Рабочая программа Основы хореографии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 имени Дважды Героя Советского Союза
Александра Осиповича Шабалина»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения
Протокол №___
от «___» сентября 20 г.
Руководитель методического объединения ____________
«Согласовано»
Зам. директора по ВР____________________
«___» сентября 200__г.
«Утверждено»
Директор школы ____________________
«___» сентября 200__г.
«Рабочая программа объединения дополнительного образования по хореографии
«Основы хореографии»
Срок реализации
Составитель: Кондратюк И.Н.
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
город Онега
2016 -2017 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы хореографии» составлена на основе программы Л.Н. Михеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» под ред. В.А. Горского.
Цель программы состоит в том, чтобы обучить детей основам хореографии, дать возможность детям проявить себя творчески и раскрыться в данной области.
Задачи:
развивать природные данные и способности в хореографическом искусстве;
научить приемам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
изучить хореографические термины и формулировать определения понятий.
В данной программе можно решать различные задачи: 1. Учебные: освоение детьми основ хореографического искусства; овладение лексическим материалом; развитие стремления к общению с искусством; 2. Воспитательные: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира через движение; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 3. Творческие: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами хореографии.
Занятия проводятся в малом спортивном зале.
Программа «Основы хореографии» предназначена для работы с детьми разных возрастных категорий с 1 по 11 классы.
Продолжительность занятий строится из расчета 68 часов (по два часа в неделю) на каждую возрастную группу.
По ходу занятий обучающиеся обсуждают особенности исполнительского мастерства, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области хореографического искусства.
Итог занятий будет подведен в форме выступлений в разных мероприятиях, отчетного концерта с приглашением родителей детей, друзей, других педагогов художественно-эстетического и театрального профиля.
Обоснование актуальности программы.
ФГОС требует активной целенаправленной работы с детьми через личностный подход, диктует новые развивающие формы и методы обучения, отвечающие настоящему времени. Именно на это обращает внимание современное дополнительное образование. Разрабатывая программу «Основы хореографии», сделана попытка объединить в единое целое разные виды искусства, тем самым разнообразив её и повысив интерес к изучению искусства. Содержание программы разработано в соответствии с ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Занятия программы получения знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные формы и методы в ходе урока.
Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
сохранение и охрана здоровья детей.
Критерии оценочной деятельности детей.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: “обратная связь” обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив; достижения не только творческого характера, но и личностного. Если “обратная связь” от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается. Поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение “здоровое”. Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы значит, творческий организм живет и развивается успешно.
Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям: во-первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во-вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять “талантливость” работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. Соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.
Методы и формы работы:
эвристический;
исследовательский;
поощрения;
интеграции;
игровой;
беседы
Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся.
В результате обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать:
названия классических движений;
первичные сведения об искусстве хореографии;
позиции рук и ног;
уметь:
воспринимать движение, как символ свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения любого характера; демонстрировать несложные хореографические постановки.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов Всего часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Введение: термины классического танца, понятие об основных танцевальных движениях
Понятие о координации движения, о позициях рук и ног.
Классический танец
Эстрадный танец
Народный танец
Постановка танцев. Отработка номеров
Концертная деятельность
Всего: Теория
2
3
3
3
3
4 Практика
10
10
10
10
10 2
3
13
13
13
14
10
68
Содержание курса
1.Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях.
Место хореографии в современном мировом искусстве. Беседы о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Освоение терминологии. Азбука природы музыкального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, положение головы. Упражнения для головы (повороты, наклоны). Упражнения для корпуса (наклоны вперёд, назад, поворот в сторону, круговые движения). Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи. Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни. Понятие о природных данных, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития. Понятие об особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций и упражнений для головы, туловища, рук и ног.
2. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног.
3. Классический танец.
Понятие об экзерсисе. Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъём на полупальцы. Шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперёд, назад, с поворотами на '/4 круга. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.
Практическая работа: освоение поз и движений классического танца.
4. Народный танец.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперёд, в сторону, дроби на '/8, гармошка, ёлочка. Каблучное упражнение. Подготовка к верёвочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев. Работа над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд). Детские танцы (снежинки, хоровод с подснежниками, матрёшки, танец солнечных зайчиков).
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
5. Эстрадный танец
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и вращений. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бёдер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п.Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца; индивидуальная работа с наиболее одарёнными учениками.
6. Постановка танцев. Отработка номеров
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце. Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики. Отработка исполнительской техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства. Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического образа.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
7. Концертная деятельность.
Подготовка пригласительных билетов, сценарий отчётного концерта. Подготовка, оформление зала и сцены. Подготовка ведущего концерта. Репетиции. Подготовка видео- и фотосъёмки. Разбор итогов отчётного концерта и других выступлений.
Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий и о продолжении хореографического образования детей, проявивших способности и стремление к освоению профессионального мастерства танцора.
ЛИТЕРАТУРА1.Захаров В. М. Танцы народов мира / В. М. Захаров. В 2 т. - М., 2001.2.Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. - М.,1981.3. Культурно-образовательный комплекс: школа — хореографическое училище - вуз - театр.-М.,2008.4. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. - М., 2006.5. Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / В. Никитин. - М.,1988.6. Севрюков С. П. Методическая разработка по джаз-танцу / С. П. Севрюков. - М., 1992.
7.Вашкевич Н.Н.: История хореография всех веков и народов. - СПб.: Лань:Планета музыки, 2009 8.Красовская Т.М.: Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2009 9.Волынский А.Л.: Книга ликований. Азбука классического танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008 10.Красовская Т.М.: Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008 11.Кюль Т.: Энциклопедия танцев от А до Я. - М.: Мой мир, 2008 12.Левинсон А.Я.: Старый и новый балет. Мастера балета. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008 13.Александрова Н.А.: Танец модерн. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007 14.Ваганова А.Я.: Основы классического танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007 15.Л.В. Браиловская, О.В. Володина и др.: Танцуют все!: Клубные, бальные, восточные танцы. - Ростов на/Д: Феникс, 2007 16.Лопухов А.В.: Основы характерного танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007 17.Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: Владос, 2004 18.Климов А.А.: Основы русского народного танца. - М.: МГУКИ, 2004 19.Мессерер А.: Уроки классического танца. - СПб.: Лань, 2004 20.Телегин А.А.: Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. - Ростов на/Д: Феникс, 2004 21.Шипилина И.А.: Хореография в спорте. - Ростов на/Д: Феникс, 2004 22.Браиловская Л.В.: Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв. - Ростов на/Д: Феникс, 2003 23.Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.: Владос, 2003 24.Звездочкин В.А.: Классический танец. - Ростов на/Д: Феникс, 2003 25.Пуртова Т.В.: Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2003 26.Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М.: Владос, 2002 27.Худож. А.А. Рыбчинский: Учимся танцевать танго. – Минск: Попурри, 2002 28.Коренева Т.Ф.: Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001
Календарно - тематический план
1.Введение. Термины классического танца.
Понятие об основных танцевальных движениях.
2.Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног.
(5 часов)
1.1.Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для корпуса.
1.2.Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Освоение танцевальных позиций.
1.3.Упражнения для корпуса. Упражнения для головы, туловища, рук и ног.
1.4.Освоение танцевальных позиций, упражнения для головы, туловища, рук и ног.
1.5. Понятие координации, апломб.
3. Классический танец (13 часов)
2.1.Позиции ног. Упражнения ног. Позы классического танца. Изучение некоторых характерных танцев.
2.2.Понятие о темпераменте, о чувствах ритма. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы.
2.3.Позиции ног. Полуприседания и полное приседание. Позы классического танца. Изучение некоторых характерных танцев.
2.4.Подъем на полупальцы. Шаги с приставкой. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением, с поворотами.
2.5.Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами.
2.6.Позы классического танца. Танцевальные элементы. Изучение некоторых характерных танцев.
2.7.Упражнения для ног. Круг ногой по полу. Подготовка к вращению. Вращения по позициям. Вращения по диагонали, по кругу.
2.8.Танцевальные элементы. Изучение некоторых характерных танцев.
2.9.Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации танца. Понятие об экзерсисе.
2.10.Шаги с приставкой по всем направлениям в различных сочетаниях. Полуприседания и полные приседания.
2.11.Прыжки на двух ногах, на одной, с переменой ног, с продвижением вперед, назад, с поворотами на 1/4 круга. Основные шаги танца.
2.12.Освоение поз и движений классического танца. Позиции ног. Маленькие и большие броски ногами.
4.Основы народного танца (13 часов)
3.1.Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни. Понятие о природных задатках, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития.
3.2.Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный.
3.3.Элементы русского танца: вынос ноги на каблучок вперед, в сторону, дроби на 1/8, гармошка, елочка, подготовка к веревочке, дробные выстукивания. Каблучное упражнение. Изучение некоторых характерных танцев.
3.4.Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи.
3.5.Понятие об особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
3.6.Постановка танцев. Детские танцы «Матрешки», «Дорога к солнцу», «Купала», «Весну звали», «Гуляю я…», «От Волги до Енисея».
3.7.Повторение изученных танцев.
5. Эстрадный танец (13 часов)
4.1.Танцевальная разминка.
4.2.Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя.
4.3.Техника прыжков и вращений.
4.4.Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата.
4.5.Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя.
4.6.Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя.
4.7.Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п.
4.8.Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца.
4.9.Индивидуальная работа с одаренными учениками.
4.10.Техника прыжков и вращений.
6.Постановка танцев. Отработка номеров (14 часов)
5.1.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце.
5.2.Отработка эстрадно-спортивного танца.
5.3.Тренинг современной танцевальной пластики.
5.4.Тренинг современной танцевальной пластики.
5.5.Отработка исполнительной техники прыжков и вращений.
5.6.Исполнительское мастерство в народном танце.
5.7.Исполнительское мастерство в классическом танце.
5.8.Исполнительское мастерство в эстрадно-спортивном танце.
5.9.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценичекого макияжа.
5.10.Разучивание элементов танца, рисунка танца.
5.11.Закрепление музыкально-ритмического материала в игре.
5.12.Индивидуальная работа с одаренными учениками.
5.13.Классический тренаж: деми и гранд-плие по 1,2 и 3 позициям, батман-тандю вперёд и назад, ронд, фондю, гранд-батман, релевэ на полупальцы, пор-де-бра, сотэ, вращения на месте и по диагонали.
5.14. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
7. Концертная деятельность (10 часов).
6.1.Подготовка к отчетному концерту. Сценарий. Отработка всех выученных танцев.
6.2.Подготовка пригласительных билетов на отчетный концерт. Оформление зала и сцены. Репетиции.
6.3. Участие в различных мероприятиях. Обсуждение, оценка выступлений.
6.4. Беседы о продолжении хореографического образования детей.
6.5.Отчетный концерт. Подведение итогов.
ИТОГО: Всего — 68 часов.