Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин Зимняя дорога (4 класс)
Литературное чтение 4 класс.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога».
Цель: 1 познакомить с научными понятиями «строфа», «метафора», «олицетворение».
2 развивать воображение, память, дикцию учащихся способствовать развитию умения выразительно читать поэтические произведения. Расширять кругозор учащихся.
3 воспитывать любовь к русской литературе через творчество Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, магнитофон, аудиозапись стихотворения «Зимняя дорога», раздаточный материал - памятка.
I Орг. моменты
II Проверка домашнего задания
- с творчеством, какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- кому посвящено данное стихотворение?
- что вы знаете о няне Пушкина?
- как поэт относился к Арине Родионовне?
Выразительное чтение стихотворения в парах (взаимопроверка).
Чтение 1-2 человека вслух.
III Работа над новым материалом
Целевая установка:
- сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Зимняя дорога».
- а кто из вас уже читал ранее это стихотворение?
- сейчас мы прослушаем запись этого стихотворения в исполнении актера и представим те картины, которые изобразил Пушкин в своем произведении.
2) Вопросы после прослушивания:
- какие картины вы представили, слушая эти Пушкинские строки?
- как вы думаете, когда и в какое время было написано это стихотворение?
Слово учителя
Действительно А.С. Пушкин проходилось очень много ездить. То царские власти отправляют его в ссылку, и он едет через всю Россию на южные ее окраины; то ему необходимо собрать материал для новой книги; то неожиданные издательские или хозяйственные дела срочно зовут из Петербурга в Москву.
Словарная работа
Чтение стихотворения (1 ученик) вслух.
Разбор незнакомых и непонятных слов.
Сравнение графического написания текста с предыдущим, введение понятия «строфа».
3) Чтение стихотворения учащимися по строфам:
Первая строфа:
- какую картину автор рисует словами?
- что говорится о луне?
- как вы понимаете «луна пробирается»? кто может пробираться?
Введение понятия «метафора» (памятка), «олицетворение» (памятка):
- найдите в данной строфе метафору или олицетворение?
- какое настроение вызывает эта строфа?
- с помощью, каких слов автор усиливает это настроение?
- что описывает Пушкин в данной строфе?
Вторая строфа:
- найдите метафору или олицетворение?
- как вы понимаете фразу скучная дорога?
- какие звуки вы слышите в этих строках?
- что обозначает слово «борзая»?
Слово учителя
И действительно хоть и быстро бежали лошади, но картина не менялась. Каждая поездка была долгой, многодневной и утомительной особенно в зимнюю и осеннюю непогоду. Однообразно позвякивал колокольчик подвешенный к дуге над лошадиной шеей. Только единственный попутчик - ямщик тихо пел.
Чтение третьей строфы:
- о чем пел ямщик?
- что мы слышим в этих строках?
- как вы понимаете слово «родное»?
- что показывает автор в этих строчках?
Физ. минутка
Четвертая строфа (чтение):
- о чем говорит фраза «Ни огня, ни черной хаты…»? (объяснение)
- что окружает Пушкина в этой утомительной и долгой поездке?
- как вы понимаете слово «глушь», «версты полосаты», «одне» (обратить внимание на употребление разговорного языка)?
- какие чувства испытывает автор?
4) Обобщение:
- каким языком написано стихотворение?
- какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор? (памятка)
- в каких тонах написано произведение?
- можно ли утвердительно сказать, что это стихотворение состоит из разных отдельных картин?
Вывод: Поэзия Пушкина - «союз волшебных звуков, чувств и дум»
А.С. Пушкин.
(данный эпиграф записан на развороте доски).
IV Подготовка к выразительному чтению:
Коллективная расстановка партитуры.
Постановка логического ударения.
Выяснение темпа произведения.
V Выразительное чтение:
1) Коллективно вслух.
2) Отдельными учащимися. (обсуждение, оценивание)
VI Подведение итогов урока учителем: Читая Пушкина нетрудно заметить, что он пишет удивительно понятно-простыми словами. Его язык чист и ясен. За его простыми словами – великая мудрость. Но понимает это каждый в свое время, постепенно, с годами. Поэтому Пушкина можно и нужно перечитывать много раз и каждый раз по-новому, снова и снова радоваться и удивляться.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать рисунок к стихотворению.
сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. пушкина. развитию умения выразительно читать поэтические произведения.