Технологическая карта урока А.С.Пушкин «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.


Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема урока: А.С.Пушкин «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Учитель: Исаченко Оксана СергеевнаЦели урока: Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», с понятием «послание», учить анализу стихотворения.
Обучающие
Учить выразительному чтению стихотворения.
Формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности.
Развивающие
Развивать внимание к поэтическому образу.
Развитие речи, логического мышления, воображения.
Воспитательные
Воспитывать интерес к классической литературе.
Воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Тип урока
Комбинированный
Методы и формы обучения Личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проведение гимнастики для глаз, кистей рук. Учащиеся настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.
Целеполагание Подготовительная работа
Посмотрите на портрет (слайд 1), знаком ли Вам этот человек?
Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин.
Актуализация знаний
Актуализация и пробное учебное действие. Беседа о жизни творчестве писателя.
Читает подготовленный ученик: происходит А.С.Пушкин от дворянского рода Пушкиных, честно служившего отечеству. Родился он 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Так как отец Александра – Сергей Львович Пушкин (1767-1848), был светским острословом и ценителем литературы, а дядя – Василий Львович (1766-1830), был известным поэтом, то нет ничего удивительного в том, что будущее Пушкина было предопределено, ведь он с детства вращался в литературной среде. Индивидуальная работа.
Работа в тетрадях.
Построение проекта выхода из затруднения Мы узнали о родителях поэта. Но, кроме них, есть человек, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же идёт речь? (слайд 2). Конечно, о няне поэта.
Это Арина Родионовна – няня Пушкина. Она оказала огромное влияние на будущего поэта, именно её он будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит свои произведения.
Подготовленные учащиеся читают информацию о няне А.С. Пушкина: Арина Родионовна Яковлева – няня Пушкина, простая крестьянка. В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т.е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Арина Родионовна знала много народных песен, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Индивидуальная работа.
Физкультминутка Сейчас давайте отдохнём: проведение физминутки Включение в систему знаний. Формулировка темы урока. Слово учителя: Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи он был сослан в село Михайловское, где жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней. После возвращения из ссылки Пушкин написал стихотворение «Няне».
Какова тема нашего урока?
Цель урока: Познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», научиться выполнять его анализ. Формулировка темы урока
Работа по теме урока Первичное чтение стихотворения учителем.
Анализ восприятия стихотворения:
- понравилось ли вам стихотворение?
- какое настроение вызвало?
-кому посвящено стихотворение?
-на что похоже стихотворение? (на письмо)
Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно, стихотворения такого рода называются посланием.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым жанром литературы – послание – это стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.
- можно ли отнести стихотворение «Няне» к жанру «послание?»
- какова тема стихотворения?
-к кому обращается Пушкин?
- в каких словах выражено отношение к няне?
- как называет поэт няню?
- почему он называет её «подруга дней моих суровых?» Какой факт биографии поэта нашёл отражение в стихотворении?
Словарная работа:
- какие слова вам непонятны?
(светлица; горюешь, будто на часах; вороты; всечасно) (слайд 3)
На сколько частей можно разделить стихотворение?
- на 4 (1 часть – обращение к няне; 2 часть – словесное рисование домика няни; 3 часть – мысленное возвращение героя в тот дом; 4 часть – горестные предчувствия)
Анализ изобразительно-выразительных средств:
- найдите эпитеты в стихотворении;
- найдите метафоры;
- какие сравнения вы можете найти?
- какое настроение вызвало стихотворение?
Учащиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Работа в тетрадях
Работа с текстом

Определение лексического значения слов
Анализ средств художественной выразительности
Рефлексия учебной деятельности Составление анализа стихотворения:
(Пример анализа одной из учениц)
Я прочитала стихотворение А.С.Пушкина «Няне», которое было написано в 1826 году, когда поэт вернулся из ссылки. Посвящено оно няне Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой. Тема – чувство одиночества, тоски по близкому человеку, который находится далеко. Это стихотворение – послание. В нём поэт использует такие средства выразительности: эпитеты - дни суровые, голубка дряхлая, наморщенные руки, забытые вороты; сравнения – горюешь, будто на часах; метафоры – тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
Мне это стихотворение понравилось. У меня также есть родные, которые далеко от меня, и я тоже по ним скучаю.
Пробное составление анализа стихотворения
Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть