четверостишие.
Динамическая пауза с использованием интерактивных технологий.
Работа в парах.
Перечитайте 3 четверостишие. На парте у каждого ученика лежит карточка. На ней - три вопроса Выберите любой и ответьте на него.

Почему автор употребил словосочетания «в долгих песнях ямщика»? Что можете сказать об этом ямщике? (чтобы скоротать время, ямщик поёт)
Как меняется настроение ямщика? Почему? («разгулье удалое» - «тоска сердечная». Он видит скупую картину природы. Эти песни близки к сердцу, но даже они не могут развеселить его).
Найдите эпитеты в этом четверостишии. О чём они говорят? («ровная», «долгих», «удалое», «сердечная»).
Перечитайте это четверостишие вслух и попытайтесь передать чувства ямщика.
Из последнего 4 – го четверостишия прочитайте строки, которые подходят к нашей картине.
ГЛУШЬ И СНЕГ Объясните.
Читают дальше. Как вы понимаете «версты полосаты»?
ВЕРСТА
На иллюстрации стр. 162 видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты.
Обратите внимание на многоточие, почему автор использует их?
Многоточие – это знак недоговорённости, глубокой паузы, скрытой грусти, о которой человек не хочет говорить.
Перечитайте 4-ое четверостишие.
4. Обобщение
Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги). Ещё раз перечитайте слова на доске про себя, которые помогла нам раскрыть этот образ.

А почему Пушкин именно так описал зимнюю дорогу, а не весело?
Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству.
(Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано в поездке, когда Пушкин, находясь в ссылке, ехал на дознание к псковскому губернатору. Поэтому и настроение автора соответствует настроению лирического героя.
Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.)
Чтение стихотворения несколькими учениками.

В чём же ещё проявляется гениальность Пушкина? (В умении подбирать рифму, создавать образы)
Стр. 162, вопрос №1.
Какая рифма у Пушкина? (Перекрёстная)
Парная рифма – более энергичная, категорична, в ней меньше пространства,т.к. соседняя рифма повторяет рисунок предыдущей.
Перекрёстная рифма - более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик-так». В ней больше воздуха, т.к. рифмующиеся слова находятся через строчку.
Вопрос 2,3. (прохлопать) –ритмический рисунок на слайде.
У Маяковского - короткие строчки (трёхстопный хорей). У Пушкина же – длинные (четырехстопный хорей). Энергичный характер у Маяковского не подходит для монотонного бега лошади.
Это чётко выражено и в произведении композитора Г. Свиридова «Зимняя дорога». Закрыли глаза, расслабились. Перед вами дальняя дорога. По широкому полю бежит тройка. (Слушание музыкального отрывка)
Так почему 2 портрета появилось на доске? (Авторы писали об одном и том же).
Тема гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.
В учебнике стихотворение напечатано не до конца. Послушайте его полностью. Чтение учителя.
Изменится ли настроение героя в будущем? (Да, когда встретится с милым его сердцу человеком)
5. Итог урока.
Вернёмся к портрету Пушкина. Каким вы его увидели? (Разным: то грустным, то весёлым. Пушкин в своих стихах умеет печалиться и восхищаться. От простых и ясных картин переводит разговор на сложные вопросы жизни. «Зимняя дорога» - раздумье о своей судьбе.)

Удалось сегодня передать «поэзии прекрасные мгновенья»?
6. Домашнее задание.
Каким может быть домашнее задание? (выучить наизусть; нарисовать рисунок; создать мультфильм «Зимняя дорога».)


15