ПРОГРАММА дополнительного образования кружка «Карамельки».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«КУВИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано зам. директора по УВР
Протокол №_____ от _______ Радостева О.А. __________
Руководитель МО _________ ______________________
ПРОГРАММА
дополнительного образования
кружка «Карамельки».
Руководитель: Истомина С.Н.
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка.
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой, находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Танец – это ритмические движения тела, или частей тела, которые исполняются в определённой технике под музыку с целью выражения эмоций и служат средством передачи индивидуального характера.
Основные компоненты эстетической структуры танца:
1. Пластика. В системе средств выразительности бального танца первостепенную роль играет музыкально-пластический образ, воплощающий соединение духовного потенциала танцора и его телесной выразительности, обеспечивая, таким образом, становление одухотворённого мастерства. Но теоретически в хореографии рассматривается и пластический образ, имеющий достаточно сложную структуру.
Бальный танец относится к наиболее тонким пластическим формам танцевального искусства. Здесь способность танцевального движения к естественной, а не к иллюзорной выразительности должна вызывать живую ассоциацию у зрителей, каждый из которых способен, в той или иной степени спроецировать себя на паркете. Именно по этому, из этих двух составляющих выразительную силу тела обуславливает не столько двигательная, сколько его пластическая природа.
2. Музыкальность. Музыка является той составляющей танцевального искусства, которая позволяет наполнить его конкретным художественно-образным смыслом и определяется способностью танцора в соответствии со своими индивидуальными особенностями раскрыть заложенную в ней идею-настроение.
3. Естественность. Органичность в каждом движении танца и общем поведении на паркете – это требование к танцорам занимает особое место среди выше означенных компонентов, представляя универсальное требование к манере исполнения программы выступления.
Все эти характеристики взаимосвязаны и являются неразрывными компонентами, формирующими художественный образ танцора и пары.
Программа деятельности танцевального коллектива является программой художественно-эстетической направленности.
Данная программа вводит ребенка в мир танца, воспитывает эмоциональное, осознанное отношение к танцевальному искусству, которое на сегодняшний день остается актуальным. Данная программа направлена на физическое и эстетическое развитие детей. Танцы – делают детский организм выносливым, сильным и здоровым. Способствую вырабатыванию хорошей осанки, делают движения пластичными и гибкими. Способствуют развитию музыкального слуха и чувства ритма. Танцы также воспитывают морально-волевые качества ребенка: терпение, настойчивость, стремление достигать поставленной цели, уверенность в своих силах. Кроме того, в детях воспитывается уважение к тренеру и другим танцорам, а также чувство товарищества, доброжелательности, ответственности и вежливости. Отличительными особенностями танцев является:
Отсутствие строгих возрастных ограничений;
Эстетичность данного вида искусства.
Срок реализации программы: 1 год.
Основная цель программы: развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.
Задачи обучения;
1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2.Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых ( организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3.Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4.Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами танцев.
5.Приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знания детей о танце, его истории, устрой танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии.
6.Развить у детей интерес к танцевально-игровой деятельноcти.
Формы обучения:
Используются традиционные и нетрадиционные формы обучения, на первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр видео материалов и литературы.
Занятия осуществляются по нескольким формам:
Теоретические занятия (просмотр видеоматериалов, анализ литературных источников).
Практические общие занятия
Индивидуальные занятия.
Общие занятия строятся по определенной структуре:
Вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка).
Основная часть (составление и изучение технических элементов и композиций, совершенствование изученных схем).
Заключительная часть (выполнение технических элементов под музыку).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие в сельских мероприятиях;
Участие в школьных мероприятиях и праздниках;
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
Передавать движениями ритм и характер музыки.
Синхронно выполнять движения.
Самостоятельно составлять ритмический рисунок танца.
Согласовывать движения рук с движениями других частей тела.
Чувствовать такт и ритм музыки.
Учебно – тематический план.
№ Тема занятия Кол – во часов
I четверть
1. Вводное занятие 1,5
2. Песня «Разноцветное детство» 5
3. Танец листьев 5,5
II четверть
1. Вводное занятие 1,5
2. Танец «Гномики» 5
3. Песня «Кружатся снежинки» 5,5
III четверть
1. Вводное занятие 1,5
2. Танец моряков 6
3. Песня «Мамина песенка» 7,5
IV четверть
1. Вводное занятие 1,5
2. Танец «Кадриль» 5
3. Песня «Годы летят» 5,5
Содержание программы на год.
№ Тема Цель Кол. часов Обор.
I четверть
1. Вводное занятие. Познакомить детей с планом работы на год. 1,5 2. Песня «Разноцветное детство». Разучить с детьми песню «Разноцветное детство». Добиваться организованности, научить кантиленному пению. 0,5 0,5 Муз. Центр, фонотека
3. Отработка песенного материала Вырабатывать правильное и ровное пение под музыку, чёткое произношение слов. 2 Муз. Центр, фонотека
4. Закрепление Песня «Разноцветное детство». Работать над самостоятельным исполнением песни. Корректировка ошибок. 2 Муз. Центр, фонотека
5. Постановка танца «Танец листьев». Познакомить с музыкой. Совместно с детьми построить рисунок танца. 0,5 1 Муз. Центр, фонотека
6. Отработка движений танца «Танец листьев». Вырабатывать плавность, мягкость движений под музыку. Добиваться грациозности движений. 2 Муз. Центр, фонотека
7. Закрепление движений танца «Танец листьев». Учить слушать музыку, чувствовать ритм. Развивать плавность, гибкость движений. 2 Муз. Центр, фонотека
II четверть
1. Вводное занятие. Ознакомить с планом на вторую четверть. 1,5 2. Постановка танца «Гномики». Познакомить с музыкой. Совместно с детьми построить рисунок танца. Согласовать движения рук с другими частями тела. 0,5 0,5 Муз. Центр, фонотека
3. Отработка движений танца «Гномики». Выучить движения танца. Учить слушать музыку и выполнять движения строго под музыку. Развивать гибкость, мягкость движений. 2 Муз. Центр, фонотека
4. Закрепление движений танца «Гномики». Развивать чёткость, гибкость и плавность движений. Воспитывать любовь к искусству. 2 Муз. Центр, фонотека
5. Песня «Кружатся снежинки». Разучить с детьми песню «Кружатся снежинки». Добиваться организованности, научить кантиленному пению. 0,5 1 Муз. Центр, фонотека
6. Отработка песенного материала Вырабатывать правильное и ровное пение под музыку, чёткое произношение слов. 2 Муз. Центр, фонотека
7. Закрепление Песня «Кружатся снежинки». Работать над самостоятельным исполнением песни. Корректировка ошибок. 2 Муз. Центр, фонотека
III четверть
1. Вводное занятие. Настроить детей на работу во втором полугодии. 1,5 2. Постановка танца «Танец моряков». Составить с детьми ритмический рисунок танца. Развивать память, точность, воображение, грациозность движений. 0,5 0,5 Муз. Центр, фонотека
3. Отработка движений танца «Танец моряков». Вырабатывать правильные и чёткие движения под музыку. Отработать движения в паре. 2,5 Муз. Центр, фонотека
4. Закрепление движений танца «Танец моряков». Закрепить движения танца. Развивать чувство такта. 2,5 Муз. Центр, фонотека
5. Песня «Мамина песенка». Разучить с детьми песню «Мамина песенка». Добиваться организованности, научить кантиленному пению. 0,5 1 Муз. Центр, фонотека
6. Отработка песенного материала Вырабатывать правильное и ровное пение под музыку, чёткое произношение слов. 3 Муз. Центр, фонотека
7. Закрепление Песня «Мамина песенка». Работать над самостоятельным исполнением песни. Корректировка ошибок. 3 Муз. Центр, фонотека
IV четверть
1. Вводное занятие. Ознакомить с планом на четвёртую четверть. 1,5 2. Постановка танца «Кадриль». Учить самостоятельно составлять ритмические рисунки танца. Учить слушать музыку, выполнять движения строго в такт. Развивать память, внимание. 0,5 0,5 Муз. Центр, фонотека
3. Отработка движений танца «Кадриль». Отработать чёткие движения под музыку . Учить согласовывать движения рук и ног. 2 Муз. Центр, фонотека
4. Закрепление движений танца «Кадриль». Добиться синхронности, чёткости движений. Работать над согласованностью рук и ног в движении. 2 Муз. Центр, фонотека
5. Песня «Годы летят». Разучить с детьми песню «Годы летят». Добиваться организованности, научить кантиленному пению. 0,5 1 Муз. Центр, фонотека
6. Отработка песенного материала Вырабатывать правильное и ровное пение под музыку, чёткое произношение слов. 2 Муз. Центр, фонотека
7. Закрепление Песня «Годы летят». Работать над самостоятельным исполнением песни. Корректировка ошибок. 2 Муз. Центр, фонотека
Список использованной литературы
Азбука танцев. Донецк, 2004.
Бекина С.И. Музыка и движение. М., 1983.
Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М., 1992.
Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. Ростов. 2004.
Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. М. 1993.
Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. М., 2000.
Газета для танцоров – «Звёзды над паркетом» (1997–2007)
Официальное издание Российского Танцевального Союза – «Профессионал.International» (2001–2007)
Официальное издание Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга – «Танцевальный вестник» (1998 – 2007)
Книги по спортивным бальным танцам в электронном виде (А. Мур, У. Лайред и др.) – ресурсы Интернета.